Конспект занятия: Профессионально-ориентированная психологическая игра «Десятый батальон» (10 класс)
Профессионально-ориентированная психологическая игра Десятый батальон
Цель: формирование военно-профессиональных интересов и мотивов; готовности к обучению в военном образовательном учреждении профессионального образования по соответствующей специальности; сплочение коллектива.
Задачи:
- рассмотреть такие качества человека как патриотизм и воинский долг;
- расширить представления подростков о гражданском патриотизме.
Необходимое время: 45 минут
Техническое оснащение: тренинговый зал, бумага форма А4, наглядный, стимульный материал, доска, маркеры, жетоны.
Процедура проведения: участники располагаются в большой круг в любом удобном для них месте подготовленного помещения.
Основная часть занятия:
1.Организационный момент
Цель: Знакомство участников с целями занятия, правилами работы в группе. Время: 1 минут.
2. Разминка: Упражнение «Психогимнастика»
Цель: осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать окружающих людей, их истинные потребности.
Время: 10 минут.
Ход упражнения: Все участники садятся в круг. У ведущего в руках мяч. Он предлагает подросткам следующее: «Давайте начнем сегодняшнее занятие с высказывания друг другу пожелания на период нашей встречи. Пожелание должно быть коротким, желательно в одно слово или предложение. Мы сделаем это так. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать что-то, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая свое пожелание на сегодняшнее занятие. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у каждого члена нашей группы и постараемся никого не пропустить».
Психологический смысл упражнения: упражнение показывает, насколько участники готовы к совместной работе.
Обсуждение: Какие трудности возникли в ходе выполнения задания? Что чувствовали, когда высказывали пожелание и какие испытывали чувства, когда слушали пожелание?
Как вывод, обозначить участникам, что возникновение дискомфорта часто связано с несоответствием пожелания интересам или потребностям.
3. Основная часть
Цель: развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, умения эффективно работать в команде.
Упражнение «Две подсказки»
Время: 15 минут.
Ребята делятся на 3 команды. По очереди каждой команде задаётся вопрос, на который они, посовещавшись, дают ответ. За каждый правильный ответ без подсказки + 5 баллов. Попросив подсказку – 1 балл (их две). Если слово не отгадано, предлагается ответ дать любой команде, которой и засчитывается + 5 баллов.
Судно – парус – бой (7 букв) - абордаж
Происшествие – повреждение – техника (6 букв) - авария
Боевой – многоцелевой – палуба (9 букв) - авианосец
Боеприпас – свист – самолёт (5 букв) - бомба
Аппарат – птица – полёт (7 букв) - авиация
Помещение – обслуживание – техника – (5 букв) - ангар
Мачта – приём – волны (7 букв) - антенна
Стрельба – тетива – оружие (7 букв) - арбалет
Оружие - хранение – учреждение (7 букв) - арсенал
Нападение – движение – штурм (5 букв) - атака
Должность – представительство – военный (6 букв) - атташе
Поле – воздушный – взлёт (8 букв) - аэродром
Воздушный – полёт – газ (8 букв) - аэростат
Противотанковый – реактивный – ручной (6 букв) - базука
Сигнал – вода – якорь (5 букв) - бакен
Снаряд – движение – наука (10 букв) - баллистика
Отряд – войска - армия (8 букв) - батальон
Вооружение – однозарядка – американец (8 букв) - берданка
Бой – парус – тактика – (7 букв) – абордаж
Сигнал – авария – обьявление – (7 букв) – тревога
Происшествие – повреждение – ущерб – (6 букв) - авария
Вооружение – полёт – крыло – (7 букв) – авиация
Корабль – служба -быстрый – (5 букв) – авизо
Приборка – служба – судно – (5 букв) – аврал
Легенда – Балтика – крейсер – (6 букв) – аврора
Вождение – площадка – испытание – (автодром) – 8 букв
Самодействующий – стрелок – поражение – (7 букв) – автомат
Управление – воздух –полёт – (9 букв) – автопилот
2. Упражнение «Портрет»
Цель: развитие умения анализировать личностные особенности других.
Время: 20 минут.
Ход работы. Участникам предлагается нарисовать портреты сидящего рядом по часовой стрелке. При этом надо стремиться к реальному сходству, подмечая индивидуальные особенности, учитывать его личностные качества. Постараться определить, в какой профессиональной сфере может быть успешен (военные/гражданские). Чем больше похож портрет на человека, тем лучше. После того как задание выполнено, портреты отдают ведущему, он показывает их всей группе. Задача группы отгадать кто нарисован.
