12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кустова Марина Михайловна1089 Материал размещён в группе «Математическая мозаика» |
Олимпиада по математике для учащихся 5 класса
Олимпиада
по математике для учащихся 5 класса
Задания, решения и критерии
1. Разрежьте фигуру, изображенную на рисунке, на четыре равные части по линиям сетки так, чтобы в каждой из частей была метка.
Ответ:
Критерии: Полностью верный пример разрезания – 7 баллов. Отсутствие примера или пример с ошибкой – 0 баллов.
2. На восьми карточках написаны числа 1, 1, 2, 2, 3, 3, 4, 4. Можно ли положить эти карточки в ряд так, чтобы между единицами лежала одна карточка, между двойками – две, между тройками – три, а между четверками – ровно четыре карточки?
Ответ. Да
Решение. Например, так: 4 1 3 1 2 4 3 2
Критерии: Оценок может быть только две: 0 баллов или 7 баллов.
3. Один пятиклассник зашифровал своё имя, написав вместо букв их номера в алфавите. Получилось вот что:
Его приятель решил зашифровать таким способом своё имя, и получил то же самое число, хотя звали его по-другому. Определите имена мальчиков. (В русском алфавите 33 буквы.)
Ответ: Мальчиков зовут Вадик и Эдик.
Решение: Поскольку номер буквы не может начинаться с цифры 0, в середине слова содержится буква с номером 10, то есть «И». После неё могут идти либо две буквы с номерами 1 и 2 – «АБ», либо буква с номером 12 – «К». В русском языке нет имён, заканчивающихся буквосочетанием «ИАБ». Поэтому последняя буква – «К».
Начинаться имя может либо с букв с номерами 3, 1, 5 – «ВАД», либо с букв с номерами 31, 5 – «ЭД», либо с букв с номерами 3, 15 – «ВН». В первых двух случаях получаем имена «ВАДИК» и «ЭДИК», в последнем случае получаем бессмысленную комбинацию букв.
Критерии: Верно указано имя одного мальчика и приведено корректное объяснение решения (что номер буквы не может начинаться с цифры ноль, что имя может начинаться с букв с номерами 3, 1, 5 или 31, 5 и т.д) – 3 балла. Верно указаны оба имении и приведено правильное объяснение – 7 баллов.
4. У нас есть большая пустая бочка и два ведра – 5 литров и 8 литров. Расскажите, как с помощью этих вёдер набрать из реки в бочку ровно 19 литров воды.
Решение: Одно из решений такое. Нальем воду в восьмилитровое ведро. Отольем из него воду в пятилитровое ведро. Тогда в восьмилитровом останется 3 литра воды. Мы научились отмерять 3 литра воды. Заметим, что 19=3+3+3+5+5.
Таким образом, нужно три раза повторить приведенную выше операцию и два раза налить по 5 литров в большое ведро.
Критерии: Любой верный чётко описанный алгоритм переливания – 7 баллов. Особо внимательно следить за тем, чтобы в алгоритме не было недопустимых шагов (например, попыток отмерить какой-то объём «на глаз») – при наличии таких шагов считать, что верного описания алгоритма нет, ставить 0 баллов.
5. В Солнечном городе живут честные коротышки, которые всегда говорят одну только правду, и лукавые коротышки, которые всегда лгут. Встретились несколько коротышек из Солнечного города, и каждый заявил всем остальным: «Вы все – лукавые коротышки». Сколько честных коротышек могло быть среди них?
Ответ. 1
Решение. 0 не может быть, так как тогда все скажут правду, что невозможно. Больше одного тоже не может быть, так как тогда честные коротышки солгут. А вот ровно один честный как раз может быть.
Критерии: Есть верный ответ (хоть с демонстрацией того, что при этом выполняются нужные условия, хоть без этой демонстрации) – 2 балла. Верный ответ при наличии корректного обоснования – 7 баллов.
6. Во время прогулки по лесу Винни-Пух каждые 40 метров находил гриб. Какой путь он прошёл от первого гриба до последнего, если всего он нашёл 15 грибов?
Ответ: 560 м.
Критерии: Верный ответ без верного обоснования – 2 балла. Из решения видно, что автор понимает, что нужно считать промежутки между грибами (и что всего промежутков с 1 до 15 гриба не 15, а 14), но верный ответ не получен из-за арифметической ошибки – от 3 до 5 баллов. Верный ответ при наличии полного правильного решения – 7 баллов.
7. У 28 человек 6 класса на собрание пришли папы и мамы. Мам было 24, пап – 18. У скольких учеников на собрание пришли одновременно и папа и мама?
Ответ. 14
Решение. Если бы у каждого ученика на собрание пришёл только кто-то один из родителей, то всего родителей было 28. Но их 24 + 18 = 42. «Превышение» получилось из-за того, что у некоторых детей пришли и мама, и папа. Это «превышение» равно 42 − 28 = 14. Значит, и мама, и папа пришли у 14 учеников.
Критерии: Верный ответ без верного обоснования – 2 балла. Верный ответ при наличии достаточных пояснений, как именно он получен – 7 баллов. Верная структура решения (с наличием пояснений), но неверный ответ из-за арифметической ошибки, – 3 балла.