12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нуянзина Марина Ивановна1060
Россия, Мордовия респ., Саранск
5

Урок по химии «Окислительно-восстановительные реакции»



МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Саранска

Учитель химии: Нуянзина М.И.

Тема урока. Окислительно-восстановительные реакции

Тип урока.  Приобретение новых знаний.

Задачи урока:

Обучающие:  Познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов – с окислительно-восстановительными реакциями (ОВР); научить учащихся расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

Развивающие: Продолжить развитие логического мышления, умений анализировать и сравнивать, формирование интереса к предмету; показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.

Воспитательные: Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки.

Методы и методические приемы. Рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование и реактивы:

·  персональный компьютер, видеопроектор, презентация “Окислительно-восстановительные реакции»;

·  штатив с пробирками;

·  раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, железная кнопка;

·  периодическая система Д. И.Менделеева.

Ход урока.

слайд 1

 Здравствуйте, уважаемые друзья! Наш урок я назвала: «Кто-то теряет, а кто-то находит…». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

Эпиграфом нашего урока будут слова Станислава Лема:

слайд 2 

 «Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать».  Давайте выясним, что же мы все-таки знаем. Я предлагаю вам химическую разминку.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными видами классификации химических реакций. Итак, какие бывают реакции?

(Обратимые и необратимые, гомогенные и гетерогенные, зкзо- и эндотермические, каталитические и не каталитические, реакции соединения, разложения, замещения и обмена).

Т.о., все химические реакции делятся на:

слайд 3

(даются определения).

 слайд 4

 

Дайте характеристику реакциям по всем известным признакам классификации.

слайд 5

Сегодня мы познакомимся с новой классификацией химических реакций.

Открываем рабочие тетради и записываем тему урока – ОВР. Что означает эта аббревиатура, мы расшифруем позднее.

Что такое СО? (СО – это условный заряд атома ХЭ в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов). СО численно равна валентности. Различие состоит в том, что валентность обозначается римскими цифрами и не имеет знака, а СО – арабскими, имеет знак, который ставится перед значением СО. У простых веществ и неполярных молекул СО равна нулю. Сумма СО атомов в молекуле всегда равна нулю.

слайд 6

Определите СО элементов в следующих веществах:

HNO3, Mg(NO3)2, Zn, H2SO4, Br2, H3PO4, Cu2O, O3, NaNO2, КMnO4.

 

слайд 7

Лабораторный опыт

Проведите реакции между раствором сульфата меди (II) и:

1) раствором гидроксида натрия

2) железной кнопкой.

Укажите признаки химических реакций, запишите молекулярные уравнения и определите степень окисления каждого элемента.

Сравните эти реакции. Чем они отличаются друг от друга? Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях? ( В первом уравнении степени СО не изменились, а во втором изменились – у меди и железа). По какому признаку можно классифицировать реакции? (По изменению СО).

 Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным. Попробуйте дать определение окислительно-восстановительных реакций.

(ОВР – реакции, протекающие с изменением СО элементов).

слайд 8

Т.о., многообразие классификаций химических реакций по различным признакам можно дополнить ещё одним – реакции, протекающие с изменением и без изменения СО.

Что же произошло в результате ОВР? До реакции у железа была степень окисления 0, после реакции стала +2. Как видим, СО повысилась, следовательно, железо отдает 2 электрона.

У меди до реакции степень окисления +2, после реакции – 0. Как видим, СО понизилась. Следовательно, медь принимает 2 электрона.

Железо отдает электроны, оно является восстановителем, а процесс передачи электронов называется окислением.

Медь принимает электроны, она – окислитель, а процесс присоединения электронов называется восстановлением. Запишем схемы этих процессов:

Итак, дайте определение понятий «восстановитель» и «окислитель».

Какое определение можно дать процессам восстановления и окисления?

Запишите определения в тетрадь.

слайд 9

 ОВР представляют со­бой единство двух противоположных процессов - окисления и восста­новления. В этих реакциях происходит отдача и присоединение электронов. Вот почему выбран девиз урока: « Кто-то теряет, а кто-то находит…»

слайд 10

«Окислитель как отъявленный злодей,

Как пират, бандит, агрессор, Бармалей,

Отнимает электроны - и ОК!

Потерпев урон, восстановитель

Восклицает: «Вот я, помогите!

Электроны мне мои верните!»

Но никто не помогает и ущерб

Не возмещает…»

Запомните!

Отдать электроны – окислиться.

Взять электроны – восстановиться.

Т.о., металлы – это сильные восстановители, а неметаллы – сильные окислители. Поэтому в ПС в периодах слева направо восстановительные свойства будут уменьшаться, а окислительные – увеличиваться; в группах главных подгруппах сверху вниз восстановительные свойства – увеличиваться, а окислительные – уменьшаться.

Для подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций используют метод электронного баланса.

Д.О.  (видео) Взрыв смеси красного фосфора с бертолетовой солью

5 K ClO3 + 6P = 5KCl + 3P2O5

слайд 11

Какие из приведенных схем уравнений можно отнести к ОВР? Определите типы реакций.

1) СаСО3 → СаО + СО2

2) 2KMnO4 → K2MnО4 + MnО2 + О2↑

3) N2 + 3Н2 → 2NН3

4) N2O5 + H2O → 2HNO3

5) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2↑

6) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl

7) 2CuS + 3О2 → 2СuО + 2SО2↑

слайд 12 

Вывод: Окислительно-восстановительными будут являться все реакции замещения, те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество, а также реакции горения.

Все реакции ионного обмена не ОВР.

слайд 13

Окислительно-восстановительные процессы встречаются не только на уроках химии. Это и дыхание, и обмен веществ в организме, порча пищевых продуктов, процессы фотосинтеза у растений, брожения, гниения, сгорание топлива, выплавка металлов и другие процессы.

Напрашивается вопрос, возможно ли было возникновение жизни на нашей планете без участия окислительно-восстановительных процессов? (Нет).

слайды 14-18 (Выполнение тестовых заданий. Проверка.)

слайд 19

 

Вывод: Т.о., на сегодняшнем уроке мы познакомились с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов – с окислительно-восстановительными реакциями и выяснили, что коэффициенты в уравнениях ОВР можно расставить методом электронного баланса.

Оценки.

Домашнее задание: §44, упр.1,7 /data/files/d1486492769.pptx (Окислительно-восстановительные реакции.)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.