12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Солдаткина Наталия Владимировна42

Тема: Описание внешности человека по личным наблюдениям.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать о смысловом типе текста описании, особенности описания внешности человека: структуру текста, его языковые особенности; уметь находить элементы описания внешности человека в тексте, определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи его характера, различать официально- деловой и художественный стиль описание человека.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net http ://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html   http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Основные понятия: Описание внешности, художественное и деловое описание, художественный стиль речи

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты,

задания

и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации

взаимодействия

на уроке

Универсальные

учебные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Сегодня, ребята, у нас будет интересный, познавательный урок. Эпиграфом к уроку будет высказывание известного русского художника Ильи Глазунова: «Каждое лицо интересно. Задача художника портретиста – выразить внутренний мир человека».

Посмотрите на слайды и попробуйте догадаться: какова тема урока.

- Что вы видите на слайдах? (портреты в живописи и литературе)

- В чем отличие данных изображений?

(Способ изображения: слова и краски)

-Что общего между этими изображениями?

(Все они описывают внешность человека, рисуют портрет.) Правильно, мы будем учиться описывать внешность человека.


Слушают учителя, участвуют в диалоге

с учителем

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

2. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме урока. Просмотр мультимедийной презентации


На слайде записана тема урока.

Описание внешности человека по личным впечатлениям.

– А что значит описать внешность человека?

 (Это описать (рассказать) лицо, рост, одежду, руки, фигуру глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты)

-Какие из этих признаков служат для внешней портретной характеристики?

(лицо, рост, одежду, руки, фигура)

- Какие служат для описания внутренней характеристики? (глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты)
- Ребята, что, на ваш взгляд важнее: внутренняя или внешняя характеристика?

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что главное в описании внешности – попытаться передать внутренний мир героя сочинения.)

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся


Воспринимают на слух информацию, смотрят презентацию, принимают участие в диалоге с учителем


Фронтальная

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения


3. Выявление места 
и причины затруднения


Эвристическая беседа


– Как вы думаете, что необходимо отразить в описании внешности человека? 

(Надо постараться найти характерные особенности его индивидуальности, что может быть связано с его профессией, с его душевным состоянием.)

– Описание внешности может открывать нам внутреннее состояние человека? А характер?


– Чтобы показать при описании внешности индивидуальность человека, каким должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным, внимательным к окружающим людям.)

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся.

– Вы, наверное, знаете, что описание внешности может быть разным: деловое (при розыске пропавшего, так как надо указать особые приметы), например: Потерялась собака 4-х лет… Порода… Зовут… Окрас… На правой щеке ближе к шее – белое пятно...;

научное (описание археологами найденных экспонатов, описание представителя определенной расы);

художественное (описание литературного героя)


Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы


Групповая, индивидуальная


Познавательные: устанавливают причинно-следственные
связи, делают
выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: извлекают информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания


4. Целеполагание и построение выхода из затруднения


Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ материалов, предложенных учителем или подготовленных самостоятельно.


Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Обсуждение содержания сочинения. Составление плана


Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Мы узнали, что значит описать внешность человека. Каким человеком надо быть, чтобы хорошо описать кого- либо. Спрогнозируйте, в каком стиле будет написано сочинения сегодня?

Почему именно в художественном? (Художественный стиль богат эпитетами, сравнениями…)

Прочтите отрывки из произведений, с которыми мы познакомились на уроках литературы, и скажите, чей это портрет и кто автор произведения.

Вывод: Читатель запоминает в описании внешности героя яркое, индивидуальное, особенное, характерное. А это все передается через описание деталей портрета: особенностей лица, взгляда, глаз, мимики, жестов. Ваша задача описать внешность, включив компоненты так, чтобы читатель увидел вашего героя, вашу модель, увидел ее внутренний мир.

Как вы думаете, какой компонент описания самый говорящий? (Глаза)

Действительно, глаза многое могут рассказать нам о своём хозяине! Не случайно говорят: «Глаза- зеркало души». Но не цвет и форма обычно интересуют нас, а глубинная наполненность глаз, их выражение. М. А. Шолохов так описал глаза Андрея Соколова в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадаться о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю героя и навсегда лишили его радости жизни и умертвили глаза.

Что помогает нам написать любое сочинение? (План, алгоритм)

Значит, какую главную цель мы поставим перед собой?

Цель: Составить алгоритм написания сочинения-описания внешности и научиться его применять.

Хочу напомнить вам слова М. Горького: Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Ребята, в своей работе вы должны

передать индивидуальность человека, его характер, настроение, душевное состояние в описываемый момент.

Давайте прочитаем советы, которые помогут вам правильно это сделать. (Памятка на слайде или в распечатанном виде на партах.)

старайся передать внутренний мир человека, его характер и настроение;

выделяй главное (неповторимое) в облике конкретной личности;

правильно используй «портретную» лексику.


