12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
5

Описание системы работы по сопровождению аттестации педагогов. Методическая разработка «Педагогическая мастерская «Аттестация плюс» как форма методического сопровождения процесса аттестации в учреждении дополнительного образования»

Описание системы работы по сопровождению аттестации педагогов.

Методическая разработка

«Педагогическая мастерская «Аттестация плюс»

как форма методического сопровождения процесса аттестации в учреждении дополнительного образования»


Составитель: Наставникова Татьяна Александровна

методист, МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», 2020г.


Краткая аннотация: в статье описан опыт методической работы в учреждении по подготовке к аттестации; приведен алгоритм деятельности Педагогической мастерской «Аттестация плюс»; в приложении даны материалы по оформлению электронного портфолио.



Пояснительная записка

Педагоги дополнительного образования – это те счастливые люди, которые, как правило, пришли в педагогику благодаря любимому хобби, люди, чьи увлечения становятся смыслом их жизни. Отдавая своему занятию все свободное время, все глубже и глубже постигая секреты своего дела, они со временем становятся мастерами, готовыми поделиться своим опытом. Жгучая потребность научить других тому, что они умеют со временем открывает им дорогу в профессию – «Педагог».

Становясь на педагогический путь, им приходится выходить на следующий уровень развития, осваивать новые профессиональные компетенции, проявлять готовность к эффективной работе по специальности в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. На этом этапе педагогам дополнительного образования необходима методическая поддержка, направленная на решение возникающих затруднений, обобщение педагогического опыта и рост профессионального мастерства.

Эффективной формой работы по обобщению и рефлексии имеющегося педагогического опыта в учреждении МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» стала Педагогическая мастерская «Аттестация плюс». Идея создания Педагогической мастерской возникла в 2013 году, когда появились изменения в форме и порядке проведения процедуры аттестации в Пермском крае.

Основной задачей этого педагогического сообщества является создание единого пространства по сопровождению педагога при подготовке к аттестационным мероприятиям. Сверхзадачей организации Педагогической мастерской стало создание условий для появления у педагогов внутренней установки на собственное развитие и стремление к повышению профессионализма.

Практический опыт методической работы показывает, что педагог, несмотря на самостоятельность и высокую результативность профессиональной деятельности, нуждается в систематическом контроле, включающем стимулирование самообразования, творческого поиска и методической активности, планирование индивидуальной траектории саморазвития педагога.

В рамках Педагогической мастерской «Аттестация плюс» педагог имеет возможность составить представление о процессе аттестации, понять алгоритм действий по заполнению электронного портфолио, научиться оформлять подтверждающие документы, систематизировать и анализировать результаты педагогической деятельности, презентовать имеющийся опыт работы и планировать свою деятельность на перспективу, исходя из степени выраженности тех или иных критериев оценивания разделов электронного портфолио [2].



Описание опыта работы

Педагогической мастерской «Аттестация плюс»

Формат Педагогической мастерской был выбран для педагогического сообщества по сопровождению аттестации неслучайно. Педагогическая мастерская предоставляет возможность профессионального обучения педагогов и распространения позитивного педагогического опыта, создаёт условия для самостоятельного и углубленного расширения знаний, полученных в ходе совместной деятельности. Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога, который проявляется в обмене мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской [4].

Цель функционирования Педагогической мастерской: создание условий для формирования мотивации педагога на преобразование своей деятельности, использование в педагогической практике эффективных технологий, форм и средств обучения, систем работы, обеспечивающих решение задач, стоящих перед современным образованием.

Задачи Педагогической мастерской:

способствовать созданию комфортной психологической среды для профессиональной деятельности педагога;

оказывать педагогу всестороннюю (педагогическую, психологическую, методическую, социальную и др.) помощь при решении вопросов, возникающих в процессе подготовки к аттестации;

способствовать обобщению собственного опыта в рамках подготовки к аттестации на квалификационную категорию;

формировать мотивацию педагога к активному участию в методической, проектной, исследовательской, внеклассной деятельности, работе с родителями и социальными партнерами;

способствовать расширению познаний в области ИКТ технологий.

Состав Педагогической мастерской

Членами Педагогической мастерской являются педагоги учреждения, желающие установить соответствие своей квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям. Состав мастерской всегда меняется. Как правило, в мастерскую приходят учителя, за 1-2 года до начала аттестационных мероприятий (в зависимости от стажа и опыта работы) и покидают данное сообщество после присвоения той или иной квалификационной категории.

