Описание педагогического опыта: «Пербурговедение и развитие творчества детей»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида Фрунзенского района № 94 г.Санкт-Петербурга Описание педагогического опыта: «Пербурговедение и развитие творчества детей» Воспитатель высшей квалификационной категории: Муртазина Мария Васильевна
Санкт-Петербург 2022 год |
Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они знают свой город, любят его. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.
А знаем ли мы свой город, родившись и прожив в нем десятилетия?
Общеизвестна историческая и художественная значимость Санкт-Петербурга. Этот величественный город на Неве представляет собой уникальный музей - собрание выдающихся исторических, культурных и архитектурных достопримечательностей, и познание его сокровищ является делом бесконечно увлекательным. «Создание этого дивного города, да и вообще вся жизнь его необычайны и пленительны,- подчеркивал писатель Всеволод Иванов.- Всякий, кто был в нем, кто читал о нем, кто видел о нем картины, для кого он мерцает сквозь строки пушкинских стихов,- тот не забудет его никогда!»
Перед тем как войти в бурное море, мы ведь сначала походим босиком по теплому песку, потрогаем ладошкой ласковые волны. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга (поистине уникального города - памятника!) - разве это не бескрайнее море, где каждая новая волна-новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца? Так давайте подготовим наших детей к встрече с этим чудом! Можно начинать эту работу с младшей группы детского сада. И необходимо очень тесное сотрудничество с родителями.
Воспитание и обучение детей очень сложный процесс, требующий от воспитателя творческого подхода. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
В старшей группе дети впервые начинают знакомиться с историей и культурой нашего города. В своей программе по изучению Санкт-Петербурга я учитывала удаленность детского сада от исторического центра города, контингент семей, проживающих в «спальных» и «рабочих» районах, подготовленность родителей, их национальный и языковой состав. Дети дошкольники, проживающие в так называемых «спальных районах» зачастую считают главной улицей города ближайший проспект (например, во Фрунзенском районе - проспект Славы). Они редко (а в некоторых семьях практически никогда) выезжают в исторический центр Санкт-Петербурга с целью увидеть и узнать свой город.
Весьма разнообразен контингент родителей: это и очень юные родители, и родители солидного возраста; много семей, совсем недавно переехавших жить в наш город (беженцы, контрактные рабочие). Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт-Петербурге. Многие из них никогда не жили в большом городе, а некоторые (учитывая обстановку в южных регионах) - вынужденные переселенцы, то есть плохо говорящие на русском языке.
Ребенок сначала познает мир только чувственным образом, чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребёнок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования - постепенно и завораживающе, здоровье ребенка, физическое и духовное, зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных наших задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения. На занятиях по изобразительному искусству стимулируются зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. При грамотно подобранной цветовой гамме снимается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой, облегчается процесс социоэмоционального взаимодействия. Основой интеллектуально - художественного развития служит предшествующая работа по сенсомоторному развитию. Живое эмоциональное восприятие в совокупности с полученными переживаниями формирует базу в виде сенсорной памяти. Восприятие изобразительного искусства уникально для каждого человека, так как оно обусловлено всем его жизненным опытом. Момент восприятия картины – это встреча всего опыта, накопленного человеком к данному моменту, и картины, как некоего символа, посланного человеку автором. Умение расшифровать этот символ, понять идею, ощутить красоту изображения, обусловлено подготовленностью восприятия, основанного на сенсомоторной натренированности глаз.
Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести. Мы учим его, не только быть восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, как это сделано (средства выразительности), и перенести в собственную работу.
Дошкольный период один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. На наших занятиях дети приобщаются к истокам народной культуры, к искусству художников, композиторов учатся видеть мир в колористическом богатстве и переносить свои впечатления в живописные картины.
Дети овладевают приемами оригами, объемной аппликации, лепки из соленого теста, техникой коллажа.
Мы широко используем на занятиях различный природный и бросовый материал: (камушки, ракушки, сухие листья, грибы, плоды, семена, бисер, стеклярус, искусственные цветы, сломанные украшения для волос, стразы, пайетки, тесьму, бусины и многое другое).
