План-конспект урока химии в 8 классе «Оксиды. Состав. Классификация»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 24» г. Сыктывкара
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: Оксиды. Состав. Классификация.
Выполнила: Малахаева Анна Львовна
СЫКТЫВКАР, 2015
Цели урока:
Усвоить понятие «оксиды».
Изучить состав оксидов.
Рассмотреть классификацию оксидов.
Тип урока - урок изучения нового материала
Формы организации учебной деятельности – фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
Проблемный, частично-поисковый
Межпредметная беседа.
Приемы обучения:
создание проблемной ситуации при помощи проблемных вопросов
самостоятельная /групповая/ работа учащихся при постановке и решении учебных проблем.
Планируемый результат – К концу урока дети должны:
Знать, что такое «оксиды» и из чего состоят
Классифицировать оксиды
Задачи урока:
I Обучающие:
Создать условия для усвоения учащимися понятия «оксиды», их состава и классификации.
II Развивающие:
Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке;
Развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
III Воспитательные:
Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Оборудование:
Мультимедийный проектор
Инструктивная карточка «Оксиды»
Литература для учителя:
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под ред. Н.Е.Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Шаталов М.А., Кузнецова Н.Е. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем: 8-8 классы: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 кл.: учебно-метод. Пособие. –М.: Вентана –Граф, 2006.
Г.О. Аствацатуров Технология целеполагания урока. – Волгоград: Учитель, 2009.
Материалы мастерской «Разработка компетентностно-ориентированных заданий по учебным предметам» АНО «Центр Развития Молодежи» г. Екатеринбург
Ход урока
I Организационный момент
Приветствие учителя. Добрый день! Я рада нашей встрече, и пусть за окном не солнечный день, но в нашем классе тепло и уютно и это нам поможет работать плодотворно и эффективно (Слайд 1).
II Актуализация знаний
-
Изучение нового материала
Наверное, сложно переоценить значение веществ, о которых мы будем сегодня говорить. Там, где нет их, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал.
А что это за вещества, вы ответите, разгадав загадки:
Итак, 1-я загадка.
Она и дождь, и град и снег
Туман и гололёд,
Носитель благ, предвестник бед
И радуга и лёд.
Что это за вещество? (Слайд 2)
(Вода)
Какова формула воды? Запишите её на доске. Один из учеников записывает на доске - Н2О.
2-я загадка.
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Что это за газ? (Слайд 3)
(Углекислый газ)
Назовите его формулу. Запишите её на доске. Один из учеников записывает на доске - CO2.
2-я загадка.
Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой.
...на рукомойнике моём
Позеленела медь,
Но так играет луч на нём,
Что весело глядеть... (Слайд 4)
Как вы считаете, что произошло с медью? Почему она позеленела? Ответ — она окислилась. А что значит окислилась? Вспомните тему «Кислород». Это значит, что она вступила во взаимодействие с кислородом. Назовите формулу этого вещества? Запишите её на доске. Один из учеников записывает на доске - CuO.
Посмотрите на формулы. Как вы считаете, что же общего между ними? (Дети говорят о схожести состава молекул). Верно. Они состоят из двух элементов. И у всех у них в состав молекулы входит кислород. Так, о чём же мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего разговора? Об оксидах. Вы правильно определили тему нашего урока. Я хочу её немного конкретизировать. Итак, Оксиды. Состав. Классификация (Слайд 5, 6).
Внимание на слайд! (Слайд 7).
Для того, чтобы узнать, что же такое оксиды и из чего они состоят, посмотрите на предложенные формулы.
Это простые или сложные вещества? Сложные.
А сколько элементов входит в состав данных соединений? Два.
А какой элемент в этих соединениях повторяется? Кислород.
Попробуем сформулировать вместе определение, что же такое оксиды?
Оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород (Слайд 8).
Молодцы!
А теперь посмотрим на следующий слайд (Слайд 9).
Какие из предложенных веществ можно отнести к оксидам? CuO, N2O5.
А почему H2O2 нельзя отнести к оксидам? (Пытаются ответить).
На самом деле, все просто. Вспомните тему «Валентность» (валентность у кислорода всегда равна II). Но в нашем случае в H2O2 валентность кислорода равна I и такие соединения называются пероксидами. Поэтому определение «оксиды» можно дополнить (оксиды — это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним из которых является кислород с валентностью, равное II).
Давая определения, мы с вами, что уточнили — состав.
А сейчас давайте дадим название нашим оксидам.
Н2О – Оксид водорода
СО2 – Оксид углерода(IV)
СuО – Оксид меди(II)
Так из чего же складывается название оксида?
Название оксида = оксид + название элемента в Р.п. (Слайд 11)
-
Закрепление нового материала по ходу изложения.
У вас на столах лежат карточки. Попробуйте правильно назвать оксиды, формулы которых записаны на них.
(С первой парты, по цепочке.)
Na2O К2О СаО СuО Р2O5 CrO Cr2O3 Аl2O3 SO2 SO3 MnO Mn2O7 FeO Fe2O3
Молодцы, вы все ответили правильно.
Но есть ещё одна особенность названия оксидов, которая связана с валентностью.
Чему равна валентность кислорода?
А какую валентность имеют другие химические элементы?
Какую же особенность в названии оксидов мы с вами открыли?
Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания валентности.
Если же они образованны химическими элементами с переменной валентностью, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность.
Посмотрите на наши формулы, общее мы увидели — это наличие кислорода.
Чем же отличаются химические элементы друг от друга, входящие в состав наших оксидов? (У первых двух — на первом месте стоят неметаллы, а у третьего – металл.)
Сейчас, я предлагаю вам обратиться к учебнику на стр. 115 и поработать со схемой 22. На какие оксиды они делятся? На основные, амфотерные и кислотные.
Приведите примеры.
Дети, это не что иное как классификация.
И нам осталось только дать им определение (Слайд 12).
Итак, если оксид основный, то он образован атомами металлов с валентностью, равной I или II.
А если оксид кислотный, то он образован атомами неметаллов, и атомами металлов с валентностью выше IV.
Но как и в русском языке есть исключение из правил, так и у нас в химии есть такие исключения. Это амфотерные оксиды. Они образованы атомами металлов с валентностью, равной III или IV.
III Закрепление
В заключение урока учащимся можно предложить проклассифицировать и дать название оксидам (Слайд 13, 14).
Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое и всё же каждый для себя совершил какое- то открытие. Поделитесь этим открытием, закончите предложение:
Сегодня на уроке мне удалось...
Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.
Позвольте и мне продолжить эту фразу.
Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.
Так как, урок необычный, я разрешаю вам поставить каждому из вас себе оценку. Оцените себя.
Задание на дом. §35, задание 1 (Слайд 15).
Для тех, кто хорошо владеет компьютером, выполнить презентацию на тему: «Применение оксидов».
Используя дополнительную литературу подготовить сообщение на тему: «Применение оксидов».
Спасибо за урок (Слайд 16).
Лариса Александровна Алексеева