12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Б.7824
Россия, Татарстан респ., Высокогорский р-н, с. Высокая Гора

                              Всероссийский конкурс педагогических статей

                                  «Как поднятьуспеваемость: личный опыт»                                                                                                                             Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Высокогорская СОШ №2»

Высокогорского района

Республики Татарстан

Булашова Людмила Павловна

 

«Как поднять успеваемость: личный опыт».

             Успеваемость, преуспевающий, успешный, успевать, успех – корнем во всех словах является «успе», потому все эти слова можно считать однокоренными. Следовательно, и понятия «успеваемость» и «успех», к которым мы все: и учителя, и родители, и дети стремимся, тесно связаны между собой.

             Успеваемость – это показатель, который отражает степень усвоения образовательной программы обучающимися. Успех – достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

             Безусловно, рецепт хорошей успеваемости содержит множество ингредиентов. И каждый из нас свой рецепт подбирает и экспериментирует с ним годами. И все мы понимаем, что трудность заключается в том, что общая успеваемость класса зависит от каждого отдельного учащегося и всех вместе одновременно. И методы, применяемые по улучшению успеваемости в одном классе, могут не сработать в другом.

              Чаще всего проблемы с успеваемостью начинают появляться с 5-6 класса. Как раз в это время школьники считают низкую успеваемость своего рода проявлением самостоятельности и свободы. В это время они уже пытаются быть менее зависимыми на родителей. Друзья становятся все большим авторитетом для них. Дети полны противоречий, не желают учить домашнее задание, слышать учителя. Поэтому и методы повышения успеваемости в средней школе, которые работали в начальных классах, уже теряют актуальность.
                    Как же повысить успеваемость?

Ингредиент №1. Дисциплина. Никаких прогулов и опозданий.

          Каждый ученик знает, что опаздывать и тем более прогуливать нехорошо: дети слышат это и от родителей, и от учителей. Но мало кто понимает, почему опоздания на уроки и прогулы сказываются на успеваемости. Наша задача — объяснить, как регулярное посещение уроков без опозданий и без прогулов может повысить успеваемость и подтянуть оценки.

           Психология ребёнка работает именно таким образом, что он идёт с удовольствием туда, где его любят, ценят и уважают как личность.

           Необходимо встречать детей с радостью. Тех, кто опаздывает, встречаем также с радостью, душевной теплотой и словами: «Здравствуй, мой дорогой, пожалуйста, садись, мы тебя ждали!»

            Для учителя важно время от времени просто погладить ученика по голове, приобнять, положить руку на плечо. И ребёнок, обласканный этим вниманием, намного лучше воспринимает материал.

            Для объяснения того, что прогулы сказываются на успеваемости, можно провести маленький эксперимент. Предложить своим ученикам решить тест, в котором будут упражнения на тему, которую они хорошо знают и понимают, и на тему, которую, еще не прошли или не успели закрепить. Вместе проверьте работу и спросите, что было сложно, что легко, а что — вообще непонятно. Покажите ребятам связь между тем, что вы проходите вместе на уроке и тем, что было для них сложно и легко в тесте. Наша цель — наглядно показать, что сложности с пониманием материала связаны с тем, что ученики просто не слышали объяснение.

Ингредиент №2. Повысить успеваемость поможет работа в классе

         Недостаточно просто находиться в классе физически, чтобы повысить успеваемость — нужно сосредоточиться на материале. Объясните ученикам, как писать короткие, но понятные конспекты, чертить графики и делать заметки к уроку. Это поможет им быть вовлеченными во время урока и усвоить больше половины материала уже в классе.

         Во время урока планируем несколько минут на игры.

          Например, игра «Кто больше?» Какой ряд или какая команда больше составит однокоренных слов с корнем - дом- за одну минуту с помощью приставок и суффиксов? (Домовой, домашний, домик, домище, домовёнок, придомовая и т.д)

           Игра «Назови правильно». Один ученик называет существительное, другой – род этого существительного. Если ответ правильный, то второй называет существительное для следующего ученика.

