Материалы для аттестации «Описание педагогической деятельности учителя-логопеда на первую квалификационную категорию»
Описание
результатов профессиональной педагогической деятельности
в соответствии с образовательной программой
образовательного учреждения
учителя-логопеда
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Основная общеобразовательная школа №5»
г. Минусинска Красноярского краяЛарькиной Оксаны Александровны
Коррекционно-развивающая деятельность
Свою работу, как учитель-логопед, выстраиваю в соответствии с целями и задачами образовательной программы школы. Образовательная деятельность школы направлена на достижение учащимися школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Цель моей педагогической деятельности: повышение качества образования учащихся младших классов, имеющих проблемы в речевом развитии, через организацию целенаправленной и своевременной логопедической помощи.
Главные задачи, которые ставлю перед собой, следующие:
- выявить учащихся с нарушениями устной и письменной речи;
- сформировать группы коррекции;
- организовать систему взаимодействия с родителями и педагогическим персоналом;
- разработать и реализовать комплекс упражнений и игр для работы с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма.
Для решения поставленных задач использую следующее:
подбираю и провожу диагностику, использую её результаты на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях; принимаю участие в родительских собраниях, провожу беседы, и индивидуальное консультирование.
Коррекционно-логопедическую работу строю с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, которые определяются в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты заношу в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
С сентября 2014 года целенаправленно работаю над методической темой «Формирование фонематического восприятия у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня», так как считаю, что звуковая культура речи развивается на основе хорошо развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков. Благодаря фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы родного языка.
Недоразвитие фонематического восприятия приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп при относительно сохранной способности к различению остальных звуков.
В дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии).
Преодоление фонематического недоразвития является одним из основных направлений моей работы в процессе коррекции различных нарушений речи, как устной, так и письменной формы речи.
Определение степени фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит – для определения направления коррекционной работы, правильного планирования, её интенсивности. Проведённый анализ результатов обследования показал, что в среднем 50% детей имеют низкий уровень развития фонетико-фонематических процессов.
Таким образом, были определены следующие направления:
1.Усовершенствование системы коррекционной работы по развитию фонематической стороны речи.
2. Вовлечение в коррекционный процесс специалистов, педагогов, родителей.
В связи с этим разработала систему коррекционной работы по развитию фонематических процессов. В своей работе применяю блочную систему коррекционной работы, основанную на наиболее часто смешиваемых оппозиционных звуках.
Блоки:
аффрикаты и звуки, входящие в их состав (ц-с,ч-т,ч-щ);
2) звонкие и глухие, особенно смычные (д-т,б-п,г-к)
3) свистящие (з-с)
4) шипящие (ж-ш)
5) твёрдые и мягкие
6) свистящие и шипящие (с-ш,з-ж,ц-ч)
Работа по формированию звукопроизносительной дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:
предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану:
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие кинестетических ощущения.
2. Выделение звука на фоне слога.
3. Формирование умения определять наличие звука в слове.
4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце.
5. Выделение слова с данным звуком из предложения.
По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Дифференциация звуков проводится в той же последовательности. Что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука, но в силу того, что основная цель этого этапа - различение звуков, речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
Наиболее оптимальными для достижения положительных результатов на мой взгляд являются дидактические игры, позволяющие в наглядной и доступной форме зрительно представить абстрактные понятия – звуки. Для обозначения звуков использую звуковое кодирование.
Разработала комплекс дидактических игр «Косынка».
«Косынка 1». Задача: тренировать в определении позиции звука в слове.
«Косынка 2». Задача: тренировать в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости.
«Косынка 3». Задача: тренировать в дифференциации звуков по звонкости-глухости.
К преимуществам использования данных игр относятся:
- доступность;
- многофункциональность (помимо основной задачи развиваются пространственная ориентировка, внимание, моторика, зрительно-двигательная координация, включаются в предметно-практическую деятельность мыслительные операции);
- присутствие сразу нескольких анализаторов (слухового, зрительного и двигательного), позволяющих лучше усваивать учебный материал;
- возможность быстрее оценивать результат выполнения задания каждым ребёнком;
- овладение детьми навыками самоконтроля и самооценки;
- включение игры как в групповые, так и индивидуальные занятия при работе с различными звуками.
При исследовании уровня сформированности фонематического восприятия использую методику Т.А. Фотековой для оценки состояния фонематического восприятия.
По результатом коррекционной работы, были определены следующие уровни развития фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня.
Низкий уровень. К нему были отнесены дети, которые неточно воспроизводили оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками, не различали слова, близкие по звуковому составу. Дети не владеют навыками элементарного звукового анализа.
Средний уровень. К нему отнесены те дети, которыми большинство слоговых пар воспроизведено, верно, допущены незначительные ошибки при различении слов, близких по звуковому составу.
Высокий уровень. К нему отнесены дети, которые справлялись с заданиями.
2014-2015 учебный год (1 класс), количество детей 9-100%
2015-2016 учебный год (2 класс), количество детей 9-100%
2015-2016 учебный год (1 класс), количество детей 16-100%
N |
Уровни развития ФВ |
2014-2015 уч.г. (1 класс) |
2015-2016 уч.г. (2 класс) |
2015-2016 уч.г. (1 класс) |
|||
Начало |
Конец |
Начало года |
Конец |
Начало |
Конец |
||
1 |
Низкий уровень развития ФВ |
100% |
44,4% |
44,4% |
0% |
100% |
25% |
2 |
Средний уровень развития ФВ |
0% |
55,5% |
55,5% |
77,7% |
0% |
75% |
3 |
Высокий уровень развития ФВ |
0% |
0% |
0% |
22,2% |
0% |
0% |
К концу 2015-2016 учебного года улучшилось состояние звукопроизношения детей. Большинство звуков были поставлены и введены в речь, некоторые звуки находились на стадии автоматизации. Выполняя задания, дети перестали испытывать трудности при различении, дифференциации сходных звуков на слух и в произношении, так же хорошо стали воспроизводить слоговые цепочки.
Результаты на данный момент свидетельствуют в целом об эффективности коррекционного воздействия развития фонематического восприятия у учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня. Достичь этих результатов мне помогло использование современных коррекционно-развивающих технологий. Основными из них являются технология организации логопедического обследования, компьютерные технологии, игровые технологии и технология мануального воздействия.
Деятельность учителя в области профессионального развития
В 2009 году окончила «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», квалификация учитель-логопед, учитель олигофренопедагог.