Вызвать познавательный интерес к Санкт-Петербургу, восхищение его красотой.
Воспитывать положительно - созидательное отношение ребенка ко всему окружающему.
Воспитать петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.
Осознание ценности памятников культуры и искусства.
Закрепление понятий: дом, улица, проспект, река, мост, город.
Формирование понятий: горожане, петербуржцы, площадь, сады, парки, решетки, ограды, статуи и памятники.
Формирование понятия город и его отличие от деревни (в деревне дома одноэтажные, деревянные, чаще всего одна улица, есть сад, огород и скотный двор). В городе много улиц проспектов, многоэтажных домов, кирпичных и блочных, много транспорта, предприятий - есть все для труда и отдыха, а так же учебы горожан.
Углублять представления о доме (балкон, рамы, крыша, фундамент, фронтон, фасад и др.).
Расширение знаний о назначении домов, зданий (крепость, дворец, заводы, фабрики, поликлиника, ателье, библиотека, школа, детский сад, универмаг, универсам, пекарня).
Закреплять и давать новые знания о разнообразии профессий: строитель, библиотекарь, учитель, портной, врач, пекарь, воспитатель, продавец.
Знакомство с Фрунзенским районом, история названия Купчино, улицы Купчинская, Димитрова, Будапештская и др.
Знакомство с центральной частью города: Петропавловская крепость, Летний сад, Дворцовая площадь, Дворцовый мост, Зимний дворец, Адмиралтейство, Невский проспект, Казанский собор, Аничков мост. Архитекторы: Трезини, Растрелли, Захаров.
Знакомство с памятником Петру I скульптора Фальконе.
Знакомство детей с памятными датами, связанными с историей города: 27 мая - День рождения города.
Дать знания о символах город: гербе, флаге, золотом кораблике со шпиля Адмиралтейства и др.
Значение города в жизни страны: Город - труженик, Город культуры и образования.
Закрепление полученные знания по пройденным темам с помощью творческих работ.
Учить выполнять творческие работы в различных техниках (аппликация, лепка, рисование, коллаж, и др.).
Методика проведения занятий в старшей группеОсновная часть знаний дается на занятиях путешествиях во время активного непрерывного контакта и при работе с родителями. Занятия проводятся в доступной игровой форме. Свои занятия я построила таким образом, чтобы дети знакомились с историей родного города постепенно, начиная от зарождения реки Невы и Ладожского озера и заканчивая 300-летием Санкт–Петербурга. На занятиях я использую много наглядного материала, дети разучивают стихи, связанные с пройденной темой.
В занятия включены художественная литература, образное слово, поисковые ситуации, эмоциональный фон (музыка).
Закрепление знаний (полученных в повседневной работе в детском саду и в семье) происходит на экскурсиях (автобусных и пешеходных) а так же при выполнении творческих работ (ежемесячно). Творческие работы выполняются в различных техниках (аппликация, коллаж, пластилинография).
Пластилинография:
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Аппликация:
Один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Это наиболее простой и доступный способ создания художественных работ. Аппликация может быть предметной, сюжетной и декоративной.
Коллаж (от фр. collage - наклеивание):
Технический приём в изобразительном искусстве, предполагающим наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим способом.
Коллаж в изобразительное искусство был введён кубистами, футуристами и дадаистами, практиковавшими приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, кусков ткани и т.д. Флористический коллаж выполняется с использованием природных материалов.
Творческие работы детей бережно оформляются и вывешиваются на выставку. В процессе работы мы формируем чувство уверенности, доброжелательности умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице, представление о разных видах домов и транспорта, знакомим с чертами характера, с разными профессиями, воспитываем культуру общения).
