Урок по химии «Окислительно-восстановительные реакции» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Саранска
Учитель химии: Нуянзина М.И.
Тема урока. Окислительно-восстановительные реакции
Тип урока. Приобретение новых знаний.
Задачи урока:
Обучающие: Познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов – с окислительно-восстановительными реакциями (ОВР); научить учащихся расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Развивающие: Продолжить развитие логического мышления, умений анализировать и сравнивать, формирование интереса к предмету; показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.
Воспитательные: Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки.
Методы и методические приемы. Рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование и реактивы:
· персональный компьютер, видеопроектор, презентация “Окислительно-восстановительные реакции»;
· штатив с пробирками;
· раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, железная кнопка;
· периодическая система Д. И.Менделеева.
Ход урока.
слайд 1
Здравствуйте, уважаемые друзья! Наш урок я назвала: «Кто-то теряет, а кто-то находит…». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос.
Эпиграфом нашего урока будут слова Станислава Лема:
слайд 2
«Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать». Давайте выясним, что же мы все-таки знаем. Я предлагаю вам химическую разминку.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными видами классификации химических реакций. Итак, какие бывают реакции?
(Обратимые и необратимые, гомогенные и гетерогенные, зкзо- и эндотермические, каталитические и не каталитические, реакции соединения, разложения, замещения и обмена).
Т.о., все химические реакции делятся на:
слайд 3
(даются определения).
слайд 4
Дайте характеристику реакциям по всем известным признакам классификации.
слайд 5
Сегодня мы познакомимся с новой классификацией химических реакций.
Открываем рабочие тетради и записываем тему урока – ОВР. Что означает эта аббревиатура, мы расшифруем позднее.
Что такое СО? (СО – это условный заряд атома ХЭ в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов). СО численно равна валентности. Различие состоит в том, что валентность обозначается римскими цифрами и не имеет знака, а СО – арабскими, имеет знак, который ставится перед значением СО. У простых веществ и неполярных молекул СО равна нулю. Сумма СО атомов в молекуле всегда равна нулю.
слайд 6
Определите СО элементов в следующих веществах:
HNO3, Mg(NO3)2, Zn, H2SO4, Br2, H3PO4, Cu2O, O3, NaNO2, КMnO4.
слайд 7
Лабораторный опыт
Проведите реакции между раствором сульфата меди (II) и:
1) раствором гидроксида натрия
2) железной кнопкой.
Укажите признаки химических реакций, запишите молекулярные уравнения и определите степень окисления каждого элемента.
Сравните эти реакции. Чем они отличаются друг от друга? Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях? ( В первом уравнении степени СО не изменились, а во втором изменились – у меди и железа). По какому признаку можно классифицировать реакции? (По изменению СО).
Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным. Попробуйте дать определение окислительно-восстановительных реакций.
(ОВР – реакции, протекающие с изменением СО элементов).
слайд 8
Т.о., многообразие классификаций химических реакций по различным признакам можно дополнить ещё одним – реакции, протекающие с изменением и без изменения СО.
Что же произошло в результате ОВР? До реакции у железа была степень окисления 0, после реакции стала +2. Как видим, СО повысилась, следовательно, железо отдает 2 электрона.
У меди до реакции степень окисления +2, после реакции – 0. Как видим, СО понизилась. Следовательно, медь принимает 2 электрона.
Железо отдает электроны, оно является восстановителем, а процесс передачи электронов называется окислением.
Медь принимает электроны, она – окислитель, а процесс присоединения электронов называется восстановлением. Запишем схемы этих процессов:
Итак, дайте определение понятий «восстановитель» и «окислитель».
Какое определение можно дать процессам восстановления и окисления?
Запишите определения в тетрадь.
слайд 9
ОВР представляют собой единство двух противоположных процессов - окисления и восстановления. В этих реакциях происходит отдача и присоединение электронов. Вот почему выбран девиз урока: « Кто-то теряет, а кто-то находит…»
слайд 10
«Окислитель как отъявленный злодей,
Как пират, бандит, агрессор, Бармалей,
Отнимает электроны - и ОК!
Потерпев урон, восстановитель
Восклицает: «Вот я, помогите!
Электроны мне мои верните!»
Но никто не помогает и ущерб
Не возмещает…»
Запомните!
Отдать электроны – окислиться.
Взять электроны – восстановиться.
Т.о., металлы – это сильные восстановители, а неметаллы – сильные окислители. Поэтому в ПС в периодах слева направо восстановительные свойства будут уменьшаться, а окислительные – увеличиваться; в группах главных подгруппах сверху вниз восстановительные свойства – увеличиваться, а окислительные – уменьшаться.
Для подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций используют метод электронного баланса.
Д.О. (видео) Взрыв смеси красного фосфора с бертолетовой солью
5 K ClO3 + 6P = 5KCl + 3P2O5
слайд 11
Какие из приведенных схем уравнений можно отнести к ОВР? Определите типы реакций.
1) СаСО3 → СаО + СО2
2) 2KMnO4 → K2MnО4 + MnО2 + О2↑
3) N2 + 3Н2 → 2NН3
4) N2O5 + H2O → 2HNO3
5) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2↑
6) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl
7) 2CuS + 3О2 → 2СuО + 2SО2↑
слайд 12
Вывод: Окислительно-восстановительными будут являться все реакции замещения, те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество, а также реакции горения.
Все реакции ионного обмена не ОВР.
слайд 13
Окислительно-восстановительные процессы встречаются не только на уроках химии. Это и дыхание, и обмен веществ в организме, порча пищевых продуктов, процессы фотосинтеза у растений, брожения, гниения, сгорание топлива, выплавка металлов и другие процессы.
Напрашивается вопрос, возможно ли было возникновение жизни на нашей планете без участия окислительно-восстановительных процессов? (Нет).
слайды 14-18 (Выполнение тестовых заданий. Проверка.)
слайд 19
Вывод: Т.о., на сегодняшнем уроке мы познакомились с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов – с окислительно-восстановительными реакциями и выяснили, что коэффициенты в уравнениях ОВР можно расставить методом электронного баланса.
Оценки.
Домашнее задание: §44, упр.1,7 /data/files/d1486492769.pptx (Окислительно-восстановительные реакции.)