12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власова Анастасия Александровна832
Россия, Ростовская обл., Шахты
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта (план-конспект)

урока окружающего мира,

проведенного в 3 «А» классе

гимназии им. А.С. Пушкина

студенткой группы 3 «А»

ГБПОУ РО «ШПК»

Власовой Анастасией Александровной

Дата проведения: 16.02.2016

Учитель: Астраханцева Т.В.

Преподаватель-руководитель практики: Аксёнова Г.И.

Оценка:

Дата 16.02.2016 ФИО учителя Астраханцева Т.В.

Класс 3 «А» ФИО практиканта Власова А.А.

Технологическая карта урока № 5

Предмет: окружающий мир

Целевой блок

Тема урока:

«Ордынское нашествие»

Цель урока:

- ознакомление учащихся с историческим периодом Ордынского нашествия

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с культурой монголо-татар

- ознакомление с причинами Ордынского нашествия

- углубление исторических знаний

Личностные УУД:

- формирование личного отношения

- развитие мышления и умения слушать

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение высказывать свое мнение

2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

3.Саморегуляция своего поведения

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи.

2.Давать определения понятиям.

3.Отличать новое от уже известного
4.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник
5.Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок прохождения нового материала

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

 

План урока.

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.10-15 мин.

3. Постановка проблемы. 10 мин.

4. Физминутка 3 мин.

5. «Открытие» детьми новых знаний.7-10мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

Ход урока

Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте готовность к уроку, на партах не должно быть ничего лишнего. Напомню, меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

- Скажите, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (Ответы учащихся)

- Хорошо. Сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое. Но посмотрите, чтобы начать наше путешествие, мы должны разгадать кроссворд, чтобы убедиться, что усвоили предыдущую тему, согласны?

- Тогда начинаем!

1) Как называлось русское государство раньше? (Древнерусское)

2) Что происходило в Древнерусском государстве в 1227 году? (Дробление)

3) Как называлось хозяйство, в котором люди стремились производить всё сами, своим трудом? (Натуральное)

4) За что боролось каждое, даже самое маленькое княжество? (Престол)

- Посмотрите, какое ключевое слово у нас получилось? (Орда)

3. Изучение нового материала.

- Какое странное слово у нас получилось, правда? Может быть, вы знаете, что оно означает? (Ответы учащихся)

- Что ж, давайте узнаем, что же слово «Орда» за собой скрывает. Но посмотрите, перед нами снова препятствие. Нам даны отдельные слова, и то не все. (Кочевники, войско, грабежи)

- Попробуйте с помощью этих слов узнать, что такое «Орда». (ответы учащихся)

- Молодцы. Вы такие внимательные. Значит, мы с вами можем предположить, что Орда – это войско кочевников, которое занималось грабежами.

- Что ж, посмотрим, верно ли наше предположение.

Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя- внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня.
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли.

- Золотая Орда была основана в 1243 г. Не было у них ни городов, ни поселков. Они передвигались с места на место со всем своим имуществом: женщины и дети - в кибитках, мужчины на лошадях. Монголы были очень неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по 2-3 дня и легко переносили холод. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Дети с 3-4 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Огромное монгольское войско было удивительно послушным и дисциплинированным. Отступление в бою каралось смертью!

Возглавлял кочевников Чингисхан. Как мы уже сказали, это племена кочевников, которые занимались грабежом и разгромом. Покоренные государства обязаны были платить дань. Под иго ордынского государства попала и Русь. (Показ)

- В 1237 году войско Золотой Орды вторглось на территорию Руси. Представьте себе, их было 75 тысяч. Это была крупнейшая армия, которая пришла завоевать Русь. Их целью было наказать русские города и обязать их платить дань.

- Их нападение было внезапным, и Русь никак не могла быть готова к этому набегу. Но причиной этого оказалась не внезапность, а раздробленность Руси, о которой мы говорили на прошлом уроке. За монголо-татарами стояла сильная и единая держава. Ни о каком единстве русской земли в 1237-1240 гг. не было и речи, вторжение монголо-татар показало слабость Руси, нашествие врага и установившаяся на два с половиной столетия власть Золотой Орды стали расплатой за междоусобную вражду.