Руководство педагогической мастерской

Руководитель педагогического сообщества назначается директором учреждения. Это может быть заместитель директора, методист или педагог, имеющий опыт аттестации на высшую квалификационную категорию. Также выбираются кураторы, которые будут отвечать за индивидуальную работу с аттестующимися педагогами. К организации занятий в мастерской привлекаются и другие педагоги, желающие поделиться опытом успешной аттестации.

Формы организации деятельности педагогической мастерской

Педагогическая мастерская функционирует с сентября по май в течение учебного года. Деятельность «Аттестации плюс» включает различные формы работы с педагогами: коллективная, индивидуальная и дистанционная.

Коллективная работа ведется в рамках тематических заседаний, которые проходят пять раз в год (приложение 1).

Тематика групповых заседаний различна, как правило, первая встреча (август) посвящена планированию деятельности Педагогической мастерской и планированию индивидуальной работы с педагогами. После тщательного анализа ситуации (количество аттестующихся педагогов, время аттестации, уровень квалификационной категории, профессионализм аттестующихся работников) составляется график индивидуальных занятий с педагогами. Если количество аттестующихся педагогов составляет более двух человек, то назначаются кураторы, ответственные за подготовку педагога к аттестации.

На последующих тематических заседаниях поднимаются многочисленные вопросы, касающиеся проблем аттестации (приложение 2.1, 2.2). Виды проведения заседаний мастерской также различны, например:

«Знакомство с организацией процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Пермского края» (лекция);

«Алгоритм составления самоанализа педагогической деятельности» (семинар);

«Лучший электронный сайт педагога» (конкурс);

«Оформление фотоотчета педагога» (мастер-класс);

«Восемь шагов к успешной аттестации» (практикум);

«Диагностика образовательных и личностных результатов обучающихся» (тренинг);

Проект по работе с родителями «Шагаем вместе» (проект), и другие.

На заключительном заседании, которое проходит в мае, подводятся итоги деятельности педагогической мастерской.

Большую роль в подготовке педагогов к аттестационным мероприятиям играет индивидуальная работа. Цель этой деятельности – формирование и размещение материалов электронного портфолио на сайте portfolio-edu.ru.

Следуя заданиям куратора, педагог анализирует свои результаты и достижения, систематизирует имеющиеся материалы в соответствии с разделами портфолио, планирует свой профессиональный маршрут исходя из результатов анализа ситуации, готовит подтверждающие документы. Следующим этапом совместной деятельности является работа с сайтом электронного портфолио, на протяжении которой, начиная с регистрации и заканчивая отправлением портфолио на экспертизу, куратор оказывает педагогу консультационную помощь и выполняет корректирующую функцию (приложение 3).

Использование дистанционной формы обучения позволяет педагогу развиваться, учиться и овладевать новыми знаниями и информацией в удобное время и в любом месте. В программу дистанционного курса входят следующие документы и материалы:

нормативно-правовая база аттестации педагогических работников;

примеры и алгоритм оформления подтверждающих документов;

календарь проведения городских педагогических сообществ семинаров, научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства и др.;

алгоритм работы в различных компьютерных программах;

Интернет банк педагогических сообществ;

инструкции, рекомендации и памятки по созданию персонального мини-сайта, размещению публикаций и работ обучающихся на сайтах педагогических сообществ;

методические материалы по психолого-диагностической, проектной, исследовательской, внеурочной деятельности;

диагностические методики, дидактические материалы и другое;

Также посредством дистанционного общения ведется консультационная работа, проводятся Педагогические олимпиады и тестирование членов мастерской «Аттестация плюс».

Направления деятельности педагогической мастерской

Сопровождение деятельности педагога в период подготовки к аттестации включает следующие направления.

Информационное

Эффективность подготовки педагога к предстоящей аттестации во многом зависит от умения ориентироваться в вопросах нормативно-правового характера и процессуальной составляющей аттестации. Знакомство с этим информационным блоком является первым шагом на пути к успешной аттестации.

Планово-прогностическое или диагностическое

Данное направление включает формирование и анализ банка имеющихся педагогических достижений и образовательных результатов на основе чего выявляются проблемы, определяются цели и задачи последующих действий.

Это позволяет определить образовательные потребности педагога и разработать комплекс мероприятий по их устранению. На основе полученных сведений определяются направления и формы работы с педагогом, содержание методического сопровождения [1].

Психолого-педагогическое

Особую важность при подготовке педагога к аттестационным мероприятиям приобретает психолого-педагогическое сопровождение. Актуальность данного направления обусловлена повышенной тревожностью и неуверенностью педагога перед предстоящей аттестацией. Такие ощущения вызваны, как правило, затруднениями методического характера. Ситуация усугубляется также и тем, что многие педагоги не умеют мобилизовать свои скрытые психологические ресурсы для оперативного решения личностных и профессиональных проблем. В связи с этим в Педагогической мастерской проводятся групповые консультации, психологические тренинги, индивидуальное консультирование педагогов[3].

