Проверочная работа №1 по курсу «История начального образования»
Проверочная работа №1 по курсу «История начального образования»
Ф.И.О._Ермизина Софья Александровна ______________________________________________
Курс, группа___ПНК-21_________________________________________
Рассмотрите изображения на иконах. Определите, кто изображен на них. Какое отношение к просвещению и развитию школы на Руси имеют эти святые?
1 Святые Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки
2 Равноапостольный князь Владимир – развитие грамотности на Руси, книжного дела, культуры
3 Ярослав Мудрый способствовал созданию школ в крупнейших русских городах. В 1028 ᴦ. по его указу открылась школа в Новгороде для обучения детей священников и горожан
4 Ефросинья Полоцкая -создания русских школ при монастырях и школьных библиотек на Руси.___________________________________________________________________ 1 2 3 4
2. Известно, что библиотеки существовали еще в Древней Руси. Кому принадлежит честь создателя первой библиотеке на Руси? Напишите. Отметьте знаком (крестик, галочка), храм, где была расположена эта библиотека.
Ярослав Мудрый Успенский собор во Владимире/Софийский собор в Великом Новгороде/Успенский собор в Кремле
Киево-Печерская Лавра Троице – Сергиева Лавра Собор Святой Софии в Киеве
3) Отметьте основные черты древнерусской педагогики:
А) учреждалась исключительно гражданской властью
Б) опиралась на христианско-православную традицию;
В) основывалась на античной культуре;
Г) учение понимала как два самостоятельных процесса - обучение и воспитание;
Д) понимала учение как духовное возрастание человека, просвещение светом христианской веры;
Е) носила исключительно церковный характер.
4) «Поучение детям» Владимира Мономаха – памятник педагогической мысли Древней Руси:
А) 10 века;
Б) 11 века;
В) 12 века.
5) Обозначьте перед каждым фрагментом текста, из какого произведения отрывок?
А) «Поучение детям» Владимира Мономаха;
Б) «О законе и благодати» митр. Иллариона;
В) «Домострой»;
_____ «…И хотя прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском, не различали правой и левой руки и, прилежа земному, нисколько не заботились о небесном, ниспослал Господь и нам заповеди, ведущие в жизнь вечную, по пророчеству Осии: и будет в день тот, говорит Господь, дам завет им быть в союзе с птицами небесными и зверями полевыми, и скажу не Моему народу: «ты — народ Мой», и он скажет Мне: «Ты — Господь Бог мой» (Ос. 2,16.18.23; см.: Рим. 9,25; 1 Петр. 2,10).
…Итак, быв чуждыми, наречены мы народом Божиим, быв врагами, названы сынами Его…»
______ «Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив… Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею…
Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они; ни затворничеством, ни монашеством, ни постом, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию…»
_____ «Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху Божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец - сыновей, а мать - дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст…»
«Воздающие же честь отцу-матери, повинующиеся им во всем по-божески, во всем станут утешением для родителей, и в день печали спасет их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое… Утешающий мать свою творит волю Божью и угождающий отцу в благости проживет...
Если же оскудеют в старости отец или мать, не обесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труд отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как они о вас. Не говори: много сделал им доброго, что одеваю, кормлю и всем обеспечиваю, - это еще тебя не освобождает от сыновнего почтения…»
6) Сформулируйте значение преп. Сергия Радонежского для педагогической науки
Одна из идей Преподобного Сергия Радонежского состоит в том, что человек, стремящийся воспитать в себе высокие, благородные чувства, должен избегать порочной атмосферы, стараясь обрести гармонию между своими духовными помыслами и окружающей внешней средой. Сергий полностью сохранил механизм духовной эволюции человеческого сознания. Через все учение Сергия Радонежского красной нитью проходит идея сердечной молитвы, которая объединяет в себе различные уровни этого делания. ... Ученики преп. Сергия создавали новые и новые монастырские обители с общежительным уставом
а так же
идея преемственности
идея целостного и комплексного воспитания
идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой
идея непрерывности воспитания
идея общинного (соборного) единения
идея бескорыстного служения обществу
Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, мы утверждаем мысль о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества...
7) Братские школы на Юго-Западе Руси возникли по причинам:
А) Широкое развитие просвещения в Юго-Западных землях;
Б) Необходимость противостоять влиянию иезуитского ордена;
В) Защита православного вероучения и воспитание в нем юношества;
8) Рассмотрите изображения. Определите изображенных ниже святых, деятелей просвещения. Охарактеризуйте их вклад в дело развития русской школы.
1._ Митрополит Макарий Московский
Святитель Макарий внес огромный вклад в развитие древнерусской письменности._________________________________________________
2._Максим Грек
Просветительская деятельность в России связана с переводом греч. книг. Исправлял обязательные для изучения в школе Часослов и Псалтырь. Сделал полный перевод Толковой псалтыри. Сообщил рус. читателю массу сведений по культуре античности, средневековья и Возрождения, познакомил его с открытием Нового Света
3._Иван Федоров
Развитие книгопечатания на Руси Первопечатник Иван Федоров____________________________________________________________________________________________________
4._Симеон Полоцкий
Усилиями Симеона Полоцкого в Полоцкой братской школе была значительно расширена программа обучения: в дополнение к белорусскому языку включались для изучения русский и польский, большее внимание уделялось грамматике, осваивались риторика и поэзия. В 1661 году Симеон Полоцкий навсегда переселился в Москву, где деятельность и поэтический талант выходца из Беларуси могли получить плодотворное применение. И действительно, в Москве он сразу получил место учителя латинского языка в школе Спасского монастыря____________________________________________________
8) Определите название книги, имя ее автора, время и место создания
А) Иван Федоров
В 1574 г. он выпускает во Львове первую славянскую «Азбуку» (печатный русский букварь)
Б) Букварь Кариона Истомина, издан в Москве в 1694г.
8) Первое высшее учебное заведение на Руси, его создатели
В 1687 году в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия, готовившая священников, переводчиков, преподавателей и редакторов книг для печатного двора.
Братья Лихуды – основатели славяно-греко-латинской академии
И. Гизель –ректор Киево-братской коллегии