- Посмотрите на этих людей. Как они одевались? Как вооружались сами и как выглядели их доспехи и кони? Сравните их с обмундированием наших русских богатырей.- И так, мы с вами оказались в далеком прошлом. Представьте, эти события происходили почти 800 лет назад.

- Посмотрите, мы с вами встретились с именем одного человека. Обратите внимание на его портрет. Как бы вы его охарактеризовали? Добрый ли это человек? (Портрет Чингисхана)

- Личность этого завоевателя навсегда вошла в историю. Чингисхана считали жестокосердным правителем. Считается, что он заставлял своих солдат становиться палачами после каждой битвы.

- Также мы с вами не можем пройти мимо такой личности, как хан Батый. Он являлся внуком великого Чингисхана. Под его руководством продолжился поход на Северо-Западную Русь и Южную Русь. В результате были взяты и подвергнуты разрушению Рязань, Москва, Владимир, Козельск, Киев и другие города. (Слайды)

- Давайте же отправимся дальше и посмотрим, что стало с русскими городами во время нападения Золотой Орды.

- Рязань - столица Великого Рязанского Княжества, расположенного на реке Оке.

- В девятом веке Новгород был центром городов русских и стремился превзойти столичный Киев. Через него проходил торговый путь, что делало Новгород незаменимым.

- Владимиро-Суздальское княжество отделилось от Киевского. Позднее город Владимир стал столицей княжества, а позднее резиденцией великого князя. А знаете ли вы, что такое резиденция?

- Резиденция – это местопребывание правительства, то есть главы государства.

- Как вы думаете, почему Золотой Орде удалось всё-таки подчинить себе Русь? (Ответы детей)

- Можно ли было избежать таких последствий? (Рассуждения учащихся)

 

4. Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!


 

5. Прохождение нового материала.

 - Да, ребята, как видите, князья не спешили на помощь друг другу. Русские солдаты вынуждены были вставать на защиту своих семей сами. Легко ли это было? (Ответы детей)

- О таких смелых людях мы узнаем из старинных летописей. А что же такое летописи? (Ответы учащихся)

- Летопись – записи исторически событий.

- К нам дошла история о Евпатии Коловрате. Евпатий Коловрат – это легендарный богатырь, который вместе с остальными дружинниками воевал против многотысячной армии Золотой Орды. Когда он вернулся домой, то обнаружил, что нет больше ни его дома, ни семьи. Мысль о месте завладела разумом богатыря и, собрав отряд, он двинулся в погоню за монголами. Они неожиданно ударили по монголам и вывели их из строя. По легенде, Батый в гневе послал своего брата, чтобы тот привел ему виновника их поражения. Но он погиб в поединке с Коловратом.

- Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

- Подумайте, а что же за страшное устройство камнемётное орудие?

- В Рязани Евпатию Коловрату был поставлен памятник.

6. Закрепление.

- А сейчас, чтобы проверить ваши знания, я предлагаю вам поучаствовать в викторине. Работать мы будем по рядам.

1) Что такое «Орда»?

2) Кто возглавлял войско монголов изначально?

3) Из-за чего русские воины не смогли отбить нашествия Золотой Орды?

4) Как назывались поборы с жителей Руси?

5) Что заставлял делать Чингисхан своих воинов после завоевания городов?

6) Как звали внука Чингисхана?

7) Столицей Великого Рязанского Княжества был город…

8) Какой город стремился превзойти Киев? (Новгород)

9) Что такое резиденция?

10) Какой город стал резиденцией великого князя?

11) Что такое летопись?

12) Как звали известного на весь мир богатыря?

13) Что заставило Евпатия Коловрата собрать свой отряд?

14) Кого из монголо-татарского ига убил Евпатий Коловрат?

15) Благодаря чему монголо-татарам удалось победить отряд Коловрата?

7. Итоги.

- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы отлично усвоили материал. О других интересных фактах вы можете узнать из учебника или энциклопедий.

- Вашим домашним заданием будет «Ордынское нашествие» стр. 26-29.

- Спасибо. Урок окончен.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.