Урок русского языка на тему «Сочинение по личным наблюдениям "Музыка снега"» (4 класс)

1
0
Материал опубликован 3 October 2018

Тема: Сочинение по личным наблюдениям «Музыка снега».

Цели: 1)учить правильно и последовательно излагать мысли, повышать орфографическую зоркость, грамотность; 2)развивать художественный вкус и письменную речь; 3)переживать, воспитывать любовь к родной природе и чувство прекрасного.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Ученик: Вы слышали? – пришла зима

С сосульками, морозом, льдом, метелью.

Ковры теперь на реках изо льда

И лес гордится посвежевшей елью.

Вы слышали? – пришла зима…

Учитель: Все это мне не ново, я не рада.

Мороз и холод – царство туч и льда.

Луч солнца в небе – редкая награда.

А зимний ветер холоден, тосклив,

Сугробы, как холодная перина,

И вьюги вой – нерадостный мотив.

Весна надежду и любовь дарила!

А первый снег обман, растаял он…

Ученик: Но завтра выпадет такой же белый,

И в вьюге слышен бубенцовый звон,

И белым снегом, будто белым мелом

Заметены дворы леса, поля,

По снегу путь и короток и ясен.

Вы слышали? – зима пришла, зима!

Природа спит и сон её прекрасен!

II. Подготовительная беседа.

Зима – время года, когда начинается новый год; когда природа, как невеста, в белом наряде, сверкает, искрится, блестит, переливается, играет. Зима – когда звезды намного ярче, солнце холоднее, а у детей от холода на лице истинно русский румянец; когда, как пушинки, падают на землю снежинки и тогда слышна тихая, ласковая, таинственная бесконечно любимая и понятная музыка снега.

(Звучит музыка Р. Клайдермана «GODFATHER”)

- Тихо. Ни ветра, ни шороха, ни звука. Бесшумно летит маленькое чудо – белая, пушистая звездочка. Холодная, невесомая, чужая. Откуда она, хрупкая, живущая мгновение? Хочется поймать их все. Но на ладонь садится только одна. Интересно, сколько она весит, живет, стоит? Я понимаю, стоит только дохнуть на неё, и она исчезнет, пропадет, растет. Вот она сверкает на ладошке. Смотрю на нее и не могу ни о чем думать. И вдруг понимаю: в этой снежинке так много смысла и реальности и в то же время сказки и волшебства. Снежинка – самое настоящее обыкновенное чудо.

III. Сообщение темы урока.

- Этот урок мы посвятим зиме. О ней можно много говорить, читать, рисовать, писать музыку и стихи. Итогом этого урока будут ваши сочинения. Этот урок раскроет ваши творческие способности.

IV. Работа над сочинением.

1.Выбор названия текста.

- Я считаю, что название сочинения каждый выберет сам. Подумайте, какое название вы можете предложить («Музыка снега», «Зимняя сказка», «Зима – волшебница»).

2.Работа над содержанием сочинения. Составление плана.

Для того чтобы написать сочинение, вам потребуется вспомогательный лист, который лежит у вас на столах.

Вспомогательный лист.

1.Вступление. «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

(Почему мы так ждем зиму, первого снега?)

- Почему нам надоедает осень, почему мы так ждем зиму?

- Почему больше всех самое холодное время года ждут дети?

Однажды утром мы просыпаемся и вдруг говорим: «Наступила зима! «

-Какие чувства мы испытываем при этом?

2.Основная часть. «Снег может танцевать и вальс и рок-н-ролл..»

(Особая черта зимы – снег)

-Что можно сказать о падающем снеге?

- На что похожи падающие снежинки?

Послушайте музыкальное произведение Р. Паульса.

-Какую погоду представил музыкант, когда писал музыку?

«Зима – царица захвалила власть..»

- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

«И в стужу лютую, живет природа наша..»

-Какие звуки у зимы?

3. Заключительная часть. «Характер сложный у зимы…»

Перемена погоды, холод.

-Как я отношусь к этому времени года?

План.

1.Пришла красавица-зима.

2. Снежная «мелодия» 2.Белый пух.

3.Ковром раскинулись снега.

4.Жизнь продолжается.

5.Скоро весна 5. Любимое врем я года.

Запись плана в тетрадь.

V. Лексико-орфографическая работа.

(Дети объясняют орфограммы во всех словах, записанных на доске)

1.Как можно назвать зиму? (Зимушка, волшебница, матушка, рукодельница..)

2.Какие слова могут быть опорными: сущ., прил., глаголы?

3.Русский язык богат сравнениями. Можно сказать: «снегири, как яблоки», «снег, как ковер»

-А какие сравнения можете придумать вы?

4.Подбери синонимы:

Блестящий - ….сверкающий

Морозный - …. холодный, студеный

Красивое - … прекрасное, очаровательное

Пришла -… наступила

Кружатся - …танцуют, мелькают

-Помните: прилагательные делают нашу речь более точной и красочной.

5.Можно использовать иносказания:

Белые мухи, строит мосты, рисует узоры.

6. Так говорить нельзя:

Холодный снег, прекрасная красота.

- Помните: необходимо избегать повторения одного и того же слова.

На ваших партах лежат словари. Вы можете пользоваться ими, чтобы избежать орфографических ошибок.

VI. Пробное составление предложений.

-Почему дети очень любят зиму? ( Конечно потому, что можно играть в снежки.)

-Давайте поиграем в снежки.

Учитель бросает «снежок» 1 ряду – дети называют имена существительные;

2 ряд – добавляют прилагательные;

3 ряд – досказывают глаголы.

VII. Запись сочинения.

VIII. Первичный анализ сочинений.

-В каждой работе есть какая-то изюминка. Зачитайте самое красивое, по вашему мнению, предложение из своего сочинения.

- Что при написании сочинений вам показалось наиболее трудным?

-Помните! Для того чтобы красиво выражать на письме свои мысли, надо много читать.
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации