12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яшина Ольга Валерьевна76
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

Рабочая программа по учебному курсу «История»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА №25 ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

РАБОЧАЯ программа

мир истории

6 а класс

2021 / 2022 учебный год

 

Составитель:

Яшина О.В.

учитель,

высшая кв. к.

 

Санкт-Петербург

2021

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по истории 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант 5-9 классы ГБОУ школы № 25 предмета «Мир истории», соответствующая ФГОС «истории».

Рабочая программа соответствует учебному плану ГБОУ школы № 25 на 2021-2022 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год (исходя из 34 учебных недель в году).

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по ГБОУ школе № 25 в списке учебников, используемых в 2021 - 2022 учебном году:

Мир истории. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018 г.

Рабочая тетрадь «Мир истории», 6 класс / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н. Федорова. – М.: «Просвещение, 2018.

Предмет «Мир истории» относится к предметной области «Человек и общество». Предмет изучается в 6 классе (один год).

 

Планируемые результаты

 

Освоение обучающимися предмета мир истории предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

 

Личностные результаты

 

осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Предметные результаты:

 

Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас.

 

Минимальный уровень:

Знают и используют в самостоятельной речи основные понятия из раздела (предки, потомки, вчера, сегодня, завтра);

Знают историю происхождения имени, фамилии, отчества;

Знают государственные символы РФ (герб, флаг, гимн);

Называют самостоятельно или с помощью картинок основные временные понятия;

Имеют общие представления о понятии исторического времени;

Называют вещественные и письменные исторические источники с помощью картинок;

 

Достаточный уровень:

Знают основные понятия и термины, используют их в самостоятельной речи, пересказах, в ответах на вопросы (страна, президент, век, «лента времени», древнейшие люди, ремесло, земледелие, скотоводство, род, племя);

Знают биографию своей семьи, участвуют в диалогах и беседах;

Знают основы государственного устройства РФ (название местности где мы живем: край, область и т.д.; название страны, столица; национальный состав);

Ориентируются во времени, перечисляют основные временные понятия: прошлое – давно, недавно, вчера; настоящее – сегодня, сейчас; будущее – завтра, через день, через месяц, через год;

Различают способы получения знаний о прошлом: археология, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах);

 

Раздел II. История Древнего мира

 

Минимальный уровень:

Имеют общие представления о происхождении Земли;

Знают, что человек произошёл от обезьяны, по картинке описывают его внешний облик;

Знают основные занятия древнейших людей (охота, собирательство, рыболовство);

Узнают древнейшие орудия труда.

 

Достаточный уровень:

Имеют общие представления о ледниковом периоде.

Перечисляют версии появления человека на Земле (научные, религиозные);

Описывают внешний облик человека выделяя сходства и различия с обезьяной;

Имеют общие представления о жизни древних охотников, кочевников и собирателей;

Объясняют, причины появления новых занятий у древнейших людей (охота – скотоводство, собирательство - земледелие);

Правильно используют в речи понятия: семья, община, род, племя.

 

Раздел III. История вещей и дел человека

 

Минимальный уровень:

Имеют общие представления о том, как в древности добывали огонь;

Имеют общие представления о появлении у человека жилища, мебели, каши, хлеба, картофеля, посуды, одежды, обуви;

Классифицируют изображения профессии людей, связанных с изготовлением мебели, посуды, одежды и обуви.

 

Достаточный уровень:

Объясняют самостоятельно или с помощью вопросов учителя значение использования огня и воды в жизни человека;

Называют и соотносят с изображением первые жилища человека, объясняют, как климатические условия влияли на изменения в их строительстве;

Перечисляют способы добывания пищи и способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, культурными традициями;

Знают способы изготовления деревянной и глиняной посуды;

Знают способы изготовления одежды, перечисляют используемые материалы и инструменты;

Перечисляют название обуви в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

 

Раздел IV. История человеческого общества

 

Минимальный уровень:

Имеют общие представления о жизни древних славян;

Называют религию древних славян (язычество, многобожие, поклонение силам природы);

Имеют общие представления о появлении письменности на Руси;

Общие представления о понятии война.

 

Достаточный уровень:

Перечисляют причины зарождения религиозных верований;

Имеют общие представления о возникновении мировых религий (буддизм, христианство, ислам);

Общие представления о понятии экономика, как о показателе бедности или богатства государства;

Называют общие причины и последствия войн.

 

Содержание курса

Введение

Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас (повторение)

 

История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России (2—3 примера). История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Семейный альбом. Понятие о родословной.

Понятия: поколение, предки, потомки.

 

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография. Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто и когда построил этот дом. Соседи. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях. История улицы. Название улиц, их происхождение. Улица моего дома, моей школы. Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия. Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города. Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственные герб, флаг, гимн. Руководство страны, республики. Понятие о большой и малой родине. Соседние государства. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.

 

Представления о времени в истории:

 

Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем.

Понятия: вчера, сегодня, завтра.

 

Приборы для отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени. Новые сведения.

Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), лента времени.

 

Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).

Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера — прошлое; сегодня, сейчас — настоящее; завтра, через день, через месяц, через год — будущее.

 

Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).

 

Начальные представления об истории:

 

История — наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3—4 примера). Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор). Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте. Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

 

Раздел II. История Древнего мира

 

История появления и развития древнего человека

 

Повторение. Человек — житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания. Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Места обитания. Стадный образ жизни. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века. Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований. Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Кочевники. Первые сообщества. Изменение климата Земли. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

 

Человек разумный

 

Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени.

 

Раздел III. История вещей и дел человека

 

История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней):

 

Повторение. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, производство пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха, его последствия в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, лазерная, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества (см. программу по природоведению).

 

История использования человеком воды:

 

Повторение. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.

 

История жилища человека:

 

Повторение. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

 

История появления мебели:

Повторение. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.

 

История питания человека:

Повторение. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества. Добывание пищи древним человеком как его борьба за выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота; земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение животных человеком для улучшения питания и других хозяйственных нужд. История хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями. Влияние природных условий на традиции в питании разных народов как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

 

История появления посуды:

 

Повторение. Понятие о посуде и ее назначении. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3—4 примера). Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции в ее изготовлении (3—4 примера). Посуда из других материалов. История фарфора, история хрусталя; посуда из драгоценных металлов. Изготовление посуды как искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.

 

История появления одежды и обуви:

 

Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции в изготовлении одежды (2—3 примера). Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.

 

Раздел IV. История человеческого общества

 

Повторение. Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи. Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления). Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, иудаизм, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религий для духовной жизни человечества.

 

Понятия о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2—3 примера). Направления в науке, астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки.

История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления). История воспитания и образования. Особенности воспитания в первобытном обществе. Сословия в обществе и содержание образования. История школы. Влияние образования на развитие науки, духовной и культурной среды человека. Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об общечеловеческих ценностях и культурных нормах. Культура материальная и духовная. Понятие о цивилизации. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

 

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Устройство государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах, государственных законах, демократии (доступно, на примерах). Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве. Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические, освободительные. Исторические уроки войн.

 

 

 

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основные организационные формы обучения, доступные для данной категории обучающихся, направлены на овладение ими программными знаниями, формирование у них умений и навыков применения этих знаний в конкретных жизненных ситуациях, организацию совместной деятельности, создание комфортных условий в процессе обучения, выявление склонностей, способностей обучающихся, развитие их личностных качеств. Наиболее приемлемыми для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) являются:

традиционный урок (получения новых знаний, закрепления, повторения и обобщения знаний, контроль знаний, урок развития речи),

нетрадиционный урок (игра, путешествие, экскурсия и т.д.)

интегрированный урок,

практическое занятие,

проектная деятельность.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Классификация видов деятельности

Виды деятельности

Виды деятельности

со словесной основой

Оценка ответов одноклассников

Составление полных, развернутых ответов

Коллективная и самостоятельная работа с печатным и письменным текстом, электронными образовательными ресурсами

Подготовка и представление устных ответов, заданий

Поиск информации в словарях, учебниках, книгах, справочниках и т.д.

Отбор и сравнение материала, необходимого для выполнения поставленных заданий

Коллективное составление плана текста, рассказа

Коллективный выбор пути поиска решения задач

Коллективное выполнение заданий по классификации понятий

Виды деятельности на основе восприятия образа

Просмотр и обсуждение иллюстраций, серии сюжетных картинок, мультфильмов, учебных фильмов, презентаций и т.д.