            Игра «Снежный ком». Один ученик рассказывает часть информации по теме, затем выбирает другого. Второй рассказывает ту же часть, но добавляет ещё немного. Например: тема «Местоимение» 6 класс. Первый ученик рассказывает о местоимении как о части речи. Второй рассказывает как о части речи, но добавляет информацию о разряде личных местоимений. Третий рассказывает о местоимении как о части речи, о разряде личных местоимений, но добавляет информацию и возвратном местоимении «себя». Четвертый рассказывает с самого начала, но добавляет информацию о вопросительных местоимениях и т.д.

             Подобные игры дают ученикам возможность усвоить как можно больше материала именно на уроке.

Ингредиент №3. Домашние задания — не наказание

           Каждый педагог считает, что чем больше и лучше отработать тему дома, тем продуктивнее можно провести время на уроке. Но чем больше домашнее задание, тем больше опасность просто перегрузить ученика. Современные дети загружены не меньше взрослых: учеба в школе, дополнительные занятия, кружки, репетиторы, музыка, танцы, спорт… Казалось бы, у детей полно энергии, и они с легкостью все успевают. Но это далеко не так. Наша задача — объяснить ученику, зачем ему задают работу на дом. На уроке вместе просмотреть материал, спросить все ли понятно. Объяснить то, что может вызвать сложности и разобрать несколько примеров. Замотивировать можно, дав возможность права выбора домашнего задания. Например, предложить несколько упражнений на выбор или творческих заданий. За хорошее поведение и активную работу на уроках в течение недели можно «наградить» ребят отсутствием домашнего задания на выходные.

Ингредиент №4. Задавать вопросы это нормально

           Большинство учеников теряют мотивацию к учебе, потому что на уроке им что-то непонятно — так и понижается процент успеваемости. Класс идет дальше по программе, а один ученик не усваивает материал и отстает, постепенно понимая все меньше — такое случается, потому что многие просто стесняются задавать вопросы.

           Наша задача - помочь ученикам преодолеть этот барьер и научиться спрашивать, когда что-то непонятно. Многие ученики стесняются задавать вопросы учителю, боятся показать незнание темы и тем вызвать насмешки одноклассников.

           На этом этапе нам также могут помочь игры. В начале урока, чтобы повторить то, что проходили на предыдущем уроке я могу предложить поиграть в игру «Ты - мне, я - тебе». Один ученик задает один вопрос любому из класса по теме предыдущего урока. Если ответ правильный, то отвечающий выбирает любого другого из класса и задает свой вопрос и т.д. Условие: вопросы не должны повторяться, приводим примеры к ответам.

           Если вы работаете с большим классом, обязательно проработайте материал с теми учениками, у которых возникли сложности при выполнении практических заданий. Например, после объяснения темы, напишите на доске несколько примеров с ошибками. Попросите учеников найти ошибки и объяснить их. Помогайте малоактивным детям проявлять инициативу: если ребенок ведет себя пассивно при разборе практического задания, мягко поинтересуйтесь, все ли ему понятно. Донесите до детей мысль, что не понимать что-то или ошибаться — это нормальная часть процесса обучения.

            А в конце урока – приём «Микрофон». Выбирается ученик, который будет исполнять роль журналиста. Можно предложить ребятам представить пенал в руке журналиста микрофоном. Учащийся задает вопросы по теме урока любому из класса. Условие: задать как можно больше вопросов, один вопрос – одному ученику, вопросы не повторять (Что нового Вы узнали на уроке? Выполнение какого задания Вам больше понравилось? Что Вы не поняли? Над чем бы Вы ещё поработали? и т.д.)

           Если через один-два урока вы замечаете, что у кого-то из учеников все еще есть трудности, предложите им задержаться после урока на 10-15 минут. Поинтересуйтесь, что именно осталось сложным для них и разберите эту часть еще раз. Так ваши ученики научатся не бояться учителей и задавать вопросы.

            Итак, чтобы повысить успеваемость учеников, необходимо четко ставить цели, настраивать ребят на положительный результат и поддерживать эмоционально.

 

Литература:

1. https://ru.wikipedia.org

2. https:// skyteach.ru/2021/03/20/pomogaem-svoim-uchenikam-povysit-uspevaemost-lajfxaki-i-sovety /

3. https:// ifreeads.ru/articles/kak-povysit-uspevaemost-v-universitete.html

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.