Группа «Оленевод» и Канева Н.И.
Материалы к этому историческому рассказу собирались несколько лет: с 2010 года по 2016.
Основная цель по созданию этого исторического рассказа: наиболее полно и достоверно рассказать
студентам и сотрудникам нашего техникума о вкладе коренных жителей нашего сельского (оленеводческого) района в победу народов СССР над гитлеровской Германией.
План работы над сбором материалов к будущему рассказу:
Работа в Ижемском краеведческом музее (в архивном хранилище музея) по сбору сведений
о количестве отправленных на фронт олень – отрядах.
Изучение и систематизация архивных данных Ижемского военкомата.
Студенты – уроженцы Сизябска, Бакура, Мохчи, Кипиева, Няшабожа опрашивают ветеранов войны
и ветеранов оленеводства, которые были в близком родстве с участниками боев в олень – батальонах.
Изучение интернет – страниц «Память»; «Подвиг народа»; «Этот день мы приближали как могли».
Оленно-лыжный батальон
Уникальные подразделения ижемцев и ненцев помогли победить в войне.
В декабре 2016 года исполнилось 75 лет с того дня, когда на заполярном участке Карельского фронта Великой Отечественной войны начали формировать уникальные подразделения оленеводов. 20 ноября 1941 года Иосиф Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны страны «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области». Защищать северные рубежи родины отправились тысячи ижемских, ненецких, саамских и мансийских оленеводов. Карельский фронт, где они воевали, стал единственным участком границы СССР, который не смогли перейти фашистские захватчики.
В Ижемском районе нынешний год ( 2016) был объявлен годом оленно-лыжных батальонов. Сотрудники районного историко-краеведческого музея решили увековечить имена земляков – участников этих уникальных подразделений. Как рассказала во время экскурсии директор музея Екатерина Хозяинова, по данным райотдела военкомата, в декабре 1941 года для формирования оленьих батальонов было призвано более трехсот ижемцев и отобрано более одной тысячи двухсот оленей. Среди мобилизованных значились не только оленеводы, но и речники, судостроители, служащие и колхозники. Добавить новые имена в список помогли воспоминания ветеранов, а также данные сайтов «Память» и «Подвиг народа». В День Победы в райцентре прошла презентация подготовленного сотрудниками музея альбома «Заполярная кавалерия», на страницах которого были собраны фамилии участников оленно-лыжных батальонов. Также благодаря работе музея установленный несколько лет назад в Ижме мемориал воинам-оленеводам был дополнен 16 плитами с именами 272 фронтовиков.
Памятники воинам-оленеводам есть в деревне Новикбож Усинского района и в городе Нарьян-Мар. В столице НАО четыре года назад был установлен первый памятник оленно-транспортным батальонам – он представляет собой вписанную в круг солнца композицию, на которой изображены ненец, олень и лайка. Ведь на фронт оленеводы ехали вместе со своими оленями и собаками. Власти округа учредили 20 ноября день памяти оленно-транспортных батальонов. А вот в Мурманске общественность уже не первый год добивается установки аналогичного мемориала. Фонд саамского наследия и развития собрал на памятник уже около 35 тысяч рублей. Костяк первых оленьих батальонов составили именно кольские саамы. Вместе с ними призывались ловозерские ижемцы и ненцы. Затем уникальные военные части формировались в Ижемском, Усинском и Усть-Цилемском районах Коми АССР, в Мезенском и Лешуконском районах Архангельской области, на территории Ненецкого округа в Малоземельской и Большеземельской тундре.