С помощью родителей мы знакомим детей с «ближним» городом, с его историческим центром. Вместе с родителями дети дома выполняют творческие задания, посещают почту, парикмахерскую, библиотеку, выезжают на прогулки по Невскому проспекту, на Дворцовую площадь, к Петропавловской крепости. Много радости и удовольствия доставляет детям создание с родителями фотоальбома «Где мы были!». Я даю родителям информацию о пройденном материале, о том, куда сходить с ребенком, что и как показать, о чем рассказать ему при посещении того или иного объекта. Воспитывая маленького петербуржца, мы не забываем о «взрослых петербуржцах». Им тоже нужна помощь, им тоже важно и нужно узнавать город вместе с детьми. Это делает семейные отношения теплыми, добрыми. А в дружной семье и культура общения высокая. Не спеша, исподволь, мы поможем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
1) Наглядность в группе: уголок Санкт-Петербурга - сменная выставка книг, альбомы с видами города, набор открыток, коллекции марок, календарей, значков, этикеток с Петербургской тематикой; фотоальбомы, трафареты, обводки, кроссворды, ребусы, кубики по тематике, карта города, дидактические игры .
2) Использование функционального полотна: (на ковролине, на магнитной доске) - набор карточек, силуэтов, иллюстраций с видами достопримечательностей города.
3) Атрибуты для сюжетно-ролевой игры "Экскурсия по Петербургу".
Для роли экскурсовода - значок с эмблемой Петербурга (любой символ), указка, сумочка, экскурсионные билеты, набор иллюстраций с изображением достопримечательностей города.
4) Настольно-печатные игры и рабочие тетради
В уголке по изобразительной деятельности и петербурговедению имеются различные материалы и инструменты для создания детьми творческих работ: восковые мелки, акварельные краски, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, цветная и белая бумага, различный бросовый материал, кисти, стеки, ножницы, клей, гель с блесками, трафареты, печатки, пооперационные карты изготовления поделок и рисунков.
К концу полугодия я заметила, что дети стали живо интересоваться историей и культурой родного города. Они увлечённо рассказывают о прогулках по родному городу, проведённых с родителями. Узнают и называют памятники архитектуры, символы Санкт-Петербурга. Ребята всё чаще используют полученные умения и навыки в свободной творческой деятельности: стали делать открытки и несложные поделки, сочетая рисование и аппликацию.
Выполнение творческих работ способствует лучшему запоминанию пройденного материала, оказывает общеразвивающее воздействие.
В художественно - творческой деятельности дети уже рисуют Петропавловскую крепость, мосты города, памятники и другие достопримечательности. Ребята понимают образ дома: «злой», «добрый», «старый», «больной». Они научились не только любить и знать свой город, но и понимать его, и беречь. Было включено много бесед: «Мои мысли», «Мои чувства», «Мои поступки», то есть ребенок научился оценивать себя изнутри. Эти беседы давались в контексте петербурговедения – «Мои мысли о сохранении памятников в нашем городе», «Мои чувства во время посещения мемориала на площади Победы».
Ребята нашей группы отличаются более гибким и живым умом, интересно рассуждают, лучше организованы, им нравится учиться, стали более дружными.
Родители детей стали более активно включаться в работу по приобщению своих детей к изучению истории и культуры нашего города
Приложения
Карта – схема
«Санкт-Петербург на северо-западе России»
Оформление доски к занятию
по теме «Символы города».
Выполнение детьми творческой работы по теме «Герб нашего города»
(техника – аппликация – мозаика).
Законченные работы по теме «Герб нашего города»
(техника – аппликация – мозаика).
Выполнение детьми творческой работы по теме «Сказочный зверинец»
(1 этап – рисование осеннего парка (гуашь, восковые мелки).
Выполнение детьми творческой работы по теме «Сказочный зверинец»
(2 этап – выполнение фигурок сказочных животных, украшающих наш город (техника - пластилинография).
Творческие работы по теме «Здесь будет город заложен», выполненные детьми дома с родителями.
Оформление доски к занятию
по теме «Сказочный зверинец»
Игра-занятие «Храмы Петербурга»
Занятие « Мой район» (создание макета)
14
Куликова Ирина Геннадьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Муртазина Мария Васильевна
Соколова Елена Борисовна
Муртазина Мария Васильевна