Урок химии «Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.
Урок химии для 8 класса.
Разработала: Пирогова Т.В.- учитель химии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2»
Республики Марий Эл
Цель: создание условий для формирования знаний о бинарных соединениях-оксидах.
Задачи:
Обучающие: познакомить с некоторыми типами классификаций оксидов; расширить знания учащихся об использовании оксидов в жизни человека; продолжить формировать умение составлять формулы по степени окисления и называть бинарные соединения.
Развивающие: развивать умение работать с текстом учебника, умение обобщать и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать коммуникативные качества личности.
Оборудование: Коллекция оксидов, пробирки с углекислым газом, известковая вода, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, оценочные листы на каждого ученика.
Здесь будет файл: /data/edu/files/w1455983229.ppt (Презентация к уроку)
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1454419824.doc (Задания для работы в группах)
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1454419872.doc (Оценочный лист к уроку)
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты учебного занятия.
Предметные: дать определение понятия «оксиды», уметь определять принадлежность неорганических веществ к классу оксидов по формуле, уметь описывать свойства отдельных представителей оксидов, давать им классификацию, знать области применения некоторых оксидов.
Метапредметные:
Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; умение оценивать степень успеха или неуспеха своей деятельности.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; готовность отстаивать собственное мнение в диалоге.
Познавательные: уметь составлять на основе текста таблицы; под руководством учителя проводить наблюдения; осуществлять классификацию, обобщение.
Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости; осознавать потребность и готовность к самообразованию; формировать мышление о необходимости бережного отношения к природным ресурсам.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Добрый день, уважаемые ребята! Желаю вам успешной работы на уроке!
II.Повторение.
Учитель: Ребята, как вы думаете, по какому принципу разделены эти вещества на две группы? (слайд №2)
HCl HNO3
K2O KOH
NaCl HClO4
NH3 NH4OH
CO2 CaCO3
Предполагаемые ответы: (В первом столбике –бинарные соединения, а во втором столбике- сложные вещества, состоящие из 3 элементов)
Учитель:
Что вам известно об этих бинарных соединениях?
Предполагаемые ответы:
Знаем, как они называются, как составлены эти вещества.
Учитель:
Предлагаю составить формулы веществ по названию ( упр. 4 стр.77 Рабочей тетради к учебнику О.С. Габриеляна) Задания 1-4 для первого варианта, задания 5-8 для второго варианта
фосфид кальция………
карбид кремния (IV)……….
Хлорид кремния (IV)……….
Сульфид цинка…………..
Оксид фосфора (V)……….
Оксид хрома (III)……….
Оксид натрия……………
Оксид железа (II)…………
Ребята, обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища, используя эталон ответа, и поставьте оценку в оценочный лист, согласно указанным на слайде критериям. (слайд №3)
Ребята, а каких бинарных соединений в этом задании оказалось больше всего?
Предполагаемые ответы: (Оксидов)
III.Изучение новой темы
Учитель:
Ребята, а что вам известно об оксидах?
Вспомните основные признаки оксидов. Если есть затруднение, обратитесь к заданию №1 стр.79 к учебнику О.С. Габриеляна.
Предполагаемые ответы:
(Оксиды – это сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, один из элементов – кислород).
Учитель:
Ребята, а что вам хотелось бы узнать об оксидах?
Предполагаемые ответы:
(Какие бывают оксиды, где мы их используем и т.д.)
Учитель:
Что нам может помочь в изучении новой темы?
Предполагаемые ответы:
(Эксперимент, помощь учителя, учебник и другие источники информации)
Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией оксидов»
Учитель:
Ребята, познакомьтесь с коллекцией выданных вам оксидов и предложите возможные классификации для оксидов.
Предполагаемые ответы:
1.Оксиды различаются по агрегатному состоянию : твердые, жидкие, газообразные.
2.Оксиды различаются по цвету: бесцветные, красные, белые, черные и т.д.
Учитель:
Предлагаю посмотреть видеофрагмент, как оксиды ведут себя по отношению к воде (слайд №4)
http://www.proshkolu.ru/user/chemernovsk/file/3656819/
Какой вывод можно сделать?
3.Оксиды различаются по растворимости в воде: растворимые и нерастворимые.
Учитель:
Ребята, обратитесь к заданию №1 учебника (стр.97 учебника О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс») и сформулируйте вывод, какая еще классификация для оксидов возможна.
Предполагаемые ответы:
4.Оксиды металлов и оксиды неметаллов
Учитель:
Ребята, выполите упражнение №1 стр.97 учебника письменно в тетради. Формулы 1-6 для первого варианта, формулы 7-12 для второго варианта. Сравните свой результат с эталонным решением на слайде и оцените себя, используя указанные критерии. Укажите свой результат в оценочном листе.(слайд №5)
Учитель:
Ребята, назовите формулы оксидов и их названия , с которыми вы встречались в жизни.
Предполагаемые ответы:
Вода Н2О, углекислый газ – СО2.
Учитель:
(Слайд №6)
Я думаю, что вы, без труда, определите физические свойства воды в данном задании:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce90-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_18_04.swf
В каком агрегатном состоянии может быть вода?
Предполагаемые ответы:
(В твердом, жидком и газообразном) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce91-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_18_05.jpg
Учитель:
Назовите, пожалуйста, области применения воды.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ab6ce92-4185-11db-b0de-0800200c9a66/ch08_18_06.jpg
Предполагаемые ответы:
(Гидроэлектростанции, сельское хозяйство, пищевая промышленность, бытовые нужды и т.д.)
Учитель:
Ребята, посмотрите на рисунок №51 стр.93 учебника «Потребление воды человеком в сутки». Какой вывод можно сделать по данному рисунку?
Предполагаемые ответы:
Много пресной воды мы расходуем бездумно и напрасно. Воду необходимо беречь!
Учитель:
Ребята, а ведь вода дарит вместе с другими оксидами, которые есть в природе нам эмоциональное удовольствие. (Слайд №7)
Фаза релаксации, физкультминутка. Закройте глаза, прислушайтесь и скажите, где мы сейчас мысленно оказались. Правильно, на берегу моря. Вытяните руки вперед и сделайте несколько движений, как будто вы рассекаете воду.
Красивый песчаный берег нам создает оксид кремния (SiO2). Этот же оксид создает такие минералы и горные породы как аметист, кварц, опал, агат, кремнезем. Их человек использует для изготовления украшений, стекла и др.
Учитель:
Сегодня на уроке вы сказали, что хорошо знакомы с оксидом углерода - углекислым газом. Вам необходимо, используя кругозор, текст учебника стр.94-95, заполнить пустые графы таблицы. Работать будем в группах по 4 человека. Задания для групп:
1.Физические свойства углекислого газа
2.Области применения углекислого газа
3.Нахождение в природе
4.Возможные пути образования в природе
От каждой группы один ученик представляет информацию всему классу.
Учитель:
Ребята, в данных пробирках находится углекислый газ. Предложите способ его обнаружения, доказательства.
Предполагаемые ответы: (Не поддерживает горения, поэтому горящая спичка потухнет)
Учитель:
Правильно обнаружить углекислый газ можно с помощью горящей спички, она потухнет в атмосфере углекислого газа. Но есть еще один способ- с помощью известковой воды, она мутнеет. (Демонстрация опыта)
IV.Закрепление
Задание №1. Выполните первую часть в задании №1 стр.80 рабочей тетради к учебнику О.С. Габриеляна
Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы высших оксидов элементов IV-VI групп. Оцените себя, сравнив с правильным решением (Правильное решение на слайде №8 презентации к уроку).
Задание №2.
Укажите номера правильных выражений:(слайд №9)
1.Оксид кремния (IV) – опал, горный хрусталь, кварцевый песок.
2.Оксид углерода (IV) применяется для тушения пожаров.
3.Оксид водорода влияет на климат нашей планеты.
4.Оксид углерода (IV) может использоваться для хранения мороженого.
5.Оксид кремния, оксид кальция используются в строительстве.
6.Оксид кальция –это известковая вода
Правильные варианты: 1,2,3,4,5.
V.Рефлексия
Ребята, давайте подведем итог урока. Каждый из вас должен закончить одно из выражений. (Слайд №10)
Я сегодня на уроке….
Мне было интересно….
К сожалению, я пока не смог…
Мне было легко…
Ребята, сдайте, пожалуйста, оценочные листы. Спасибо за работу.
VI. Домашнее задание. п.18. Подготовьте рассказ, сообщение об одном из гидридов: аммиак NH3, хлороводород HCl.
Использованные источники:
1.Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. М.: Дрофа. 2008 . – 286.
2.Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, С.А. Сладков. – М.: Дрофа. 2013. – 207.
3.Гамбурцева Т.Д. Рабочие программы. Химия. 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т.Д. Гамбурцева. – 2 – изд., перераб. – М.: Дрофа. 2013. – 159.
Чуева Людмила Владимировна
Пирогова Т.В.