Впервые в истории войн длительные и масштабные боевые действия велись в условиях полярной зимы. На заполярной линии Карельского фронта одновременно находились десятки тысяч бойцов и командиров, ежедневно нуждавшихся в продовольствии и боеприпасах, связи и эвакуации раненых. Передвижение любого транспорта (тракторов, грузовиков, лошади) в тундре было практически невозможно из-за бездорожья, глубокого снежного покрова и сложного рельефа местности. И лишь олени-вездеходы могли бегать по тундре, заснеженным сопкам и горным ущельям Кольского полуострова. Даже оказавшись в ледяной воде, олени передними копытами ломали ледяную кромку, пробивались к прочному льду и вытягивали нарты с грузом. К тому же северный олень сам добывает себе корм в тундре и в лесу, он не боится холода и вьюги, не нарушит тишины, и даже раненый не издаст звука.
Впервые в Красной армии олений транспорт показал свою жизнеспособность еще во время Финской войны. Эксперимент с организацией трех оленеводческих батальонов полностью себя оправдал, и затем сформировали еще несколько таких же транспортных оленьих подразделений. Тогда же были разработаны основные положения по использованию оленей в войсках. Правда, организовать и опробовать все задуманное до начала Великой Отечественной войны так и не успели. Пришлось спешно собирать оленьи подразделения, когда уже шли бои.
Первым приказ о формировании армейских оленьих транспортов отдал командующий Карельским фронтом генерал-лейтенант Валериан Фролов. В ноябре 1941 года это решение было одобрено на высшем уровне в Москве. Главным организатором оленно-транспортных подразделений стал начальник ветеринарного отдела 14-й армии военветврач Дмитрий Тульчинский. Штаты их были разработаны еще до войны. Каждый транспорт (рота) включал 154 человека, 1015 ездовых оленей, 15 оленогонных лаек, 237 грузовых и 76 легковых нарт. Он делился на три взвода, а те в свою очередь на отделения. В штат армейского оленьего транспорта входили штаб, хозяйственное отделение, медицинский пункт и ветлазарет. Был установлен режим работы оленьих транспортов. После часового режима движения делался десятиминутный перерыв для отдыха оленей, осмотра упряжки, состояния нарт и груза. Пребывание оленей в упряжке ограничивалось восемью часами в день, а через четыре рабочих дня устраивался однодневный отдых.
В октябре 1941 года Архангельский обком ВКП(б) обратился в Ставку Верховного главнокомандования с предложением использовать оленей для организации транспортных перевозок. 20 ноября 1941 года ГКО решил этот вопрос, и Военному Совету АрхВО нужно было организовать мобилизацию из расчета: Ненецкий округ: ездовых оленей – 6000, нарт с упряжью – 1200, ездовых (каюров) – 600; Коми АССР: ездовых оленей – 4000, нарт с упряжью – 800, ездовых (каюров) – 800. Планировалось создать целую оленную армию для Карельского фронта в 10 000 ездовых оленей, 2000 нарт и 1400 ездовых. Вся эта масса оленеводов с ездовыми упряжками должна была составить двенадцать оленно-лыжных батальонов – ударную силу для разгрома врага в Заполярье.
Органы власти и военные комиссариаты Коми АССР и Ненецкого национального округа должны были в короткий срок подготовить оленей, нарты и каюров для отправки на фронт. На все сборы и путь отводилось всего пять недель. В приказе указывалось: «Каюров направить в исправной собственной одежде и обуви, обеспечить продовольствием и фуражом до пункта назначения». В конце ноября – начале декабря 1941 года оленно-транспортные эшелоны один за другим уходили на фронт. В кратчайшие сроки на огромной территории были сформированы и подготовлены команды призывников, собраны упряжь, нарты, чумы. И вся эта масса людей, сопровождая тысячные стада, отправилась на фронт. Многие оленеводы брали на фронт личные упряжки.