Примерный план:

I. Введение:

II. Основная часть:

а) компоненты портрета;

б) цели выделения того или иного компонента;

III. Заключение. Своё отношение к герою.

Помните, что идея играет значительную роль. Поэтому прежде чем писать сочинение, вы должны продумать ту мысль, которую хотите донести до своего читателя. Какая часть сочинения раскроет эту мысль?

(Заключение, последний абзац.)


– Давайте вместе подберем к данным компонентам портрета прилагательные. (работа выполняется по группам с последующей проверкой и дополнением. Наиболее понравившиеся эпитеты обучающиеся записывают в тетради)

Глаза – серые, карие, синие, черные, зеленые, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, светлые, маленькие, большие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Нос – прямой, с горбинкой, курносый, вздернутый, широкий, узкий…

Волосы – каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые, кудрявые, торчащие как палки…

Походка – собранная, вразвалку, быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная…

Взгляд – растерянный, веселый, недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Организует и сопровождает деятельность детей, подводит к выводу о необходимости художественного описания внешности человека, использования в тексте эпитетов, метафор, сравнений


Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками составляют план работы над сочинением, разрабатывают сложный план

Фронтальная, индивидуальная


Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

с учетом конкретных учебно-познавательных задач


5. Творческая практическая деятельность

по реализации построенного проекта


Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.


(На парте у каждого карточки.)

Карточка 1. Портрет подруги.

Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые, заплетенные в косу с голубым бантом. Глаза синие и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.

– Как Вы думаете, определил ли автор этого описания свой замысел? Показал ли он в описании индивидуальность этого человека? Да еще подруги! (Нет, портрет не получился, потому что описываются отдельные детали внешности девочки, их перечисление. А индивидуальное, существенное не выделено.)

– Давайте попробуем внести исправления. Я думаю, у нас получится. Давайте подумаем, какой мы хотим себе представить эту девочку? Определим замысел! (Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)

– Простым карандашом делаем вставки. Читаем целиком исправленный текст. Теперь появилась индивидуальность.

Карточка 2.

У нас в классе есть девочка. У нее высокий лоб, на лоб падает челка. В открытом взгляде можно угадать непоседу. Черные густые волосы собраны в хвостик. Озорные светлые глаза.

– В чем недостаток этого описания? (Нарушена последовательность изложения.)

– Простым карандашом делаем исправления, проводим стрелочки, объединяя предложения в единое целое: вначале всё скажем о волосах, затем опишем глаза и взгляд.

Отработка правильного употребления словосочетаний в предложении (устно):

– Составьте предложение, в котором будет описана внешность девочки с зелеными глазами, каштановыми волосами, круглым овалом лица.(Зеленоглазая, круглолицая девочка с каштановыми волосами.)

– Мальчика с карими глазами, черными волнистыми волосами, длинным овалом лица. (Кареглазый длиннолицый мальчик с черными вьющимися волосами.)

– Старика высокого, худого, глаза стальные, волосы седые. (Высокий, худой старик, седоволосый, со стальными глазами.)

– Пожилой женщины – брюнетки, полной, с серыми глазами. (Полная, пожилая брюнетка с серыми глазами.)

– Малыша – белые волосы, голубые глаза, розовые щеки, круглый овал лица. (Беловолосый, розовощекий малыш с голубыми глазами на круглом лице.)

Контролирует правильность выполнения задания, составление плана.



Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Фронтальная,

индивидуальная


Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы


6. Первичное закрепление с комментированием во внешней
речи.


Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.


– На сегодняшнем уроке мы постарались провести целенаправленную работу над деталями портрета, сформировать представление о таком виде описания, как описание внешности, отобрали и записали в рабочие тетради материал для описания общего впечатления о человеке, составили план будущего сочинения.

Организует и сопровождает деятельность детей по подготовке и написанию сочинения, контролирует правильность выполнения задания


Озаглавливают рассказ

в соответствии

с темой

и основной мыслью сочинения, пишут сочинение


Индивидуальная, групповая


Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли


8. Включение в систему знаний и повторение


Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание
















Рефлексия

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения:

В каком стиле вы напишете сочинение? ( В художественном)

Что необходимо использовать в художественном стиле? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

Сколько абзацев у вас будет? (Три)

Каким должно быть название? Какую мысль следует высказывать в названии? (Подчеркнуть индивидуальность)

Что необходимо делать, чтобы не повторяться? (Подбирать синонимы, заменять слова местоимениями.)

Я прошу прочитать ваши мини-сочинения.

Молодцы, ребята! Нам осталось подвести итог нашему уроку. Понравился ли он вам? Почему? А справились ли мы с задачами, поставленными в начале урока?


Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний


Индивидуальная, групповая


Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу


9.Д/з

Составление текстов по плану, написание сочинения

Дома вы должны написать сочинение- миниатюру, описав внешность кого-то из знакомых, одноклассников, родителей

1). В минуту радости, огорчения, гнева

2). За каким-нибудь занятием, работой

Чтобы текст был законченным, во вступлении кратко расскажите о том, чем вызвано состояние героя. Желаю вам успехов. Благодарю за работу на уроке.



Озаглавливают рассказ

в соответствии

с темой

и основной мыслью сочинения, пишут сочинение


Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.