Урок русского языка в 3 классе «Однокоренные слова. Корень в составе разных частей речи»

0
0
Материал опубликован 24 January 2020

Тема урока: Однокоренные слова. Корень в составе разных частей речи.

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

родственные слова; – состав слова; – часть речи. Формировать познавательные УУД:

пользоваться инструкцией учебника; регулятивные УУД:

самоконтроль результата по предварительной информации учебника.

Ход урока:

Орг. момент.

Чистописание. Знакомство со словарным словом победа.

Упражнение 37

Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова; учиться образовывать родственные слова.

Рассуждения ученика

Вписываю новое словарное слово в нужной форме. Подчеркиваю букву, написание которой надо запомнить: победу. Вставляю пропущенные буквы:

Зайчишка (зайчишек), празднует (словарное слово), смог (смогу), волк (волки).

Выписываю выделенные слова. Рядом записываю родственные слова:

Праздновать (гл.), праздник (сущ), праздничный (прил.).

Бег (сущ), бегать (гл.), беговая (дорожка) (прил.).

Трус (сущ), трусить (гл.), трусливый (прил.).

Толк (сущ), толковый/бестолковый (прил.), толковать (гл.).

Сообщение темы урока.

Работа по теме урока. Работа по учебнику.

упражнение72 (с. 64–65).

гроза

грозный

погрозить

цвет

цветной

цветет

зелень

зеленый

зеленеет

побелка

белый

побелить

сторож

сторожевой

сторожить

чистота

чистый

почистить

даль

дальний

удалить

низина

нижний

снизить


Упражнение 73. Цель упражнения – научить детей отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов.

Дети выписывают следующие однокоренные слова: снеговик, снежный, снег, Снегурочка, подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок, снежок.

Слово снег является исходным для образования остальных родственных слов.

К приведенной схеме подходит слово под/снеж/ник/ .

Затем дети составляют и записывают сложные слова, в скобках указывая проверочные слова: снегоход (снег, ходить); снегопад (снег, падать).

Упражнение 74.

Цель упражнения – научить детей определять, от какого слова произошли однокоренные слова.

Дети показывают на письме образование слов: воздушный ← воздух жадность ← жадный ходьба ← ходить домашний ← дом

серость ← серый книжный ← книга

При этом ученики в каждом случае называют, от какой части речи произошло то или иное слово.

Упражнение 75.

Цель упражнения – учить подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Например, они могут подобрать такие слова:

рыба, рыбный, рыбачить; бег, беговой, бегать; белизна, белый, белеть.

Упражнение 76. Цель упражнения – научить детей выделять корень в родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным словам. В каждой строчке дети подчеркивают следующие слова:

1) луна

2) друг

3) синий

4) ходить

5) рука

В ходе работы с данным упражнением учитель выясняет у детей, известны ли им значения всех этих слов. Если какое-то из слов ребенку непонятно, необходимо дать его толкование.

Домашнее задание: упражнение 38 (т.)

Итог урока.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.