В декабре 1941 года аргиши из Коми двинулись по тундре на запад, в сторону Архангельска. Переходы происходили в тяжелейших условиях. Стояли крепкие морозы. С собой приходилось везти чумы, печки, продукты и одежду. За каждым стадом следовал ветеринарный отряд, подбиравший ослабевших оленей. Падеж ездового быка, призванного в Красную армию, по законам военного времени расценивался как вредительство со всеми вытекающими последствиями. Поэтому ослабевших оленей забивать категорически запрещалось. Оленеводы истощенных оленей укладывали на нарты и так транспортировали до места. К фронту ижемцы и ненцы добирались вдоль побережья Белого и Баренцева морей, преодолев путь длиной более двух тысяч километров. Олени, которые шли первыми, съедали корм на своем пути. Тем же животным, которых гнали следом, оставалось довольствоваться значительно меньшим количеством еды. В феврале-марте 1942 года из уроженцев Ненецкого округа и Коми АССР сформировали оленно-лыжные батальоны. В начале марта, после четырех недель подготовки, оленная армия прибыла на Карельский фронт.
В Ижемском краеведческом музее собраны воспоминания ветеранов оленно-лыжных батальонов. Сейчас никого из них уже нет в живых. Вот что когда-то рассказал Степан Мартынович Терентьев из деревни Бакур: «В декабре 1941 года нас, зоотехников тундровых зооветучастков, А.Г.Артеева, М.Н.Артеева и меня, призвали в армию и направили в распоряжение Архангельского военного округа. В Архангельск прибыли оленно-транспортные отряды из Ненецкого национального округа Архангельской области, из Ижемского и Усинского районов Коми АССР. Формирование оленно-транспортных батальонов происходило вблизи города. Нас, зоотехников, назначили ветеринарными врачами. Со мной вместе в одну роту попали из Кипиево И.И.Чупров, Н.А.Рочев и П.Л.Хатанзейский, из Бакура – З.Ф.Канев и М.Е.Канев. Батальон состоял из трех оленно-транспортных рот, которые закреплялись к воинским подразделениям. После буранов и снежных заносов дороги становились непроходимыми не только для автолюбителей, но и для другого транспорта. Выручали оленьи упряжки. На них возили грузы, ездили офицеры связи, и генералы садились на нарты. Особенно много досталось оленно-транспортным подразделениям осенью и зимой 1942 и 1943 годов. Едва стемнеет, десятки оленьих упряжек направлялись на передний край, везли легкие орудия и минометы, боеприпасы, колючую проволоку, колья для подвешивания этой проволоки, продукты питания, теплую одежду. Оттуда вывозили раненых и убитых бойцов. Старались до рассвета добраться до базы».
Оленеводы занимались не только транспортными операциями. Без воинов-погонщиков не обходилась ни одна боевая операция заполярных партизан, которые уходили во вражеские тылы на глубину до пятисот километров. Так, благодаря усилиям оленьей армии и лыжного батальона в 1942 году был разрушен важный стратегический объект врага — петсамский аэродром.
«Больше всего я участвовал в боевых походах в тыл врага, – вспоминает бывший сержант саам Егор Захаров. – Вместе с нами были ненцы, коми и русские. Привезли потом и уральских манси. Они тоже в оленях разбирались. Врывались мы к врагу неожиданно, и сразу же начинался бой. Особенно тяжело было ходить в разведку на оленях, когда стояли большие морозы».
«На фронте был бойцом разведывательного взвода оленно-лыжного батальона, награжден двумя медалями «За отвагу», – хранятся в ижемском музее воспоминания жителя деревни Гам Федора Чупрова. – В 1942-1944 годах восемь раз ходил в разведку, не только зимой, но и летом. В декабре 1943 года на шести оленьих упряжках совершили глубокий рейд в тыл противника, прошли без малого 250 километров. Люди и олени были одеты в маскировочные халаты. На обратном пути забросали гранатами опорный пункт врага. Взяли в плен двух гитлеровцев. Однажды в разведке получил ранение в ногу, но с помощью товарищей добрался до своих».
