Урок русского языка в 3 классе «Однокоренные слова. Корень в составе разных частей речи»
Тема урока: Однокоренные слова. Корень в составе разных частей речи.
Задачи урока:
Закреплять умения определять:
– родственные слова; – состав слова; – часть речи. Формировать познавательные УУД:
– пользоваться инструкцией учебника; регулятивные УУД:
– самоконтроль результата по предварительной информации учебника.
Ход урока:
Орг. момент.
Чистописание. Знакомство со словарным словом победа.
Упражнение 37
Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова; учиться образовывать родственные слова.
Рассуждения ученика
Вписываю новое словарное слово в нужной форме. Подчеркиваю букву, написание которой надо запомнить: победу. Вставляю пропущенные буквы:
Зайчишка (зайчишек), празднует (словарное слово), смог (смогу), волк (волки).
Выписываю выделенные слова. Рядом записываю родственные слова:
Праздновать (гл.), праздник (сущ), праздничный (прил.).
Бег (сущ), бегать (гл.), беговая (дорожка) (прил.).
Трус (сущ), трусить (гл.), трусливый (прил.).
Толк (сущ), толковый/бестолковый (прил.), толковать (гл.).
Сообщение темы урока.
Работа по теме урока. Работа по учебнику.
упражнение72 (с. 64–65).
гроза | грозный | погрозить |
цвет | цветной | цветет |
зелень | зеленый | зеленеет |
побелка | белый | побелить |
сторож | сторожевой | сторожить |
чистота | чистый | почистить |
даль | дальний | удалить |
низина | нижний | снизить |
Упражнение 73. Цель упражнения – научить детей отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов.
Дети выписывают следующие однокоренные слова: снеговик, снежный, снег, Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок, снежок.
Слово снег является исходным для образования остальных родственных слов.
К приведенной схеме подходит слово под/снеж/ник/ .
Затем дети составляют и записывают сложные слова, в скобках указывая проверочные слова: снегоход (снег, ходить); снегопад (снег, падать).
Упражнение 74.
Цель упражнения – научить детей определять, от какого слова произошли однокоренные слова.
Дети показывают на письме образование слов: воздушный ← воздух жадность ← жадный ходьба ← ходить домашний ← дом
серость ← серый книжный ← книга
При этом ученики в каждом случае называют, от какой части речи произошло то или иное слово.
Упражнение 75.
Цель упражнения – учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.
Например, они могут подобрать такие слова:
рыба, рыбный, рыбачить; бег, беговой, бегать; белизна, белый, белеть.
Упражнение 76. Цель упражнения – научить детей выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам. В каждой строчке дети подчеркивают следующие слова:
1) луна
2) друг
3) синий
4) ходить
5) рука
В ходе работы с данным упражнением учитель выясняет у детей, известны ли им значения всех этих слов. Если какое-то из слов ребенку непонятно, необходимо дать его толкование.
Домашнее задание: упражнение 38 (т.)
Итог урока.