12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Демина Светлана Викторовна555
Стаж работы: 38 лет. В настоящее время преподаю русский язык и литературу в МКГиКе. Большое внимание уделяю внеклассной работе: провожу олимпиады, литературный кружок, организую встречи с писателями и поэтами, поездки на родину Шукшина, Бажова, Есенина.
Россия, Москва, Москва

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГЕОДЕЗИИ И КАРТОГРАФИИ»

























Методическая разработка.

Олимпиада по русскому языка.

Преподаватель: Демина С.В.



















2023 ,февраль.









Олимпиада по русскому языку.

1.Найдите слова с ударением на последнем слоге:

августовский, банты, болеро, вексель, досуха, дремота, жалюзи, звонит, интерпретировать, исконный, искра, красивее, менталитет, нормировать, прецедент, статуя, феномен..


2. Определите значение слова по его определению:


а) Исключительное по своим достоинствам произведение искусства

(живописи, скульптуры, архитектуры, литературы и др.)

б) Съезд, собрание (обычно по вопросам международного значения).

в) высшая степень воодушевления, восторга, иногда переходящая в исступление.

г) Выдающийся деятель на каком-либо поприще.

д) Сундук, чемодан или дорожная сумка с жестким каркасом и противоударными стенками.


3.Замените заимствованные слова русскими синонимами:

Дилетант -

Ландшафт -

Консенсус –

Конфиденциально-

Импонирует –

Пантеон -

Резонанс -

Репродукция -

Цитадель -

Филантроп –

4.Подберите фразеологизмы-синонимы:

а) Вывести на чистую воду –

б) В поте лица-

в) Бить баклуши –

г) Ползать на брюхе -

5.Выписать существительные мужского рода:

Бигуди, желе, денди, желе, кредо, лосось, мозоль, рагу, резюме, пемоксоль, манго, маэстро, меню, МИД, МГУ, салями, тюль, фламинго, фойе, шампунь.

6.Образуйте именительный падеж единственного числа приведённых существительных: пельмени, банкноты, вафли, клавиши, клипсы, манжеты, оладьи, шпроты, ставни, тапки.

7.Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду укажите слово, лишнее с точки зрения орфографии:

а) бесприда…ица, гриве…ик, избра…ик, труже…ик;

б) серебр…ный, ране…ый, кова…ый, безветре…ый;

в) контр…гра, сверх…зысканный, пед…нститут, от…скать;

г) пр…тендент, пр…тензия, пр…пятствие, пр…вилегия;

д) навзнич…, настеж…, сплош…, невтерпёж…

8.Поставить в тексте пропущенные знаки препинания.

Воспитание человека.

Продолжить самого себя в своем ребёнке это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока он не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того чтобы приносить ему счастье. Может получиться так что в честной трудовой семье дети вырастут эгоистами. (По Сухомлинскому В.А.)

9.Найдите в приведённых ниже предложениях речевые ошибки и стилистические недочёты. Запишите предложения правильно.

а) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, а также запуганные обыватели..

б) Речь главного героя индивидуализированная и играет большое значение в раскрытии душевного мира героя.

в) Взошло солнце, и мы решили, хорошо отдохнувши за ночь, тронуться в путь

тотчас же, чтобы к вечеру быть на месте.

г) Писатель изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря.

д) Мне хотелось как можно полнее раскрыть характер Чацкого – характерного представителя передовой дворянской молодёжи.

е) Фельдмаршал Кутузов, как показал Л.Н. Толстой, находясь на поле боя,

больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.



10.Превратите каждое из данных слов в другое, добавив одну букву в начале,

середине или в конце. Затем, не меняя порядка слов, выпишите все добавленные буквы. Они составят пословицу. Запишите её.

Грудь, рожь, свет, упор, враг, клюка, вход, строка, пушка, шпага, село, ввоз,

омут, заря, база, дача, роза, овал, кошка, дочка, оклад, ворот.





Ответы.

1.Болеро, жалюзи, звонит, менталитет, прецедент.


2.а) шедевр; б) конгресс; в) экстаз; г) корифей; д) кофр.


3.Аукцион- торги.

Дилетант-любитель.

Ландшафт-вид.

Консенсус- согласие, договорённость.

Конфиденциально-доверительно.

Импонирует –нравится.

Пантеон-храм.

Резонанс- ответный звук, отзвук.

Репродукция-воспроизведение.

Филантроп- благотворитель.

4а) Вывести на чистую воду- сорвать маску; выставить к позорному столбу;

поймать с поличным; припереть к стенке; раскрыть чьи-либо карты.

б) В поте лица- засучив рукава, не покладая рук; гнуть горб, как белка в колесе;

работать до седьмого пота, не разгибая спины.

в) Бить баклуши; плевать в потолок; валять дурака; собак гонять, лежать на печи; сидеть сложа руки.

г) ползать на брюхе- лизать пятки; сгибаться в дугу; гнуть спину;

ползать ужом; ползать на коленях.

5. Существительные мужского рода:

денди, лосось, маэстро, МИД, МГУ, тюль, фламинго, шампунь.

6. Именительный падеж единственного числа приведённых

существительных: пельмень, банкнота, вафля, клавиша, клипса, манжета, оладья, шпрота, ставень, тапки.

7.а) бесприданница, гривенник, избранник, труженик;

б) серебряный, раненый, кованый, безветренный;

в) контригра, сверхизысканный, пединститут, отыскать;

г) претендент, претензия, препятствие, привилегия;

д) навзничь, настежь, сплошь, невтерпёж

8.Текст.О Воспитание человека.

Продолжить самого себя в своем ребёнке – это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное – чувство долга перед теми, кто делает тебе добро.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор, пока он не пережил на собственном опыте, что источник его радостей – труд, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться так, что в честной трудовой семье дети вырастут эгоистами. (По Сухомлинскому).

9.а) В сказках Щедрина сатирически изображаются не только не знающие жизни помещики и генералы, но и запуганные обыватели

б) Речь главного героя индивидуализирована и имеет большое значение в раскрытии душевного мира героя.

в) Взошло солнце, и, хорошо отдохнув за ночь, мы решили тотчас же тронуться в путь, чтобы к вечеру быть на месте.

г) Писатель изобразил в комедии расслоение дворянского класса на два лагеря.

д) Мне хотелось как можно полнее раскрыть характер Чацкого – яркого представителя передовой дворянской молодёжи.

е) Как показал Л.Н. Толстой, фельдмаршал Кутузов находясь на поле боя,

больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах.

10..Груздь, дрожь, совет, рупор, овраг, клюква, выход, стройка, опушка, шпагат, седло, вывоз, хомут, заряд, базар, удача, гроза, отвал, крошка, удочка, доклад, ворота.

Пословица: Здоровый отдых- друг труда.



7


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.