Рабочая программа дисциплины «Операционные системы и среды» по специальности «Сетевое и системное администрирование»

0
0
Материал опубликован 28 May 2020 в группе

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»




УТВЕРЖДЕНО

Директор ОБПОУ «КТС»

___________П.П.Ремпель

Приказ № 85 -осн.

от «28» мая 2020 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММа


учебной дисциплины

ОП.01 Операционные системы и среды


по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование




















Курск 2020


РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

Протокол № 10

От «21» мая 2020 г.

Председатель методической комиссии

__________ С.А.Горбунов






Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование)


Разработчик: Мурашева Ирина Сергеевна - преподаватель дисциплин профессионального цикла ОБПОУ «Курский техникум связи»








1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Операционные системы и среды

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы


Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.


1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности;

- выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

- проводить защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств;

- управлять параметрами загрузки операционной системы;

- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей;

- администрировать локальные вычислительные сети, устранять неисправности;

- управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

- устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- методику выбора технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации работы компьютерных сетей;

- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

- методы защиты информации в сети с использованием программно-аппаратных средств;

- архитектуры современных операционных систем;

- особенности построения и функционирования семейств операционных систем и способы их администрирования;

- принципы управления ресурсами в операционной системе;

- основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах;

- методику установки, настройки, эксплуатации и обслуживания технических и программно-аппаратных средств компьютерных сетей.

Перечень формируемых компетенций

Общие компетенции (ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.

ПК 2.1. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев.

ПК 2.2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах.

ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

- максимальная учебная нагрузка обучающегося 120 часов, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 120 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

120

в том числе:


практические работы

58

консультации

6

Промежуточная аттестация в форме экзамена



2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Операционные системы и среды


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы

Объем часов

Коды формируемых компетенций

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1.

Принципы построения, типы и функции операционных систем




Тема 1.1. Принципы построения, типы и функции операционных систем

Содержание учебного материала

14


2

Понятие и назначение операционной системы.

1

ОК1, ОК2

Виды операционных систем. Классификация ОС.

1

ОК1, ОК2

Параметры загрузки ОС.

1

ОК2, ПК1.2

Конфигурация ОС.

1

ОК2, ОК9

Интерфейсы операционных систем.

1

ОК9, ПК1.2

Утилиты и драйверы.

1


Практические работы

8


3

Настройка программного интерфейса ОС Windows

2

ОК9, ПК1.2

Настройка параметров загрузки ОС

2

ОК9, ПК1.2

Настройка компьютерной системы

2

ОК9, ПК1.2

Редактирование меню загрузки с помощью средства «Конфигурация системы»

2

ОК2, ОК9, ПК1.2, ПК3.1

Раздел 2.

Архитектура операционных систем




Тема 2.1. Архитектура операционных систем

Содержание учебного материала

20



Построение ОС.

1

ОК2, ОК9

2

Монолитные системы. Многоуровневые системы.

1

ОК2, ОК9

Модель клиент-сервер.

1

ОК9, ПК2.2

Виртуальные машины.

1

ОК2, ОК9

Этапы процесса загрузки. Работа загрузчика.

1

ОК9, ПК3.1

3

Файл, файловая система, каталог.

1

ОК2, ОК9

Файловые системы VFAT и FAT32. Файловые системы HPFS и NTFS.

1


ОК2, ОК9, ПК 1.2

Модульность ОС. Совместимость ОС.

1

ОК2, ОК9


Практические работы

12



5.

Применение уровней абстракции и его использование при разработке операционных систем

2

ОК9, ПК1.2

3

6.

Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows.

2

ОК9, ПК1.2, ПК2.2

7.

Инсталляция продукта MS Virtual PC

2

ОК9, ПК1.2

8.

Оценка производительности системы

2

ОК9, ПК1.2

9.

Управление доступом к файловым ресурсам.

2

ОК9, ПК2.2


10.

Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков

2

ОК9, ПК1.2


Тема 2.2. Обеспечение информационной безопасности

Содержание учебного материала

20


3

Безопасность в операционных системах.

