Рабочая программа дисциплины «История» для специальности «Компьютерные системы и комплексы»
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Пермский авиационный техникум им. А.Д. Швецова»
СОГЛАСОВАНО _____________________ Председатель ЦМК «Информатика и ВТ» Е. Г. Вилисова | УТВЕРЖДАЮ ______________________ Зам. директора по УМР КГАПОУ «Авиатехникум» О.В. Лапина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 История
специальность
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
Организация-разработчик: КГАПОУ «Авиатехникум»
Разработчик: Курицына Олеся Васильевна, преподаватель первой категории КГАПОУ «Авиатехникум»
Техническая и Е. Г. Вилисова
содержательная экспертиза: Ф. В Княжевская
Рабочая программа рекомендована ЦМК «Информатика и ВТ»
Протокол № 01от « 31 » августа 2018 г.
Председатель ЦМК ____________________ Е. Г. Вилисова
Содержание
| | стр. |
1 | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
3 | Условия реализации программы дисциплины | 10 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
5 | Лист изменений и дополнений | 15 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы.
Рабочая программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина ОГСЭ.02 История относится к дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
У 1 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире
У 2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
знать:
З 1 основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI в.в.
З 2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI в.в.
З 3 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира
З 4 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и их деятельности
З 5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
З 6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения
1.4 Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1-9
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студента 56 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося 8 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 44 |
практические занятия | 4 |
лабораторные работы | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа студента (всего) в том числе: | 8 |
работа над материалом учебника, конспектом лекции, дополнительной литературой и интернет-источниками выполнение индивидуальных заданий, работа с документами | 6 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в третьем семестре. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
теория к.р. | пр., лаб. | сам. раб. | ||||
1 | 2 | | | | 4 | |
Раздел 1 Развитие СССР и его место в мире в послевоенный период до нач. 1990-х гг. | | 24 | 2 | 3 | | |
Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР. | Содержание учебного материала | 14 | | | 1 | |
1 | Внутренняя политика государственной власти в послевоенный период в СССР до начала 1960 –х гг.
| 2 | | | | |
2 | Особенности национальной и социально- экономической политики в послевоенный период. | 2 | | | | |
3 | Особенности международных отношений после Второй мировой войны. НАТО и ОВД – два противоборствующих блока. | 2 | | | | |
4 | Политическое развитие СССР 1960-нач.1980-х гг. | 2 | | | | |
5 | Особенности социально-экономической политики в 1960-нач.1980-х гг. Реформы Косыгина А.Н. | 2 | | | | |
6 | Культурное развитие народов Советского Союза. Идеология в СССР. | 2 | | | | |
7 | Внешняя политика СССР. Отношения со странами Западной и Восточной Европы, США, странами «третьего мира» в 1960-нач.1980-х гг. | 2 | | | | |
Практическое занятие | | | | 2 | ||
№1 | Рассмотрение и анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг. | | 2 | | | |
Самостоятельная работа 1. Работа с дополнительной литературой и интернет-источниками. Обоснование точки зрения правительства, утверждающей формирование в СССР «новой общности - советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры» | | | 2 | 3 | ||
Тема 1.2 Дезинтеграционные процессы в России и Европе в 1980-е гг. | Содержание учебного материала | 10 | | | 1 | |
8 | Политические события в СССР в 1980-е гг. Перестройка. | 2 | | | | |
9 | Экономические реформы и социальная политика советской власти в 1980-е гг. | 2 | | | | |
10 | Особенности «Нового политического мышления» и дезинтеграционные процессы в Европе. | 2 | | | | |
11 | Национальная политика и межнациональные отношения. Ликвидация (распад) СССР | 2 | | | | |
12 | Духовная жизнь советского общества в 1980-е гг. Политика гласности. | 2 | | | | |
Самостоятельная работа 2. Работа над материалом учебника, конспектом лекции. Сравнение основных направлений «Нового политического мышления» в годы Перестройки и внешней политики советского руководства. | | | 1 | | ||
Раздел 2 Россия и мир в конце XX - начале XXI века | | 20 | 2 | 5 | | |
Тема 2.1 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. | Содержание учебного материала | 6 | | | 2 | |
13 | Экономическое развитие РФ в 1990-е гг. Последствия либерализации цен. | 2 | | | | |
14 | Общественно-политическая ситуация в РФ в 1990-е г.г. Разработка новой конституции. | 2 | | | | |
15 | Российский федерализм и межнациональные отношения в 1990-е гг. Тестовый контроль №1 | 2 | | | | |
Самостоятельная работа 3. Работа с документами. Охарактеризовать основные положения Конституции РФ 1993г. Назвать ее отличия от советских конституций. | | | 2 | | ||
Тема 2.2 Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. | Содержание учебного материала: | 4 | | | 1 | |
16 | Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты | 2 | | | | |
17 | Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Планы НАТО в отношении России. Тестовый контроль №2 | 2 | | | | |
Самостоятельная работа 4. Работа с дополнительной литературой. Назвать причины оживления русского национального движения в 1990-е г.г. | | | 1 | 2 | ||
Тема 2.3 Россия и мировые интеграционные процессы | Содержание учебного материала: | 2 | | | 2 | |
18 | Расширение Евросоюза, международные организации по правам человека, формирование мирового «рынка труда». | 2 | | | | |
Самостоятельная работа 5. Оформление презентации по теме «Глобальные проблемы современности, пути их решения». | | | 1 | | ||
Тема 2.4 Развитие культуры в России | Содержание учебного материала: | 4 | | | 2 | |
19 | Экспансия в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». | 2 | | | | |
20 | Идеологическое многообразие и молодежные экстремистские движения. | 2 | | | | |
Самостоятельная работа 6. Работа с дополнительной литературой. Назвать особенности развития отечественной культуры, оценить результаты перемен в этой области | | | 1 | | ||
Тема 2.5 Перспективы развития РФ в современном мире. | Содержание учебного материала: | 4 | | | 1 | |
Практическое занятие | | | | | ||
№2 | Рассмотрение и анализ государственной программы патриотического воспитания граждан РФ | | 1 | | | |
№3 | Рассмотрение и анализ основных направлений деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕС и др.) | | 1 | | | |
Содержание учебного материала: | | | | | ||
21 | Нравственные ценности (патриотизм) и индивидуальные свободы человека - основа развития культуры в РФ. | 2 | | | | |
22 | Основные проблемы экономического развития РФ на современном этапе. Национальные проекты 2000-х гг. | 2 | | | | |
| Всего: | 44 | 4 | 8 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины.
Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Истории.
Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методических пособий по дисциплине.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
История. / Под ред. Самыгина П.С.: Учебник для СПО. – Ростов н/Д: Феникс,2016.
Дополнительные источники:
Артемов В.В. История. Дидактические материалы для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. М.: Академия 2015
Волобуев О.В., Россия в мире. Базовый уровень. 11 класс. Учебник М.: Дрофа,2018
Волобуев О.В., Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс. Учебник М.: Дрофа,2018
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения студентами запланированных индивидуальных заданий, самостоятельных и контрольных работ.
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1-9
Результаты (развитие компетенций) | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Основные умения: - У 1 ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и в мире; | Выполнение самостоятельной работы № 4. Работа с дополнительной литературой. Назвать причины оживления русского национального движения в 1990-е г.г. Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Оформление отчета практической работы №1 «Рассмотрение и анализ документов по различным аспектам идеологии, социальной и национальной политики в СССР к началу 1980-х гг». с выставлением дифференцированной оценки | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Тестирование: выполнение тестового контроля №1 и №2 с выставлением дифференцированной оценки | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | - У 2 выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. | Выполнение самостоятельной работы №4. Работа с дополнительной литературой. Назвать причины оживления русского национального движения в 1990-е г.г. Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки Оформление самостоятельной работы №5. Оформление презентации по теме «Глобальные проблемы современности, пути их решения». Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | Усвоенные знания: - З 1 знать основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI в.в. | Выполнение тестового контроля №1 с выставлением дифференцированной оценки Оформление самостоятельной работы №2. Работа над материалом учебника, конспектом лекции. Сравнение основных направлений «Нового политического мышления» в годы Перестройки и внешней политики советского руководства. Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки. Оформление самостоятельной работы №5. Оформление презентации по теме «Глобальные проблемы современности, пути их решения». Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - З 2 сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов на рубеже XX-XXI в.в. | Выполнение самостоятельной работы №4. Работа с дополнительной литературой. Назвать причины оживления русского национального движения в 1990-е г.г. Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки
Выполнение тестового контроля №2 с выставлением дифференцированной оценки |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. | - З 3 основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира | Выполнение самостоятельной работы №1. Работа с дополнительной литературой и интернет-источниками. Обоснование точки зрения правительства, утверждающей формирование в СССР «новой общности - советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры» Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Оформление самостоятельной работы №5 Оформление презентации по теме «Глобальные проблемы современности, пути их решения». Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки | |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. | - З 4 назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и их деятельности | Оформление отчета практической работы №3 «Рассмотрение и анализ основных направлений деятельности международных организаций (ООН, НАТО, ЕС и др.)» Выполнение тестового контроля №1 с выставлением дифференцированной оценки |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. | - З 5 о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций | Выполнение самостоятельной работы №1. Работа с дополнительной литературой и интернет-источниками. Обоснование точки зрения правительства, утверждающей формирование в СССР «новой общности - советского народа», носителя «советской цивилизации» и «советской культуры». Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки |
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности. ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | | Оформление самостоятельной работы №6 Работа с дополнительной литературой. Назвать особенности развития отечественной культуры, оценить результаты перемен в этой области Защита работы с выставлением дифференцированной оценки |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - З 6 содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения | Оформление отчета практической работы №2. Рассмотрение и анализ государственной программы патриотического воспитания граждан РФ |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Оформление самостоятельной работы №2. Работа над материалом учебника, конспектом лекции. Сравнение основных направлений «Нового политического мышления» в годы Перестройки и внешней политики советского руководства. Защита работы с выставлением дифференцированной оценки. | |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Выполнение самостоятельной работы №3. Работа с документами. Охарактеризовать основные положения Конституции РФ 1993г. Назвать ее отличия от советских конституций. Защита данной работы с выставлением дифференцированной оценки |
5.Лист изменений и дополнений
5