Краткое обсуждение выполнения задания.
Обсуждение: Как может проявляться активная гражданская позиция, что такое патриотизм в первую очередь, какие дела и поступки позволяют сказать, что человек является патриотом. (размышления подростков).
Упражнение «Поступь профессионала»
Цель: развитие умения анализировать личностные особенности других.
Время: 10 минут.
Ход работы. Ваша задача – в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном «Я». Изобразите те или иные профессии с помощью жестов, мимики и пантомимики. Остальные должны угадать, что это за профессия. Затем проводится обсуждение, насколько группе удалось выразить профессию.
(размышления подростков).
Обсуждение: Быть верным воинскому долгу – значит всеми своими делами и поступками крепить боевую мощь страны, а если потребуется – встать на ее защиту и защитит ее даже ценой своей жизни.
4. Рефлексия
Время: 5 минут
Ход упражнения: подводится общий итог занятия, формулируются наиболее значительные результаты, которые были получены в ходе обсуждения, участники предъявляют обратную связь.
Подведение итогов занятия: формулируются наиболее значительные результаты, которые были получены в ходе обсуждения.
2. Разминка (II часть занятия)
Упражнение «Психогимнастика»
Цель: осознание тех барьеров, которые мешают людям быть более открытыми, искренними, лучше понимать и чувствовать окружающих людей, их истинные потребности.
Время: 5 минут.
Ход упражнения: Всем участникам занятия предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу: любыми средствами, но, только не используя физические воздействия и маленькие катаклизмы, постараться привлечь к себе внимание всех окружающих. Делать это следует всем одновременно, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих.
Психологический смысл упражнения: упражнение показывает, насколько участники готовы к совместной работе.
Обсуждение: Какие трудности возникли в ходе выполнения задания? Что чувствовали, когда высказывали пожелание и какие испытывали чувства, когда слушали пожелание?
Как вывод, обозначить участникам, что возникновение дискомфорта часто связано с несоответствием пожелания интересам или потребностям.
3. Основная часть «Военный поход»
Цель: развитие у подрастающего поколения чувства патриотизма, умения эффективно работать в команде.
Психолог: Участники делятся на группы. Каждой группе выдается карта, на которой отмечены красные точки. Это точки каждого задания. Правильно выполнив задание, группа получает жетон. По окончанию игры, подсчитываются жетоны и определяется победитель.
1.Упражнение «Перепутанные буквы»
Время: 5 минут.
Ход упражнения: Используется методика «Анаграмма», которая предназначена для тренировки эрудиции, способствует выявлению комбинаторных способностей, особенностей беглости абстрактно-логического мышления.
Используя весь набор, не исключаю ни одной буквы, составьте слово и закрепите его на доске.
Психолог: Ребята, озвучьте слова, которые у вас получились.
2. Упражнение «Название. Девиз. Характеристика отряда»
Цель: развитие умения анализировать личностные особенности других, умение работать единой командой.
Время: 10 минут.
Ход работы. Участникам предлагается, с учетом личностных качеств каждого члена отряда, дать характеристику. На ее основе, определить название отряда и придумать девиз. Нарисовать образ, характеризующий интересы и особенности каждого отряда.
Краткое обсуждение выполнения задания.
Обсуждение: Как может проявляться активная гражданская позиция, что такое патриотизм в первую очередь, какие дела и поступки позволяют сказать, что человек является патриотом. (размышления подростков).
3.Упражнение «Зашифрованное слово»
Цель: развитие логических способностей.
Время: 3 минуты.
Ход работы. Перед вами фраза, зашифрованная с помощью цифр. Каждой букве алфавита соответствует цифра. Используя ключ, разгадайте фразу. Верно, вы правильно расшифровали фразу (прикрепить на доску напечатанную фразу).
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить данное задание? Какие личностные качества вам необходимо было проявить?
4.Упражнение «Один за всех и все за одного»
Цель: развитие умения анализировать личностные особенности других, умение работать единой командой.
Время: 3 минут.
Ход работы. Каждой группе предлагается ситуация. Необходимо, выбрать, кто будет старшим в отряде, который назначает себе заместителя и ставит задачу определить, кто будет командиром. Заместитель выбирает командира, а командир распределяет роли оставшимся членам отряда с учетом личностных и особенностей и поставленной задачей.
Ситуация 1. Вашему отряду необходимо переправиться через реку незамеченными, но у вас нет никаких подручных средств, плавательных сооружений. Есть только вы, на вас яркая одежда и два участника совсем не умеют плавать.
Ситуация 2. Вашему отряду необходимо переправиться через поле, на котором нет никакой растительности. Есть только вы, на вас яркая одежда и два участника умеют ушибы рук и ног.
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить данное задание? Какие личностные качества вам необходимо было проявить?
5.Упражнение «Рисунок закрытыми глазами»
Цель: развитие взаимопомощи и взаимоподдержки, умение работать сообща.
Время: 3 минут.
Ход работы. Каждой группе предлагается выбрать трех участников, которые будут выполнять поставленную задачу. Необходимо, закрытыми глазами, по очереди, нарисовать:
1 Отряд – первый участник рисует корпус и башню танка, второй – дуло, третий - гусеницы.
2 Отряд – первый участник рисует корпус и хвост самолета, второй – крылья, третий - шасси.
Команды сами распределяют, кто, в какой последовательности, будет выполнять свой участок задания. Остальным участникам разрешается оказывать помощь только подсказкой «влево» или «вправо».
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить данное задание? Какие личностные качества вам необходимо было проявить?
6.Упражнение «Установи закономерность»
Цель: развитие мышления, умение устанавливать закономерность, проявить сообразительность.
Время: 3 минуты.
Ход работы. Каждой группе предлагается найти четыре слова спрятанное в таблице на военную тематику. Они могут быть расположены горизонтально и вертикаль:
1 Отряд – армия, парад, якорь, майор.
ф |
п |
а |
р |
а |
д |
у |
ю |
а |
р |
е |
с |
к |
с |
м |
я |
м |
а |
й |
о |
р |
р |
д |
и |
к |
ф |
о |
п |
с |
у |
я |
к |
о |
р |
ь |
ю |
б |
й |
с |
ч |
в |
ж |
я |
о |
ш |
г |
л |
ф |
х |
2 Отряд – поход, орден, честь, каска.
ф |
п |
а |
в |
я |
ь |
х |
ю |
з |
ц |
ы |
с |
г |
ъ |
ъ |
п |
у |
б |
ч |
ы |
ь |
е |
о |
р |
д |
е |
н |
е |
м |
х |
к |
а |
с |
к |
а |
ы |
о |
ф |
я |
т |
ы |
ч |
д |
д |
у |
е |
ь |
й |
ъ |
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить данное задание? Какие личностные качества вам необходимо было проявить?
7.Упражнение «Наблюдатель»
Цель: развитие внимания в условиях коллективной деятельности.
Время: 3 минуты.
Ход работы. Каждой группе предлагается выбрать одного «наблюдателя», наиболее внимательного участника, которые будут выполнять поставленную задачу. Задание состоит из рядов колец, которые похожи на циферблат круглых часов, только с разрывами в их разных частях. Вам необходимо, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется ориентация разрыва на определенный час, если ориентироваться на циферблат круглых часов, и зачеркивать их. Этот определенный час:
1 Отряд – циферблат на 12 часов.
2 Отряд – циферблат на 6 часов.
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить данное задание? Какие личностные качества вам необходимо было проявить?
8.Упражнение «Определи род войск»
Цель: развитие взаимопомощи и взаимоподдержки, умение работать сообща.
Время: 3 минуты.
Ход работы. Каждой группе предлагается выбрать одного участника, который будут с помощью жестов и мимики показывать своему отряду задание: «К каким войскам относится?»
1 Отряд – пограничные войска.
2 Отряд – военно-морской флот.
Команды сами распределяют, кто задания. Остальные участники определяют.
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить данное задание? Какие личностные качества вам необходимо было проявить?
9.Упражнение «Единая команда»
Цель: создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Время: 3 минуты.
Ход работы. Суть упражнения состоит в удержании карандашей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх - вниз, свободный круг, карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.
5. Присесть; встать.
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить?
10.Упражнение «Звезда»
Цель: развитие взаимопомощи и взаимоподдержки, умение работать сообща.
Время: 5 минуты.
Ход работы. Каждой группе предлагается написать мини-сочинение из 5-7 предложений на тему: «Что означает для гражданина России символ звезды».
Обсуждение: Какие испытывали затруднения? С чем вы могли бы сравнить данное задание? Какие личностные качества вам необходимо было проявить?
4. Рефлексия
Время: 5 минут
Ход упражнения: подводится общий итог занятия, формулируются наиболее значительные результаты, которые были получены в ходе обсуждения, участники предъявляют обратную связь.
Подведение итогов занятия: формулируются наиболее значительные результаты, которые были получены в ходе обсуждения.