Учебно-методическое

Одним из ведущих направлений системы деятельности Педагогической мастерской «Аттестация плюс» является учебно-методическое, основная задача которого заключается в обеспечении непрерывности профессионального образования по различным аспектам подготовки педагога к предстоящей аттестации. Помимо материала, очерченного рамками мастерской, руководитель мастерской «Аттестация плюс» способствует участию работников в различных педагогических сообществах, организованных в учреждении (Педагогический совет, «Школа начинающего педагога», методические объединения, проектные группы, творческие лаборатории). Также ведется активная работа по обучению педагогов на курсах повышения квалификации, привлечению педагогов к участию в городских методических объединениях, обучающих семинарах, семинарах-практикумах, мастер-классах, тренингах, научно-практических конференциях.

Организационно-методическое

На качество подготовки к предстоящей аттестации в значительной мере влияют условия, в которых она осуществляется. Нерациональная организация процесса сопровождения аттестации педагогических работников может свести на нет все прилагаемые усилия. Главной задачей данного направления является обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута подготовки педагога к предстоящей аттестации. Данные условия включают планирование действий по презентации или диссеминации профессионального опыта. Необходимо мотивировать педагога на разноуровневое распространение педагогического опыта посредством публикаций, реализации проектов, участия в конкурсах профессионального мастерства, выступлений на семинарах и научно-практических конференциях, форумах, фестивалях. Тем самым решаются задачи повышения творческой активности, методологической культуры и личностно-профессионального роста педагога.

Еще одним видом организационно-методической поддержки является оказание помощи педагогу при оформлении материалов аттестации, которые представляют собой анализ результатов профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период. Практический опыт реализации мастерской показал, что банк результатов необходимо формировать в двух форматах:

электронный (сбор данных в папки, нумерация которых соответствует нумерации разделов электронного портфолио);

бумажный (предварительное заполнение таблиц (карандашом), соответствующих разделам электронного портфолио).

Практика показывает, что при системной и целенаправленной методической поддержке педагог проходит процедуру аттестации более успешно.

Консультационное

Консультации – часть формирования профессиональной компетентности педагога. Опыт работы Педагогической мастерской показывает, что наиболее востребованными вопросами консультационной помощи остается изучение нормативно-правовой базы аттестации, вопросы организации и проведения аттестации, соблюдение прав аттестуемого педагога. Также большим спросом у педагогов пользуются консультации по таким вопросам как:

освоение информационно-коммуникационных технологий;

создание самоанализа собственной деятельности;

результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений.

Таким образом, грамотно выстроенная система консультаций помогает оказать педагогам методическую, организационную, техническую и психологическую помощь.

Итак, Педагогическая мастерская «Аттестация плюс», функционирующая в МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» способствует:

созданию условий веры педагога в свои силы;

оказанию всесторонней помощи как внутри образовательной организации, так и за ее пределами;

активизации педагогов в направлении распространения педагогического опыта;

пошаговому планированию индивидуального маршрута на пути к аттестации;

технически грамотному, размещению емких информативных материалов на сайте электронного портфолио;

результативному прохождению аттестационных мероприятий.

Таким образом, организация Педагогической мастерской позволила обеспечить единое пространство по сопровождению аттестации педагогических работников, сделать данный процесс более управляемым, прозрачным, гибким, эффективным и, что самое важное, в значительной степени повысить шансы педагога на успешное прохождение аттестации, повышение статуса педагогического работника и имиджа образовательной организации.


Список литературы

1. Методическое сопровождение аттестации педагогических работников, оформление аттестационной документации. Парфенова Л.С. Сайт Инфоурок.

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/rekomendacii-metodicheskoe-soprovozhdenie-attestacii-415036.html

2. Семенова И.И. Сопровождение аттестации педагогических работников: новый взгляд на работу методических служб // Академический вестник. – 2013. – №1(7). – С. 78–98.

3. Сопровождение педагогов в межаттестационный период – залог успешной аттестации. Долгих Т.Н, Стрекалова Т.В.// Научно-методический журнал «Методист».-2018.-№1.с.7-9

4. «Что такое Педагогическая мастерская». Сайт «Гильдия словесников». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://slovesnik.org/kopilka/stati/chto-takoe-pedagogicheskaya-masterskaya.html








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.