Из воспоминаний Ивана Ивановича Чупрова из села Кипиево: «Помню, на четырех упряжках вышли мы в тыл к немцам. На каждой нарте сидели два бойца – солдат с автоматом и пастух с винтовкой. К нартам привязали две пары лыж. Наш передний край остался позади. Мела поземка. Зрение у меня тогда было хорошее. Наша упряжка двигалась впереди остальных. Вижу: пять вражеских лыжников направляются в нашу сторону. Командир приказал мне перерезать им путь к отступлению. Завязалась перестрелка. Одного застрелил, другие подняли руки. Для уничтожения вражеского опорного пункта командование полка решило привезти реактивный миномет – «Катюшу». Установили его на широкие доски, своеобразные лыжи. Командир приказал мне подогнать четыре оленьи упряжки. С помощью них миномет доставили к переднему краю. Как огненные стрелы, полетели в сторону врага реактивные снаряды, от вражеского опорного пункта остались одни головешки. После стрельбы установку быстро перевели в походный порядок, и оленьи упряжки потащили их к дороге. Командир части перед строем объявил мне благодарность. В последние дни февраля 1943 года мне приказали доставить пакет в соседнюю часть, расположенную в 25-27 километрах от нашей базы. На обратном пути, чтобы не стать добычей вражеского летчика, решил держаться ближе лесочка. Не дойдя до первых деревьев, увидел самолет, сделавший вынужденную посадку. Летчик, видно, сильно замерз. Я посадил его на свои нарты и доставил в наш медпункт».
На оленях во время войны с линии фронта и из тыла противника было вывезено 10 142 раненых солдата, перевезено к переднему краю восемь тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов и военных грузов, эвакуировали из тундры 162 аварийных самолета. В грузовую нарту запрягали трех ездовых оленей, в легковую – четыре-пять. Грузоподъемность одной нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута и темпа движения. В ноябре-декабре на нарту можно было погрузить до трехсот килограммов груза, в январе-феврале – не более двухсот, а весной – лишь сто килограммов. На грузовой нарте можно было перевезти пять тысяч винтовочных патронов, или десять тысяч автоматных, или полторы сотни «лимонок». За сутки аргиши проходили 35-40 километров, а при форсированном марше и до 80 километров.
Поначалу враг игнорировал оленьи обозы, но понял, что это серьезная сила на фронте, и бойцам оленно-лыжных батальонов стало небезопасно курсировать даже в темное время. Немецкие истребители и штурмовики охотились за оленеводами, расстреливали упряжки из пулеметов. С 1943 года оленей для маскировки стали одевать в белые попоны, а нарты и хореи перекрашивали в белый цвет.
Из воспоминаний Николая Антиповича Рочева из села Кипиево: «Вражеские летчики с азартом охотились за оленьими упряжками. Увидев свежий след нарты, летчик обязательно летел по этому следу, догонял упряжку. Если не удавалось бойцу-оленеводу до рассвета добраться до базы, а такое случалось довольно часто, то боец старался использовать для укрытия крутой берег реки, скалу, завести упряжку в лесочек. Как-то на передний край на нескольких упряжках везли мины, патроны, термосы с едой. При крутом спуске на лед какой-то небольшой речушки у одного пастуха сломались нарты. Пока перекладывали груз на другие нарты да перевязывали его, времени прошло много. На передний край пришли с большим опозданием. На обратном пути нас нагнали два вражеских самолета. Почти всех оленей перебили. Из пастухов ранили одного».
Одной из задач оленных частей являлась эвакуация раненых, которых подбирали в радиусе до десяти километров от полевого медпункта.
«Много раненых на войне наши олени спасли, – вспоминает один из ветеранов. – Раненый человек, потеряв много крови, замерзает. Оленья шкура тепло хорошо держит. Завернешь раненого в шкуру, положишь на нарты и везешь».
Не менее важной считалась задача доставки грузов и срочных донесений, а также офицеров связи по бездорожью в отдаленные гарнизоны, пограничные заставы, на аэродромы. Опасной была работа по спасению экипажей сбитых самолетов и эвакуация боевых машин, упавших в малодоступной местности. Отдельно вывозили моторы с подбитых машин. Авиамотор весил не менее пятисот килограммов, и, чтобы его вывезти, мастерили большие нарты, в которые впрягали до двадцати оленей.
