Урок русского языка на тему «Сочинение по личным наблюдениям "Музыка снега"» (4 класс)
Тема: Сочинение по личным наблюдениям «Музыка снега».
Цели: 1)учить правильно и последовательно излагать мысли, повышать орфографическую зоркость, грамотность; 2)развивать художественный вкус и письменную речь; 3)переживать, воспитывать любовь к родной природе и чувство прекрасного.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Ученик: Вы слышали? – пришла зима
С сосульками, морозом, льдом, метелью.
Ковры теперь на реках изо льда
И лес гордится посвежевшей елью.
Вы слышали? – пришла зима…
Учитель: Все это мне не ново, я не рада.
Мороз и холод – царство туч и льда.
Луч солнца в небе – редкая награда.
А зимний ветер холоден, тосклив,
Сугробы, как холодная перина,
И вьюги вой – нерадостный мотив.
Весна надежду и любовь дарила!
А первый снег обман, растаял он…
Ученик: Но завтра выпадет такой же белый,
И в вьюге слышен бубенцовый звон,
И белым снегом, будто белым мелом
Заметены дворы леса, поля,
По снегу путь и короток и ясен.
Вы слышали? – зима пришла, зима!
Природа спит и сон её прекрасен!
II. Подготовительная беседа.
Зима – время года, когда начинается новый год; когда природа, как невеста, в белом наряде, сверкает, искрится, блестит, переливается, играет. Зима – когда звезды намного ярче, солнце холоднее, а у детей от холода на лице истинно русский румянец; когда, как пушинки, падают на землю снежинки и тогда слышна тихая, ласковая, таинственная бесконечно любимая и понятная музыка снега.
(Звучит музыка Р. Клайдермана «GODFATHER”)
- Тихо. Ни ветра, ни шороха, ни звука. Бесшумно летит маленькое чудо – белая, пушистая звездочка. Холодная, невесомая, чужая. Откуда она, хрупкая, живущая мгновение? Хочется поймать их все. Но на ладонь садится только одна. Интересно, сколько она весит, живет, стоит? Я понимаю, стоит только дохнуть на неё, и она исчезнет, пропадет, растет. Вот она сверкает на ладошке. Смотрю на нее и не могу ни о чем думать. И вдруг понимаю: в этой снежинке так много смысла и реальности и в то же время сказки и волшебства. Снежинка – самое настоящее обыкновенное чудо.
III. Сообщение темы урока.
- Этот урок мы посвятим зиме. О ней можно много говорить, читать, рисовать, писать музыку и стихи. Итогом этого урока будут ваши сочинения. Этот урок раскроет ваши творческие способности.
IV. Работа над сочинением.
1.Выбор названия текста.
- Я считаю, что название сочинения каждый выберет сам. Подумайте, какое название вы можете предложить («Музыка снега», «Зимняя сказка», «Зима – волшебница»).
2.Работа над содержанием сочинения. Составление плана.
Для того чтобы написать сочинение, вам потребуется вспомогательный лист, который лежит у вас на столах.
Вспомогательный лист.
1.Вступление. «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»
(Почему мы так ждем зиму, первого снега?)
- Почему нам надоедает осень, почему мы так ждем зиму?
- Почему больше всех самое холодное время года ждут дети?
Однажды утром мы просыпаемся и вдруг говорим: «Наступила зима! «
-Какие чувства мы испытываем при этом?
2.Основная часть. «Снег может танцевать и вальс и рок-н-ролл..»
(Особая черта зимы – снег)
-Что можно сказать о падающем снеге?
- На что похожи падающие снежинки?
Послушайте музыкальное произведение Р. Паульса.
-Какую погоду представил музыкант, когда писал музыку?
«Зима – царица захвалила власть..»
- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
«И в стужу лютую, живет природа наша..»
-Какие звуки у зимы?
3. Заключительная часть. «Характер сложный у зимы…»
Перемена погоды, холод.
-Как я отношусь к этому времени года?
План.
1.Пришла красавица-зима.
2. Снежная «мелодия» 2.Белый пух.
3.Ковром раскинулись снега.
4.Жизнь продолжается.
5.Скоро весна 5. Любимое врем я года.
Запись плана в тетрадь.
V. Лексико-орфографическая работа.
(Дети объясняют орфограммы во всех словах, записанных на доске)
1.Как можно назвать зиму? (Зимушка, волшебница, матушка, рукодельница..)
2.Какие слова могут быть опорными: сущ., прил., глаголы?
3.Русский язык богат сравнениями. Можно сказать: «снегири, как яблоки», «снег, как ковер»
-А какие сравнения можете придумать вы?
4.Подбери синонимы:
Блестящий - ….сверкающий
Морозный - …. холодный, студеный
Красивое - … прекрасное, очаровательное
Пришла -… наступила
Кружатся - …танцуют, мелькают
-Помните: прилагательные делают нашу речь более точной и красочной.
5.Можно использовать иносказания:
Белые мухи, строит мосты, рисует узоры.
6. Так говорить нельзя:
Холодный снег, прекрасная красота.
- Помните: необходимо избегать повторения одного и того же слова.
На ваших партах лежат словари. Вы можете пользоваться ими, чтобы избежать орфографических ошибок.
VI. Пробное составление предложений.
-Почему дети очень любят зиму? ( Конечно потому, что можно играть в снежки.)
-Давайте поиграем в снежки.
Учитель бросает «снежок» 1 ряду – дети называют имена существительные;
2 ряд – добавляют прилагательные;
3 ряд – досказывают глаголы.
VII. Запись сочинения.
VIII. Первичный анализ сочинений.
-В каждой работе есть какая-то изюминка. Зачитайте самое красивое, по вашему мнению, предложение из своего сочинения.
- Что при написании сочинений вам показалось наиболее трудным?
-Помните! Для того чтобы красиво выражать на письме свои мысли, надо много читать.