Урок русского языка в 7 классе «Предлог как часть речи»
Пояснительная записка к презентации
У. Здравствуйте, дети. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
У. Какой раздел науки о языке изучает слова как части речи?
Д. Морфология
У. на какие две большие группы делятся все части речи?
Д. самостоятельные и служебные.
У. Все верно. Мы с вами уже изучили 9 самостоятельных частей речи, а с сегодняшнего дня приступаем к изучению служебных частей речи. Перечислите, какие части речи относятся к служебным.
Д. Предлоги, союзы, частицы.
У. Почему эти части речи называются служебными, чем они отличаются от самостоятельных?
Самостоятельные ч.р. 1) есть лексическое и грамматическое значение; 2) изменяются (кроме наречия); 3) являются членами предложения; 4) употребляются самостоятельно. |
Служебные ч.р. 1) нет лексического и грамматического значения; 2) не изменяются; 3) не бывают членами предложения; 4) не употребляются без самостоятельной части речи. |
У. Верно, ребята! И сегодня на уроке мы познакомимся с вами с одной из служебных частей речи, с предлогом. Записываем тему урока
Предлог как часть речи.
И сегодня на уроке нам предстоит узнать:
1. Чему «служит» предлог? (грамматическое значение)
2. Виды предлогов.
У. для того,чтобы выяснить грамматическое значение предлогов, предлагаю вам прочитать телеграмму Маши Ошибкиной, которая для экономии денег решила сократить текст телеграммы и вот, что у неё получилось, прочитайте и ответьте, понятно ли, о чём хотела сказать Маша?
(слайд)
У. Так, понятно, о чём хотела сказать Маша?
Д. ничего непонятно, всё бессвязно.
У. верно, машину телеграмму отказались отправлять, если она её не исправит, она кое-что изменила в тексте телеграммы, и вот, что получилось. Посмотрите второй вариант телеграммы. Что изменилось? (слайд)
Д. появились предлоги.
У. а каким стал текст телеграммы?
Д. понятным, связным.
У. какова роль предлогов в тексте?
Д. Предлоги соединяют слова в СЛС.
У. из чего состоят словосочетания? (слайд)
Д. главного слова и зависимого
У. верно, ребята. Обратим внимание на этимологию слова ПРЕДЛОГ, исторически здесь можно выделить приставку ПРЕД-, что означает «перед» и корень ЛОГ, что в переводе с греческого означает «слово», т.е. дословно предлог – это то, что стоит перед словом. А перед каким словом стоит предлог? (смотрите на картинку)
Д. перед зависимым.
У.Верно! так что же выражает предлог, если он стоит перед зависимым словом?
Д. Зависимость.
У. верно, ребята! А для того, чтобы уточнить зависимость каких именно слов выражает предлог, обратимся к материалу для наблюдения. (доска). Он записан в столбик на доске, а вы записываете в теоретических(!!!???) тетрадях также в столбик (желательно через строчку)
прийти через пять часов
находиться на стадионе
встретился с ними
съездила за покупками
задержался из-за непогоды
У. записали? Выделим в данных словосочетаниях предлоги.
(учитель на доске, дети в тетрадях выделяют предлоги в треугольник)
Ребята, мы сказали, что предлоги выражают зависимость,т.е. стоят перед зависимым словом, найдём в данных словосочетаниях главное слово и зависимое.
(ребята находят в словосочетаниях главное слово, задают от него вопрос к зависимому, обозначают часть речи зависимого слова)
Ребята, теперь посмотрите внимательно на зависимые слова. К какой части речи они относятся?
Д. числительное, сущ., местоимение
У. верно! Таким образом, предлог выражает зависимость сущ., числ. И местоимений от других слов. Теперь мы уже достаточно знаем о предлоге, чтобы сформулировать определение. Что же такое предлог.
Д. ПРЕДЛОГ – ЭТО служебная часть речи, которая выражает зависимость сущ., мест. И числительных от других слов в словосочетаниях.
У. Верно! Открываем теоретические тетради на стр.??? и записываем определение(слайд)
У. ребята, предлог – это зависимая часть речи, у неё нет собственного лексического значения, но в совокупности с зависимым словом предлог может выражать различные смысловые значения, какие? Вернемся к нашим словосочетаниям и по вопросу определим, какие же значения имеют предлоги? (когда? – это временное значение, где? – пространственное и т.д., вместе с детьми определяем и записываем значения предлогов в скобках рядом со словосочетанием).
У. Итак, ребята, какие отношения могут выражать предлоги, сочетаясь с зависимым словом в словосочетания?
Д. Временные, пространственные, объектные, целевые, причинные.
У. давайте запишем и это (слайд: «вместе с зависимым словом предлоги выражают грамматические отношения…»)
Ребята, обратите внимание на то, что предлоги могут быть многозначны, т.е. один и тот же предлог может иметь несколько значений, употребляясь с разными зависимыми словами, поэтому при определении значения предлога будьте внимательны, мы именно по вопросу определяем значение предлога.
И сейчас мы с вами потренируемся определять значения предлогов, для этого выполним упражнение на распечатке. Посмотрите, как мы будем действовать, определяя значение предлогов (первое слс делает учитель): сделано по просьбе, определяем значение предлога «по», главное слово сделано, задаём вопрос: сделано по какой причине? - по просьбе, предлог имеет причинное значение (запись в скобках)
Сделано по просьбе (причинное значение)
Взял на воспитание (целевое)
Встретиться с ней (объектное)
Стадион около метро (пространственное)
Приехать в одиннадцать часов (временное)
Молчать из вежливости (причины)
Поездка на Волгу (пространственное)
Гуляет со мной (объектное)
Рассказать об Андерсене (объектное)
Обобщение:
С какой частью речи познакомились?
Что такое предлог (определение)?
Какие значения имеет предлог, сочетаясь с зависимым словом?
Домашнее задание: упр. 287/data/files/p1474263012.ppt (предлог как часть речи)