Рабочая программа дисциплины «Операционные системы и среды» по специальности «Сетевое и системное администрирование»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ ТЕХНИКУМ СВЯЗИ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ОБПОУ «КТС»
___________П.П.Ремпель
Приказ № 85 -осн.
от «28» мая 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОП.01 Операционные системы и среды
по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование
Курск 2020
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии Протокол № 10 От «21» мая 2020 г. Председатель методической комиссии __________ С.А.Горбунов | |
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование)
Разработчик: Мурашева Ирина Сергеевна - преподаватель дисциплин профессионального цикла ОБПОУ «Курский техникум связи»
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Операционные системы и среды
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программыДисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности;
- выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
- проводить защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств;
- управлять параметрами загрузки операционной системы;
- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей;
- администрировать локальные вычислительные сети, устранять неисправности;
- управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;
- устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- методику выбора технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации работы компьютерных сетей;
- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
- методы защиты информации в сети с использованием программно-аппаратных средств;
- архитектуры современных операционных систем;
- особенности построения и функционирования семейств операционных систем и способы их администрирования;
- принципы управления ресурсами в операционной системе;
- основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах;
- методику установки, настройки, эксплуатации и обслуживания технических и программно-аппаратных средств компьютерных сетей.
Перечень формируемых компетенций
Общие компетенции (ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.3. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.
ПК 2.1. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев.
ПК 2.2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах.
ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося 120 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка 120 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 120 |
в том числе: | |
практические работы | 58 |
консультации | 6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Операционные системы и среды
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы | Объем часов | Коды формируемых компетенций | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Раздел 1. | Принципы построения, типы и функции операционных систем | | | | |||
Тема 1.1. Принципы построения, типы и функции операционных систем | Содержание учебного материала | 14 | | 2 | |||
Понятие и назначение операционной системы. | 1 | ОК1, ОК2 | |||||
Виды операционных систем. Классификация ОС. | 1 | ОК1, ОК2 | |||||
Параметры загрузки ОС. | 1 | ОК2, ПК1.2 | |||||
Конфигурация ОС. | 1 | ОК2, ОК9 | |||||
Интерфейсы операционных систем. | 1 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Утилиты и драйверы. | 1 | | |||||
Практические работы | 8 | | 3 | ||||
Настройка программного интерфейса ОС Windows | 2 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Настройка параметров загрузки ОС | 2 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Настройка компьютерной системы | 2 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Редактирование меню загрузки с помощью средства «Конфигурация системы» | 2 | ОК2, ОК9, ПК1.2, ПК3.1 | |||||
Раздел 2. | Архитектура операционных систем | | | | |||
Тема 2.1. Архитектура операционных систем | Содержание учебного материала | 20 | | | |||
Построение ОС. | 1 | ОК2, ОК9 | 2 | ||||
Монолитные системы. Многоуровневые системы. | 1 | ОК2, ОК9 | |||||
Модель клиент-сервер. | 1 | ОК9, ПК2.2 | |||||
Виртуальные машины. | 1 | ОК2, ОК9 | |||||
Этапы процесса загрузки. Работа загрузчика. | 1 | ОК9, ПК3.1 | 3 | ||||
Файл, файловая система, каталог. | 1 | ОК2, ОК9 | |||||
Файловые системы VFAT и FAT32. Файловые системы HPFS и NTFS. | 1 | ОК2, ОК9, ПК 1.2 | |||||
Модульность ОС. Совместимость ОС. | 1 | ОК2, ОК9 | |||||
| Практические работы | 12 | | | |||
5. | Применение уровней абстракции и его использование при разработке операционных систем | 2 | ОК9, ПК1.2 | 3 | |||
6. | Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows. | 2 | ОК9, ПК1.2, ПК2.2 | ||||
7. | Инсталляция продукта MS Virtual PC | 2 | ОК9, ПК1.2 | ||||
8. | Оценка производительности системы | 2 | ОК9, ПК1.2 | ||||
9. | Управление доступом к файловым ресурсам. | 2 | ОК9, ПК2.2 | | |||
10. | Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков | 2 | ОК9, ПК1.2 | | |||
Тема 2.2. Обеспечение информационной безопасности | Содержание учебного материала | 20 | | 3 | |||
Безопасность в операционных системах. | 2 | ОК9, ПК1.3 | |||||
Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. | 2 | ОК9, ПК1.3 | |||||
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ | 2 | ОК9, ПК1.3, ПК3.1 | |||||
Установка и настройка антивирусных программ. | 2 | ОК9, ПК1.3 | |||||
Организация системы защиты информационного объекта | 2 | ОК9, ПК1.3 | |||||
| Практические работы | 10 | | | |||
11. | Настройка системы безопасности Windows XP. | 2 | ОК9, ПК1.3 | 3 | |||
12. | Распределение прав пользователя | 2 | ОК9, ПК1.3 | ||||
13. | Настройка внутренней политики безопасности Windows XP | 2 | ОК9, ПК1.3 | ||||
14. | Анализ компьютера на наличие вредоносных программ. | 2 | ПК1.2, ПК1.3 | ||||
15. | Работа с реестром. | 2 | ПК1.3, ПК3.1 | ||||
Раздел 3 | Функционирование семейств операционных систем «Unix» и «Windows» | | | | |||
Тема 3.1. Функционирование семейств операционных систем «Unix» и «Windows» | Содержание учебного материала | 13 | | | |||
Настройка параметров рабочей среды. Разделение времени, диалоговый режим. | 1 1 | ОК9, ПК1.2 ОК9, ПК1.2 | 2 | ||||
Сравнение операционных систем, преимущества и недостатки. | 1 | ОК9, ПК1.2 | | ||||
Системы Unix. Файловая система Unix. | 1 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Структура, процессы и потоки в Windows. | 1 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Bios – базовая система ввода-вывода. | 1 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Настройка операционных систем. | 1 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Практические работы | 6 | | 3 | ||||
16. | Типы и решения сетевых проблем. | 2 | ОК9, ПК1.2 | ||||
17. | Установка контроллера домена и DNS–сервера | 2 | ПК1.2, ПК2.1 | ||||
18. | Добавление роли DHCP-сервера и его настройка | 2 | ПК1.2, ПК2.1 | ||||
Раздел 4 | Управление ресурсами ОС | | | | |||
Тема 4.1. Управление ресурсами ОС | Содержание учебного материала | 28 | | 3 | |||
Понятие ресурсов ОС | 2 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Понятие процесса. Понятие потока. | 2 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Межпроцессорное взаимодействие. Планирование процессов. | 2 | ОК9, ПК1.2 | |||||
Обнаружение взаимоблокировок. Избегание. | 2 | ОК9, ОК4 | |||||
Управление реальной памятью. Управление виртуальной памятью. | 2 | ОК9, ОК4 | |||||
Подкачка. Виртуальная память. | 2 | | |||||
Практические работы | 16 | | | ||||
19. | Методы управления памятью в операционных системах | 2 | ОК9, ПК1.2 | | |||
20. | Методы адресации в компьютерных системах | 2 | ОК9, ПК1.2 | 3 | |||
21. | Исследование средств управления Windows. | 2 | ОК9, ПК1.2 | ||||
22. | Использование служебных программ. Резервное копирование. | 2 | ОК9, ПК1.2, ПК1.3 | ||||
23. | Обслуживание системы, восстановление системы. | 2 | ПК1.2, ПК1.3 | ||||
24. | Реализация смежного распределения памяти | 2 | ОК9, ПК1.2 | | |||
25. | Реализация ассоциативной памяти страниц | 2 | ОК9, ПК1.2 | ||||
26. | Реализация хешированных таблиц страниц | 2 | ОК9, ПК1.2 | ||||
Раздел 5 | Принципы администрирования сети | | | | |||
Тема 5.1. Принципы администрирова-ния сети | Содержание учебного материала | 13 | | 3 | |||
Понятие администрирования сети | 2 | ОК9, ПК2.2 | |||||
Порядок проведения администрирования сети | 1 | ОК9, ПК2.1 | |||||
Управление учетными записями | 1 | ОК9, ПК2.2 | |||||
Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы. | 1 | ОК9, ПК2.2, ПК2.1 | |||||
Настройка сетевых параметров. Настройка сетевых протоколов | 1 | ОК9, ПК2.2 | |||||
Правила регистрации и авторизации пользователей | 1 | ОК9, ПК2.1 | | ||||
Практические работы | 6 | | 3 | ||||
27. | Осуществление настройки сетевых протоколов серверов и рабочих станций | 2 | ОК9, ПК2.2, ПК2.1 | ||||
| 28. | Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows. | 2 | ОК9, ПК2.2, ПК2.1 | 3 | ||
29. | Осуществление системного администрирования локальных сетей | 2 | ОК9, ПК2.2, ПК2.1 | ||||
Итоговая аттестация | Экзамен | 6 | | | |||
Консультации | 6 | | |||||
Всего: | 120 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Программного обеспечения компьютерных сетей, программирования и баз данных».Оборудование кабинета и рабочих мест:
- наличие компьютеров по числу учащихся и 1 компьютер учителя;
- необходимое лицензионное программное обеспечение для администрирования сетей и обеспечения ее безопасности.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Компьютер ученика (Аппаратное обеспечение: не менее 2-х сетевых плат, 2-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 2 Гб; программное обеспечение: лицензионное ПО – CryptoAPI, операционные системы Windows, UNIX, MS Office, пакет САПР).
Компьютер учителя (Аппаратное обеспечение: не менее 2-х сетевых плат, 2-х ядерный процессор с частотой не менее 3 ГГц, оперативная память объемом не менее 2 Гб; программное обеспечение: лицензионное ПО – CryptoAPI, операционные системы Windows, UNIX, MS Office, пакет САПР).
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- проектор.3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Виснадул П. Д., Лупин С. А., Сидоров С. В., Чумагина П. Ю. Основы компьютерных сетей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. Под редакцией Л. Г. Гагариной.- М: ИД Форум-ИНФРА – М, 2014г.-272с.
2. Хорев П.Б. Методы и средства защиты информации в компьютерных системах: Учебное пособие для студ. высш. учеб заведений – М.: издательский центр «Академия», 2015. – 256с.
3. Максимов Н.В., Попов И.И. Компьютерные сети: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2014. – 448с.: ил.
4. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Операционные системы: Учебник для студентов Вузов. 3-е изд.-СПб.: Питер, 2014.-958с.
5. Таненбаум Э.Современные операционные системы-СПб: Питер, 2014г.-1040с.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
- осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности | Защита практических работ №5-10 Карточки-задания «Требования, предъявляемые к операционной системе» |
- выполнять конфигурирование аппаратных устройств | Отчет по практическим работам №19-26 Тестирование № 2 |
- проводить защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств | Отчет по практическим работам №11-15 Индивидуальные задания по темам: «Установка и настройка антивирусных программ», «Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ». |
- управлять параметрами загрузки операционной системы | Отчет по практическим работам №1-4 |
- управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей | Отчет по практическим работам №27-29 Провести анализ: «Настройки внутренней политики безопасности Windows» в рамках темы № 2.2 |
- администрировать локальные вычислительные сети, устранять неисправности | Отчет по практическим работам №27-29 |
- управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети | Отчет по практическим работам №5-10 Создание групповой локальной сети в рамках темы № 5.1 |
- устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей | Защита практических работ №19-26 Анализ компьютера на наличие вредоносных программ в рамках темы № 2.2 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
- методику выбора технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации работы компьютерных сетей | Устный опрос, тестирование. Контрольная работа в рамках тем 1.1 Практические работы №1-4 |
- основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем | Устный опрос, тестирование. |
- методы защиты информации в сети с использованием программно-аппаратных средств | Устный опрос, тестирование Практические работы №11-15 |
- архитектуры современных операционных систем | Устный опрос, тест № 3 |
- особенности построения и функционирования семейств операционных систем и способы их администрирования | Устный опрос, тест № 1,2 Защита индивидуальных проектов. |
- принципы управления ресурсами в операционной системе | Устный опрос, Контрольная работа в рамках тем 4.1 |
- основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах | Устный опрос, Контрольная работа в рамках тем 5.1 |
- методику установки, настройки, эксплуатации и обслуживания технических и программно-аппаратных средств компьютерных сетей | Устный опрос, тестирование |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Практическая работа № 4. Тест №1. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Индивидуальные проекты в форме опережающего обучения в рамках тем 2.1-2.2. Домашнее индивидуальное задание (раздел 3). |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Групповой проект в рамках темы 3.1- 4.1. Исследование: «Обзор многопоточности в Windows» по теме № 4.1 Взаимооценка проектов. |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Практические работы №1,2,3,4,6,9,12,15,16. Индивидуальный проект «Сравнение ОС, преимущества и недостатки» в рамках темы 3.1. |
5