2

ОК9, ПК1.3

Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ.

2

ОК9, ПК1.3

Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные

технологии, электронная подпись программ

2

ОК9, ПК1.3, ПК3.1

Установка и настройка антивирусных программ.

2

ОК9, ПК1.3

Организация системы защиты информационного объекта

2

ОК9, ПК1.3


Практические работы

10



11.

Настройка системы безопасности Windows XP.

2

ОК9, ПК1.3

3

12.

Распределение прав пользователя

2

ОК9, ПК1.3

13.

Настройка внутренней политики безопасности Windows XP

2

ОК9, ПК1.3

14.

Анализ компьютера на наличие вредоносных программ.

2

ПК1.2, ПК1.3

15.

Работа с реестром.

2

ПК1.3, ПК3.1

Раздел 3

Функционирование семейств операционных систем «Unix» и «Windows»




Тема 3.1. Функционирование семейств операционных систем «Unix» и «Windows»

Содержание учебного материала

13



Настройка параметров рабочей среды.

Разделение времени, диалоговый режим.

1

1

ОК9, ПК1.2

ОК9, ПК1.2

2

Сравнение операционных систем, преимущества и недостатки.

1

ОК9, ПК1.2


Системы Unix. Файловая система Unix.

1

ОК9, ПК1.2

Структура, процессы и потоки в Windows.

1

ОК9, ПК1.2

Bios – базовая система ввода-вывода.

1

ОК9, ПК1.2

Настройка операционных систем.

1

ОК9, ПК1.2

Практические работы

6


3

16.

Типы и решения сетевых проблем.

2

ОК9, ПК1.2

17.

Установка контроллера домена и DNS–сервера

2

ПК1.2, ПК2.1

18.

Добавление роли DHCP-сервера и его настройка

2

ПК1.2, ПК2.1

Раздел 4

Управление ресурсами ОС




Тема 4.1. Управление ресурсами ОС

Содержание учебного материала

28


3

Понятие ресурсов ОС

2

ОК9, ПК1.2

Понятие процесса. Понятие потока.

2

ОК9, ПК1.2

Межпроцессорное взаимодействие. Планирование процессов.

2

ОК9, ПК1.2

Обнаружение взаимоблокировок. Избегание.

2

ОК9, ОК4

Управление реальной памятью. Управление виртуальной памятью.

2

ОК9, ОК4

Подкачка. Виртуальная память.

2


Практические работы

16



19.

Методы управления памятью в операционных системах

2

ОК9, ПК1.2


20.

Методы адресации в компьютерных системах

2

ОК9, ПК1.2

3

21.

Исследование средств управления Windows.

2

ОК9, ПК1.2

22.

Использование служебных программ. Резервное копирование.

2


ОК9, ПК1.2, ПК1.3

23.

Обслуживание системы, восстановление системы.

2

ПК1.2, ПК1.3

24.

Реализация смежного распределения памяти

2

ОК9, ПК1.2


25.

Реализация ассоциативной памяти страниц

2

ОК9, ПК1.2

26.

Реализация хешированных таблиц страниц

2

ОК9, ПК1.2

Раздел 5

Принципы администрирования сети




Тема 5.1. Принципы администрирова-ния сети

Содержание учебного материала

13


3

Понятие администрирования сети

2

ОК9, ПК2.2

Порядок проведения администрирования сети

1

ОК9, ПК2.1

Управление учетными записями

1

ОК9, ПК2.2

Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы.

1


ОК9, ПК2.2, ПК2.1

Настройка сетевых параметров. Настройка сетевых протоколов

1

ОК9, ПК2.2

Правила регистрации и авторизации пользователей

1

ОК9, ПК2.1


Практические работы

6


3

27.

Осуществление настройки сетевых протоколов серверов и рабочих станций

2


ОК9, ПК2.2, ПК2.1


28.

Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows.

2

ОК9, ПК2.2, ПК2.1

3

29.

