Технологическая карта урока по русскому языку 7 класса: Подготовка к сочинению-описанию по картине «Описание внешности человека»
Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс
Тема Подготовка к сочинению-описанию по картине «Описание внешности человека»
Тип урока: Урок общеметодологической направленности.
Цели:
Углубить знания, умения, навыки в описании портрета человека;
Составить план сочинения-описания;
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающим людям.
Задачи:
Образовательная: дать представление о структуре сочинения, фразах-клише.
Развивающая: развивать творческие навыки.
Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне; формирование умений самоорганизации и самооценки; готовности к предстоящей учебной деятельности. Предметный результат: демонстрирует умение использовать деловой язык Метапредметный результат: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить. | Включение в деловой ритм.
Приветствие. | Приветствие, Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Отвечают на вопросы. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения общей задачи, нацеленность на выполнение действий в соответствии с данной задачей. К: готовность к сотрудничеству. |
Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Предметный результат: знать основные особенности описания, владеть терминами Метапредметный результат: умение извлекать информацию, перерабатывать и преобразовывать информацию | Воспроизвести знания и способы действия. Что такое портрет? Обратимся к видам портрета: Деловой; Научный; Художественный. Чем они отличаются между собой? | Строят монологическое высказывание. Слушают и пытаются дать ответы. Вступают в диалог, дают рецензию на ответ товарищей, задают вопросы. Осваивают термины. Формулируют и записывают тему. | Л: самоопределение. Р: волевая саморегуляция для выполнения заданий. П: анализ объектов с целью выделения признаков, умение строить рассуждение. К: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
Постановка учебной задачи. Цель этапа: выявление места и причины затруднения. Предметный результат: знать основные особенности и специфику литературного портрета и портрета Метапредметный результат: перерабатывать и преобразовывать информацию | Создает проблемную ситуацию. Как вы считаете с чего нужно начать сочинение-описание? Что необходимо описать во внешности человека, чтобы сформировать представлении о его характере, социальном положении ? Каким образом, можно закончить сочинение? Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению темы. | Отвечают на вопросы учителя Анализируют структуру сочинения описания | Л: самоопределение. Р: способность к целеполаганию, включая постановку новых целей. П: умение строить рассуждения. К: способность высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Первичная проверка понимания. Первичное закрепление. Цель этапа: проверка первичного умения применять новые знания в типовых условиях. Предметный результат: владеть лингвистическими терминами, умение анализировать информацию Метапредметный результат: преобразовывать информацию из одной формы в другую
| Устанавливает осознанность восприятия через работу со структурой сочинения и фразами-клише Вступление: = Почему я решил описать именно этого человека? Эпиграф: «Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее» (Ев. Евтушенко) Риторический вопрос: Каким образом внешность человека способна оказывать на людей впечатление? Прием СТАККАТО: Глубокие, завораживающие глаза. Хрупкая фигура. Неподдельная улыбка. И каждый раз, смотря на портрет Марины Ивановны Цветаевой, понимаешь насколько он соответствует ее судьбе. Основная часть: Общее впечатление (рост, походка, фигура). Глядя на портрет / шедевр выдающегося / талантливого художника, можно понять, что образ этого человека необычен, поскольку…. Черты лица: овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки. Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши. Описание одежды Также стоит отметить прекрасную / невероятную одежду, которая во многом способна подчеркнуть социальное положение человека на портрете, его сопричастность к тому или иному стилю, понять, чем именно живет человек…. Описание одежды Предлагает слова для описания внешности Заключение: Таким образом, можно сказать о том, что… Итак, описание внешности человека заставило меня убедиться в том, что…. В заключении необходимо подтвердить мысль высказанную во вступлении!!! Укажите, что человек, внешность которого вы описывали уникален, постарайтесь через его взгляд, выражение лица понять его характер. | Решают типовые задачи (с выбором). Озвучивают свои ответы
Выражают свою точку зрения | Р: работать по плану, сверяя свои действия с целью, оценка, коррекция. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П: адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста; Анализировать, сравнивать, делать выводы. |
Первичное закрепление. Цель этапа: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях, коррекция. Предметный результат: владеть написанием сочинения-описания, проявлять умение описывать внешность человека, используя ИВС, портретную лексику и др. Метапредметный результат: преобразовывать информацию из одной формы в другую | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний. Предлагает написать сочинение по картине А.Г. Венецианова «Захарка».
| Самостоятельная работа. Осуществляют применение знаний об описании внешности человека. | Л: самоопределение. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения П: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей К: принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Рефлексия деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке Предметные результаты: подводить итог учебной деятельности Метапредметные результаты: рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка | В качестве рефлексии используются слова Н. Заболоцкого о красоте человека. Аргументированно выставляет отметки. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Р: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: строить рассуждения. К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы. |
Информация о домашнем задании. | Сообщает учащимся домашнее задание. | Слушают учителя и записывают домашнее задание. | Л: формирование мотивации познавательного интереса. Р: регулирование собственных действий с ориентацией на общеучебную задачу урока. К: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |