Урок по химии «Окислительно-восстановительные реакции» (8 класс)

5
0
Материал опубликован 7 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Саранска

Учитель химии: Нуянзина М.И.

Тема урока. Окислительно-восстановительные реакции

Тип урока.  Приобретение новых знаний.

Задачи урока:

Обучающие:  Познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов – с окислительно-восстановительными реакциями (ОВР); научить учащихся расставлять коэффициенты методом электронного баланса.

Развивающие: Продолжить развитие логического мышления, умений анализировать и сравнивать, формирование интереса к предмету; показать разнообразие и значение ОВР в природе и повседневной жизни.

Воспитательные: Формировать научное мировоззрение учащихся; совершенствовать трудовые навыки.

Методы и методические приемы. Рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование и реактивы:

·  персональный компьютер, видеопроектор, презентация “Окислительно-восстановительные реакции»;

·  штатив с пробирками;

·  раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия, железная кнопка;

·  периодическая система Д. И.Менделеева.

Ход урока.

слайд 1

 Здравствуйте, уважаемые друзья! Наш урок я назвала: «Кто-то теряет, а кто-то находит…». Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? В течение урока мы постараемся ответить на этот вопрос.

Эпиграфом нашего урока будут слова Станислава Лема:

слайд 2 

 «Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать».  Давайте выясним, что же мы все-таки знаем. Я предлагаю вам химическую разминку.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с различными видами классификации химических реакций. Итак, какие бывают реакции?

(Обратимые и необратимые, гомогенные и гетерогенные, зкзо- и эндотермические, каталитические и не каталитические, реакции соединения, разложения, замещения и обмена).

Т.о., все химические реакции делятся на:

слайд 3

(даются определения).

 слайд 4

 

Дайте характеристику реакциям по всем известным признакам классификации.

слайд 5

Сегодня мы познакомимся с новой классификацией химических реакций.

Открываем рабочие тетради и записываем тему урока – ОВР. Что означает эта аббревиатура, мы расшифруем позднее.

Что такое СО? (СО – это условный заряд атома ХЭ в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят только из ионов). СО численно равна валентности. Различие состоит в том, что валентность обозначается римскими цифрами и не имеет знака, а СО – арабскими, имеет знак, который ставится перед значением СО. У простых веществ и неполярных молекул СО равна нулю. Сумма СО атомов в молекуле всегда равна нулю.

слайд 6

Определите СО элементов в следующих веществах:

HNO3, Mg(NO3)2, Zn, H2SO4, Br2, H3PO4, Cu2O, O3, NaNO2, КMnO4.

 

слайд 7

Лабораторный опыт

Проведите реакции между раствором сульфата меди (II) и:

1) раствором гидроксида натрия

2) железной кнопкой.

Укажите признаки химических реакций, запишите молекулярные уравнения и определите степень окисления каждого элемента.

Сравните эти реакции. Чем они отличаются друг от друга? Изменились ли степени окисления элементов в этих реакциях? ( В первом уравнении степени СО не изменились, а во втором изменились – у меди и железа). По какому признаку можно классифицировать реакции? (По изменению СО).

 Вторая реакция относится к окислительно-восстановительным. Попробуйте дать определение окислительно-восстановительных реакций.

(ОВР – реакции, протекающие с изменением СО элементов).

слайд 8

Т.о., многообразие классификаций химических реакций по различным признакам можно дополнить ещё одним – реакции, протекающие с изменением и без изменения СО.

Что же произошло в результате ОВР? До реакции у железа была степень окисления 0, после реакции стала +2. Как видим, СО повысилась, следовательно, железо отдает 2 электрона.

У меди до реакции степень окисления +2, после реакции – 0. Как видим, СО понизилась. Следовательно, медь принимает 2 электрона.

Железо отдает электроны, оно является восстановителем, а процесс передачи электронов называется окислением.

Медь принимает электроны, она – окислитель, а процесс присоединения электронов называется восстановлением. Запишем схемы этих процессов:

Итак, дайте определение понятий «восстановитель» и «окислитель».

Какое определение можно дать процессам восстановления и окисления?

Запишите определения в тетрадь.

слайд 9

 ОВР представляют со­бой единство двух противоположных процессов - окисления и восста­новления. В этих реакциях происходит отдача и присоединение электронов. Вот почему выбран девиз урока: « Кто-то теряет, а кто-то находит…»

слайд 10

«Окислитель как отъявленный злодей,

Как пират, бандит, агрессор, Бармалей,

Отнимает электроны - и ОК!

Потерпев урон, восстановитель

Восклицает: «Вот я, помогите!

Электроны мне мои верните!»

Но никто не помогает и ущерб

Не возмещает…»

Запомните!

Отдать электроны – окислиться.

Взять электроны – восстановиться.

Т.о., металлы – это сильные восстановители, а неметаллы – сильные окислители. Поэтому в ПС в периодах слева направо восстановительные свойства будут уменьшаться, а окислительные – увеличиваться; в группах главных подгруппах сверху вниз восстановительные свойства – увеличиваться, а окислительные – уменьшаться.

Для подбора коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций используют метод электронного баланса.

Д.О.  (видео) Взрыв смеси красного фосфора с бертолетовой солью

5 K ClO3 + 6P = 5KCl + 3P2O5

слайд 11

Какие из приведенных схем уравнений можно отнести к ОВР? Определите типы реакций.

1) СаСО3 → СаО + СО2

2) 2KMnO4 → K2MnО4 + MnО2 + О2↑

3) N2 + 3Н2 → 2NН3

4) N2O5 + H2O → 2HNO3

5) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2↑

6) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl

7) 2CuS + 3О2 → 2СuО + 2SО2↑

слайд 12 

Вывод: Окислительно-восстановительными будут являться все реакции замещения, те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество, а также реакции горения.