Олени отлично проявили себя даже в морских десантных операциях. «Однажды мы проводили крупный десант в тыл противника. Сопровождали десантные операции олени. В двух-трех километрах от берега мы накреняли верхнюю палубу корабля и таким образом сбрасывали их в воду. Причем олени доплывали до берега быстрее шлюпок», – вспоминал один из ветеранов.
А вот что записал командир оленно-транспортного взвода Семен Шестобитов: «Ранней зимой через Туломское водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, который тащили 300 оленей. На середине водоема настигло шедший поезд резервное стадо, и лед не выдержал. Сержант П.Хатанзейский не растерялся, уверенным голосом он ободрял попавших в беду воинов: «Олени не тонут, они удержат нарты! Стойте на нартах, гоните оленей вперед! Только вперед!» Молодые солдаты из бывших пастухов крепко стояли на нартах, проворно работали хореями. Олени пробивались к прочному льду, выпрыгивали и вытягивали нарты. Люди и груз были спасены. Более шести тысяч моряков из 12-й бригады морской пехоты 28 апреля 1942 года высадились в районе мыса Пикшуев. Вместе с десантниками был и наш оленно-транспортный взвод. На берегу уже шел бой, а многие бойцы и олени все еще находились на палубах судов. Боец Канев обратился ко мне с предложением: «Товарищ командир, прикажите связать нарты цепочкой, мы потянем их на берег, а олени сами поплывут за санями». Семьдесят пять саней были спущены на воду, с берега их тянули длинной веревкой, более двухсот оленей ринулись за санями и резво поплыли к берегу. Животные легко поднимались на гребни волн и так же легко выбирались на сушу. Люди в шлюпках едва поспевали за ними. Когда над местом высадки десанта появились вражеские самолеты, оленьи упряжки уже везли по горным тропам орудия и боеприпасы».
В ходе Петсамо-Киркенесской операции 1944 года были прорваны немецкие оборонительные позиции. Преследуя отступающих гитлеровцев, оленьи упряжки прорвались к советско – финской границе, где в составе регулярных воинских подразделений продолжили успешные боевые действия.
Некоторые итоги проделанной со студентами работы:
Ребята стали активнее, дружнее, появились общие интересы.
Научились работать с историческими документами.
Ребята приняли решение: собирать краеведческий альбом для размещения в него различных
изученных материалов.
Источники информации:
1. https://ru.wikipedia.org/.../Памятник_«Подвигу_участников_оленно-транспортны...
2. urokiistorii.ru/node/1130
3. www.nexplorer.ru/news__12277.htm
4. respublika11.ru/2016/11/30/olenno-lyizhnyiy-batalon/
5. pobeda.elar.ru/issues/osvobozhdenie-pravoberezhnoy.....
6. bloknot-yakutsk.ru/.../voyna-dlya-severnykh-oleney-zakonchilas-v-1944-god-70023...
7. www.visitnao.ru/.../pamyatnik-podvigu-uchastnikov-olennotransportnykh-batalonov-...
8. Хатанзейский Н.К. «Земля Ижемская», издано в с.Ижма РК, 1996 г.
9. Хатанзейский Н.К. «Ижма. История и современность», с.Ижма, 2010 г.
10. Хатанзейский Н.К. «Люди Ижемского края», с. Ижма, 2014 г.
11. Зайцев И.А. «Оленетранспортные подразделения» - журнал «Наука и жизнь», 1995 год, №4.
12. www.museum-izhma.ru/
Семяшкина Ирина Васильевна
Рябухина З.А.
Канева Надежда Ивановна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Канева Надежда Ивановна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Тахтаракова Валентина Анатольевна
Канева Надежда Ивановна
Покутняя Роза Михайловна
Канева Надежда Ивановна