12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоногова Надежда Васильевна283
Педагогический стаж - 6 лет. в 2012 году лауреат районного конкурса "Педагогический дебют"
Россия, Челябинская обл., Нязепетровск
2

Предлог как часть речи



У. Здравствуйте, дети. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

У. Какой раздел науки о языке изучает слова как части речи?

Д. Морфология

У. на какие две большие группы делятся все части речи?

Д. самостоятельные и служебные.

У. Все верно. Мы с вами уже изучили 9 самостоятельных частей речи, а с сегодняшнего дня приступаем к изучению служебных частей речи. Перечислите, какие части речи относятся к служебным.

Д. Предлоги, союзы, частицы.

У. Почему эти части речи называются служебными, чем они отличаются от самостоятельных?

Самостоятельные ч.р.

1) есть лексическое и грамматическое значение;

2) изменяются (кроме наречия);

3) являются членами предложения;

4) употребляются самостоятельно.

Служебные ч.р.

1) нет лексического и грамматического значения;

2) не изменяются;

3) не бывают членами предложения;

4) не употребляются без самостоятельной части речи.

У. Верно, ребята! И сегодня на уроке мы познакомимся с вами с одной из служебных частей речи, с предлогом. Записываем тему урока

Предлог как часть речи.

И сегодня на уроке нам предстоит узнать:

1. Чему «служит» предлог? (грамматическое значение)

2. Виды предлогов.

У. для того,чтобы выяснить грамматическое значение предлогов, предлагаю вам прочитать телеграмму Маши Ошибкиной, которая для экономии денег решила сократить текст телеграммы и вот, что у неё получилось, прочитайте и ответьте, понятно ли, о чём хотела сказать Маша?

(слайд)

У. Так, понятно, о чём хотела сказать Маша?

Д. ничего непонятно, всё бессвязно.

У. верно, машину телеграмму отказались отправлять, если она её не исправит, она кое-что изменила в тексте телеграммы, и вот, что получилось. Посмотрите второй вариант телеграммы. Что изменилось? (слайд)

Д. появились предлоги.

У. а каким стал текст телеграммы?

Д. понятным, связным.

У. какова роль предлогов в тексте?

Д. Предлоги соединяют слова в СЛС.

У. из чего состоят словосочетания? (слайд)

Д. главного слова и зависимого

У. верно, ребята. Обратим внимание на этимологию слова ПРЕДЛОГ, исторически здесь можно выделить приставку ПРЕД-, что означает «перед» и корень ЛОГ, что в переводе с греческого означает «слово», т.е. дословно предлог – это то, что стоит перед словом. А перед каким словом стоит предлог? (смотрите на картинку)

Д. перед зависимым.

У.Верно! так что же выражает предлог, если он стоит перед зависимым словом?

Д. Зависимость.

У. верно, ребята! А для того, чтобы уточнить зависимость каких именно слов выражает предлог, обратимся к материалу для наблюдения. (доска). Он записан в столбик на доске, а вы записываете в теоретических(!!!???) тетрадях также в столбик (желательно через строчку)

прийти через пять часов

находиться на стадионе

встретился с ними

съездила за покупками

задержался из-за непогоды

У. записали? Выделим в данных словосочетаниях предлоги.

(учитель на доске, дети в тетрадях выделяют предлоги в треугольник)

Ребята, мы сказали, что предлоги выражают зависимость,т.е. стоят перед зависимым словом, найдём в данных словосочетаниях главное слово и зависимое.

(ребята находят в словосочетаниях главное слово, задают от него вопрос к зависимому, обозначают часть речи зависимого слова)

Ребята, теперь посмотрите внимательно на зависимые слова. К какой части речи они относятся?

Д. числительное, сущ., местоимение

У. верно! Таким образом, предлог выражает зависимость сущ., числ. И местоимений от других слов. Теперь мы уже достаточно знаем о предлоге, чтобы сформулировать определение. Что же такое предлог.

Д. ПРЕДЛОГ – ЭТО служебная часть речи, которая выражает зависимость сущ., мест. И числительных от других слов в словосочетаниях.

У. Верно! Открываем теоретические тетради на стр.??? и записываем определение(слайд)

У. ребята, предлог – это зависимая часть речи, у неё нет собственного лексического значения, но в совокупности с зависимым словом предлог может выражать различные смысловые значения, какие? Вернемся к нашим словосочетаниям и по вопросу определим, какие же значения имеют предлоги? (когда? – это временное значение, где? – пространственное и т.д., вместе с детьми определяем и записываем значения предлогов в скобках рядом со словосочетанием).

У. Итак, ребята, какие отношения могут выражать предлоги, сочетаясь с зависимым словом в словосочетания?

Д. Временные, пространственные, объектные, целевые, причинные.

У. давайте запишем и это (слайд: «вместе с зависимым словом предлоги выражают грамматические отношения…»)

Ребята, обратите внимание на то, что предлоги могут быть многозначны, т.е. один и тот же предлог может иметь несколько значений, употребляясь с разными зависимыми словами, поэтому при определении значения предлога будьте внимательны, мы именно по вопросу определяем значение предлога.

И сейчас мы с вами потренируемся определять значения предлогов, для этого выполним упражнение на распечатке. Посмотрите, как мы будем действовать, определяя значение предлогов (первое слс делает учитель): сделано по просьбе, определяем значение предлога «по», главное слово сделано, задаём вопрос: сделано по какой причине? - по просьбе, предлог имеет причинное значение (запись в скобках)

Сделано по просьбе (причинное значение)

Взял на воспитание (целевое)

Встретиться с ней (объектное)

Стадион около метро (пространственное)

Приехать в одиннадцать часов (временное)

Молчать из вежливости (причины)

Поездка на Волгу (пространственное)

Гуляет со мной (объектное)

Рассказать об Андерсене (объектное)

Обобщение:

С какой частью речи познакомились?

Что такое предлог (определение)?

Какие значения имеет предлог, сочетаясь с зависимым словом?

Домашнее задание: упр. 287/data/files/p1474263012.ppt (предлог как часть речи)

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.