Все реакции ионного обмена не ОВР.

слайд 13

Окислительно-восстановительные процессы встречаются не только на уроках химии. Это и дыхание, и обмен веществ в организме, порча пищевых продуктов, процессы фотосинтеза у растений, брожения, гниения, сгорание топлива, выплавка металлов и другие процессы.

Напрашивается вопрос, возможно ли было возникновение жизни на нашей планете без участия окислительно-восстановительных процессов? (Нет).

слайды 14-18 (Выполнение тестовых заданий. Проверка.)

слайд 19

 

Вывод: Т.о., на сегодняшнем уроке мы познакомились с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окисления элементов – с окислительно-восстановительными реакциями и выяснили, что коэффициенты в уравнениях ОВР можно расставить методом электронного баланса.

Оценки.

Домашнее задание: §44, упр.1,7 /data/files/d1486492769.pptx (Окислительно-восстановительные реакции.)

Предварительный просмотр презентации

« Кто-то теряет, а кто-то находит…»

«Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать“ Станислав Лем

Классификация химических реакций Химические реакции По числу исходных и конечных в-в По направлению По использо- ванию катализатора По агрегатному состоянию в-в По тепловому эффекту Реакции соединения Реакции разложения Реакции замещения Реакции обмена Обратимые Необратимые Катали- тические Некатали- тические Гомогенные Гетерогенные Экзо- термические Эндо- термические

Дайте характеристику реакциям по всем известным признакам классификации. t,MnO2 2КClO3(т) → 2KCl(т) + 3O2(г)↑ - Q 2NO(г) + O2(г) ⇄ 2NO2(г) + Q C(т) + CO2(г) ⇄ 2CO(г) - Q

Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции»

Определите степень окисления элементов в веществах, формулы которых: HNO3, Mg(NO3)2, Zn, H2SO4, Br2, H3PO4, Cu2O, O3, NaNO2, КMnO4

Лабораторный опыт Проведите реакции между раствором сульфата меди (II) и: раствором гидроксида натрия, железной кнопкой. Укажите признаки химических реакций, запишите молекулярные уравнения и определите степень окисления каждого элемента.

Классификация химических реакций Химические реакции По числу исходных и конечных в-в По направлению По использо- ванию катализатора По фазовому составу По тепловому эффекту Реакции соединения Реакции разложения Реакции замещения Реакции обмена Обратимые Необратимые Катали- тические Некатали- тические Гомогенные Гетерогенные Экзо- термические Эндо- термические По изменению СО атомов элементов ОВР Без изменения СО

ОВР – это такие реакции, при которых происходит изменение СО элементов. Окисление – это процесс отдачи электронов, степень окисления при этом повышается. Восстановление – это процесс присоединения электронов, степень окисления при этом понижается. Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, являются восстановителями. Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями.

«Окислитель как отъявленный злодей, Как пират, бандит, агрессор, Бармалей, Отнимает электроны - и ОК! Потерпев урон, восстановитель Восклицает: «Вот я, помогите! Электроны мне мои верните!»… Но никто не помогает и ущерб Не возмещает…» Запомните! Отдать электроны – окислиться, взять электроны – восстановиться

Какие из приведенных схем уравнений можно отнести к ОВР? Определите типы реакций. 1) СаСО3 → СаО + СО2 2) 2KMnO4 → K2MnО4 + MnО2 + О2↑ 3) N2 + 3Н2 → 2NН3 4) N2O5 + H2O → 2HNO3 5) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2↑ 6) AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl 7) 2CuS + 3О2 → 2СuО + 2SО2↑

Вывод: К окислительно-восстановительным реакциям относятся: все реакции замещения; только те реакции соединения и разложения, в которых участвует хотя бы одно простое вещество; реакции горения. Все реакции ионного обмена не будут являться окислительно-восстановительными!

Многообразие окислительно-восстановительных реакций

Тестовое задание Задание № 1. I вариант К ОВР не относится реакция, представленная схемой: А) N2 + 3Н2 → 2NН3 Б) Mg + 2HCl → MgCl2 + H2↑ В) MgCO3 → MgO + CO2 ↑ Г) 2CuO → 2Cu + O2↑ Задание № 1. II вариант К ОВР относится реакция, представленная схемой: А) H2O + CaO → Ca(OH)2 Б) H2O + N2O5 → 2HNO3 В) Na2CO3 +2HCl →2NaCl+ H2O+CO2 Г) CuO + H2 → Cu + H2O

Тестовое задание Задание № 2. I вариант В каком соединении степени окисления элементов равны -3 и +1 А) NF3 Б) Cl2O3 В) NH3 Г) AlCl3 Задание № 2. II вариант В каком соединении степени окисления элементов равны +3 и -2 А) NF3 Б) Cl2O3 В) NH3 Г) AlCl3

Тестовое задание Задание № 3. I вариант Схема Na0 → Na+1 отражает процесс: А) Окисления Б) Восстановления В) Нейтрализации Г) Диссоциации Задание № 3. II вариант Схема Сl0 → Сl-1 отражает процесс: А) Окисления Б) Восстановления В) Нейтрализации Г) Диссоциации

Тестовое задание Задание № 4. I вариант Восстановительные свойства простых веществ, образованных элементами второго периода, с увеличением заряда ядра: А) Уменьшаются Б) Усиливаются В) Изменяются периодически Г) Не изменяются Задание № 4. II вариант Окислительные свойства простых веществ, образованных элементами седьмой группы главной подгруппы с увеличением заряда ядра: А) Уменьшаются Б) Усиливаются В) Изменяются периодически Г) Не изменяются

Ответы I вариант 1 - В 2 - В 3 - А 4 - А II вариант 1 - Г 2 - Б 3 - Б 4 - А

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации