12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Какашуринская cредняя общеобразовательная школа №2
 

Открытый урок химии по теме:

«Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства».
 

 

Разработала и провела урок учитель химии

Таштемирова Гульжанат Магомедрасуловна
 

 

2019г.

Тема: «Оксиды. Номенклатура. Классификация.

 Физические свойства».

Таштемирова Гульжанат Магомедрасуловна,

учитель химии МБОУ «Какашуринская

средняя общеобразовательная школа

первой категории

Цель: создание условий для формирования представлений об оксидах как сложных бинарных соединений.

Задачи:

образовательные:

изучить состав и физические свойства оксидов;

- выявить типичные ошибки и пробелы в знаниях.

воспитательные: 

воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания;

развивающие:

- научить сравнивать оксиды с другими бинарными соединениями, атакжеформировать умения выделять главное, логически излагать материал;

развивать мыслительную и познавательную деятельность учащихся.

Планируемые результаты:

1.Предметные:

Знать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать физические свойства оксидов.

2. Метапредметные:

Уметь  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом,оценивать свои  учебные достижения.

3. Личностные:

Понимать важность оксидов в жизни.

Развить самостоятельность, уважения друг к другу, терпимость.

Тип:

 урок изучения нового материала

Методы обучения:

беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем.

Ресурсы:

ЭОР (электронные образовательные ресурсы), мультимедиа средства.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя.

II.  Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

Провожу «мозговой штурм» для самостоятельного определения темы урока.

 Тема сегодняшнего урока .... А вот это вы узнаете, когда отгадаете кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Работая парами, впишите химические термины в бланк  и найдите ключевое слово.


 

По горизонтали:

Коль хлор в конце формулы стоит, то перед нами вещество -

Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.

Он бесцветный, но тяжелый,

В нем огонь всегда веселый.

Он в крови у нас живет,

Ну, конечно

Назовите науку о веществах и их превращениях

5. Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ

Коль ушиб, то нужен

Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных.

Молодцы! Правильно -  Оксиды. Это  тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради  (слайд 1).

III. Изучение нового материала (слайд 2)

С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс (ОКСИД).

Давайте попробуем вместе сформулировать определение класса ОКСИДОВ и запишем его в тетрадь (слайд 2).

Задание

Назовите приведённые ниже формулы оксидов (слайд 2) по международной номенклатуре: CO2, FeO, CO, SO3, N2O5, K2O, SO2, CaO, Fe 2O3

Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида?  (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия:  CO2 и CO).

Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.

CO - оксид углерода (II)

CO2 - оксид углерода (IV)

Задание Давайте познакомимся с современной классификацией оксидов.

(слайды 3, 4 и 5)

Обратите внимание и запомните: неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью I и II, преимущественно образуют основные оксиды.  Металлы с валентностью V, VI, VII - кислотные оксиды. А металлы с валентностью III и VI амфотерные оксиды.  

Вывод: (слайд 6)

  характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента. Например, CrO (II - основный); Cr2O(III  - амфотерный); CrO(VI - кислотный)

Задание (слайд 7)

Распределите приведённые  формулы оксидов по группам, приведённым на экране:

К2O, Al2O3, Сl2O7, FeO, Mn2O,  NO,  CrO3, CrO,P2O5, Mn2O7, CO, Fe2O3, , Cr2O3, N2O.

А теперь физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд 8)

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О,  НNО3, PbO, Н2О2 и др.

Следующая цель нашего урока - изучение физических свойств оксидов.

Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении (слайд 9).

Широка натура у оксидов,

Камнем вниз, а то рекой течет,

А захочет - газ различных видов,

И веществ создаст круговорот.

Может черным быть, и белым,

Может с запахом и без,

Не оставит вас без дела:

"Изучайте - мир чудес!"

Задание  (слайд 10)

Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха).

IV. Закрепление материала (слайд 11)

Тест по теме: «Оксиды».

1. Общая формула оксидов.

А) ЭxОy       Б) ЭхНу      В) ЭхНуОz

2.  Ряд формул, в котором все вещества оксиды:

             А) ZnO, ZnCl2, H2O         Б) CaO, NaOH, NH3        В)SO3, MgO, CuO    

 3. Оксид марганца (IV) имеет формулу

               А)Mn2O7       Б) MnO2             В) MnF4

4. Установите соответствие между формулой оксида и названием 

   Формула оксида                                           Название оксида

1. NO                                              А) оксид азота  (II)

2. N2O3                                          Б) оксид азота (V)

3. NO2                                              В) оксид азота (III)

4. N2O5                   Г) оксид азота (IV)             

VI. Рефлексия (слайд 13)

Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране  записаны следующие фразы:

Меня удивило….

Я задумался

У меня возник вопрос

Пожалуйста, закончите эти фразы в ваших тетрадях.

V. Домашнее задание (слайд 12)

- прочитать текст параграфа 18 (Химия: Учебник для 8 кл.Стр.64).
- ответить на вопрос № 6 (устно);
- выполнить упражнения письменно:

№ 1- выписать оксиды металлов и неметаллов;

№ 5- выписать из текста формулы оксидов и дать названия.

 

 (Презентация урока прилагается – 13л.)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.