Коллективное объяснение наблюдаемых действий, явлений

Рассматривание и сравнение предметов, объектов, явлений

Классификация по предложенному признаку

Коллективный анализ схем, таблиц, графиков

Коллективный анализ проблемных учебных ситуаций

Обобщение по сходному признаку

Виды деятельности с практической основой

Совместная постановка опытов для демонстрации

Выполнение практических работ

Совместное проведение исследовательских работ

Моделирование и конструирование

Решение социально-значимых задач на практике

Подготовка и оформление результатов самостоятельной работы в ходе учебной

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля

Работа по устной, письменной инструкции, образцу, схеме, правилу, алгоритму

Совместное планирование последовательности практических действий для реализации поставленных задач

 

Календарно - тематическое планирование

 

 

период

Тема

Дата

 

 

I четверть

 

 

I

Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас

 

1

 

Введение. Почему надо изучать историю

 

2

 

История имени

 

3

 

Отчество и фамилия человека

 

4

 

Семья

 

5

 

Биография

 

6

 

Поколения людей

 

7

 

Повторение «Представления о себе, об окружающих людях и пространстве вокруг нас»

 

8

 

О доме

 

9

 

Русская изба

 

10

 

Названия городов и улиц

 

11

 

Родник «Двенадцать ключей»

 

12

 

Истоки

 

13

 

Наша Родина – Россия

 

14

 

Как устроено государство

 

15

 

Герб, флаг, гимн России

 

16

 

Москва – столица России

 

17

 

Контрольная работа «Наша Родина - Россия»

 

 

 

II четверть

 

18

 

Мы – жители планета Земля

 

19

 

Что такое время

 

20

 

История календаря

 

21

 

Русский земледельческий календарь

 

22

 

Счет лет в истории

 

23

 

Практическая работа «Счет лет в истории»

 

24

 

Историческое время. Счет времени

 

25

 

Повторительно-обобщающий по теме «Представления о времени в истории»

 

26

 

Что такое история

 

27

 

Какие науки помогают истории

 

28

 

Как работают археологи

 

29

 

Исторические памятники

 

30

 

Вещественные и невещественные памятники

 

31

 

Историческая карта

 

32

 

Контрольная работа по теме «Начальные представления об истории как науке»

 

33

 

Повторительно-обобщающий по теме «Начальные представления об истории как науке»

 

 

 

III четверть

 

 

II

История Древнего мира

34

 

Земля и космос

 

35

 

От кого произошел человек

 

36

 

Человек умелый

 

37

 

Следующие поколения людей каменного века

 

38

 

Наступление ледников

 

39

 

Как жили древние охотники

 

40

 

Как жили древние кочевники и собиратели

 

41

 

Новые занятия людей

 

42

 

Повторительно-обобщающий по теме «История Древнего мира»

 

 

III

История вещей. Занятия человека на Земле

 

43

 

Огонь в жизни древнего человека

 

44

 

Огонь, глина, гончар

 

45

 

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей

 

46

 

Вода, ее значение в жизни человека

 

47

 

Вода и земледелие

 

48

 

Вода как источник энергии

 

49

 

Какие дома строили древние люди

 

50

 

Контрольная работа по теме «Занятия человека на Земле»

 

51

 

Повторительно-обобщающий по теме «Занятия человека на Земле»

 

 

 

IV четверть

 

52

 

Как появилась мебель

 

53

 

Как появились каша и хлеб

 

54

 

История об обыкновенной картошке

 

55

 

О керамике, фарфоре и деревянной посуде

 

56

 

История появления одежды

 

57

 

Контрольная работа по темам, изученным за учебный год. Мониторинг знаний

 

58

 

Одежда и положение человека в обществе

 

59

 

Как люди украшали себя

 

60

 

История вещей.

 

 

IV

Человек и общество

 

61

 

О далеких предках – славянах и родовом строе

 

62

 

Как люди понимали мир природы в древности

 

63

 

Современные религии, как они появились

 

64

 

Искусство и культура

 

65

 

Письмо и первые книги

 

66

 

От изобретения колеса – к новым открытиям

 

67

 

Человечество стремится к миру

 

68

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество»

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.