Осуществление системного администрирования локальных сетей

2

ОК9, ПК2.2, ПК2.1

Итоговая аттестация

Экзамен

6



Консультации

6


Всего:

120




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных».

Оборудование кабинета и рабочих мест:

- наличие компьютеров по числу учащихся и 1 компьютер учителя;

- необходимое лицензионное программное обеспечение для администрирования сетей и обеспечения ее безопасности.

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:

Компьютер ученика (Аппаратное обеспечение: не менее 2-х сетевых плат, 2-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 2 Гб; программное обеспечение: лицензионное ПО – CryptoAPI, операционные системы Windows, UNIX, MS Office, пакет САПР).

Компьютер учителя (Аппаратное обеспечение: не менее 2-х сетевых плат, 2-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 2 Гб; программное обеспечение: лицензионное ПО – CryptoAPI, операционные системы Windows, UNIX, MS Office, пакет САПР).

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Виснадул П. Д., Лупин С. А., Сидоров С. В., Чумагина П. Ю. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Под редакцией Л. Г. Гагариной.- М: ИД Форум-ИНФРА – М, 2014г.-272с.

2. Хорев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений – М.: издательский центр «Академия», 2015. – 256с.

3. Максимов Н.В., Попов И.И. Компьютерные сети: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2014. – 448с.: ил.

4. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Операционные системы: Учебник для студентов Вузов. 3-е изд.-СПб.: Питер, 2014.-958с.

5. Таненбаум Э.Современные операционные системы-СПб: Питер, 2014г.-1040с.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:


- осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности

Защита практических работ №5-10

Карточки-задания «Требования, предъявляемые к операционной системе»

- выполнять конфигурирование аппаратных устройств

Отчет по практическим работам №19-26

Тестирование № 2

- проводить защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств

Отчет по практическим работам №11-15

Индивидуальные задания по темам: «Установка и настройка антивирусных программ», «Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные

технологии, электронная подпись программ».

- управлять параметрами загрузки операционной системы

Отчет по практическим работам №1-4

- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей

Отчет по практическим работам №27-29

Провести анализ: «Настройки внутренней политики безопасности Windows» в рамках темы № 2.2

- администрировать локальные вычислительные сети, устранять неисправности

Отчет по практическим работам №27-29

- управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети

Отчет по практическим работам №5-10

Создание групповой локальной сети в рамках темы № 5.1

- устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей

Защита практических работ №19-26

Анализ компьютера на наличие вредоносных программ в рамках темы № 2.2

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:



- методику выбора технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации работы компьютерных сетей

Устный опрос, тестирование.

Контрольная работа в рамках тем 1.1

Практические работы №1-4

- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем

Устный опрос, тестирование.
Проверка домашнего задания.

- методы защиты информации в сети с использованием программно-аппаратных средств

Устный опрос, тестирование

Практические работы №11-15

- архитектуры современных операционных систем

Устный опрос, тест № 3

- особенности построения и функционирования семейств операционных систем и способы их администрирования

Устный опрос, тест № 1,2

Защита индивидуальных проектов.

- принципы управления ресурсами в операционной системе

Устный опрос,

Контрольная работа в рамках тем 4.1
Тест № 5

- основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах

Устный опрос,

Контрольная работа в рамках тем 5.1

- методику установки, настройки, эксплуатации и обслуживания технических и программно-аппаратных средств компьютерных сетей

Устный опрос, тестирование

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


Практическая работа № 4.

Тест №1.
Реферат на тему " Обнаружение взаимоблокировок. Избегание." в рамке темы 4.1

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.


Индивидуальные проекты в форме опережающего обучения в рамках тем 2.1-2.2.

Домашнее индивидуальное задание (раздел 3).

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.


Групповой проект в рамках темы 3.1- 4.1. Исследование: «Обзор многопоточности в Windows» по теме № 4.1

Взаимооценка проектов.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.


Практические работы №1,2,3,4,6,9,12,15,16.

Индивидуальный проект «Сравнение ОС, преимущества и недостатки» в рамках темы 3.1.


5


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации