Опыт формирования честности у детей по средствам сказки на примере группы детского сада
Опыт формирования честности у детей по средствам сказки на примере подготовительной группы детского сада
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Поэтому, изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века", является ключевой проблемой.
Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература, а именно - народная сказка. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов, связанных с особенностями ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Если ребенок неоднократно видел сцены насилия по телевизору, то он не может это образно воспринимать в сказках. Нужно объяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.
Сказки входят в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Исследовалась подготовительная группа в количестве 25 человек. Средний возраст испытуемых 5-6 лет.
Читала сказку «про честность» на занятии в группе, а затем индивидуально проводилась беседа с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать.
Детям было предложено ответить на следующие вопросы:
- О чем и о ком была сказка?
- Кто обманул рыбаков?
- Как оценивается поступок купца?
- Чему учит эта сказка?
- Можно ли поступать так же как купец?
По итогам проведенной беседы можно сделала вывод, что дети понимают смысл сказки. На вопросы отвечают точно и без затруднений. Следует отметить, что все дети осмысливают, о том что нужно быть честными и обманывать нельзя. Дети поняли, что купец оказался очень хитрым, коварным; он обманул бедных, честных рыбаков. Ребята сказали, что если бы они могли помочь рыбакам не пойти на поводу злоумышленника, то обязательно сообщили о коварном плане купца.
Таким образом, у детей сформировано понятие, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так же дети подметили, что честный рыбак не оставил своих друзей в беде и помог им.
Детям была прочитана еще одна сказка «о честном дровосеке».
После чтения индивидуально проводилась беседа. Детям были предложены следующие вопросы:
- О чем сказка?
- Как бы ты поступил на месте дровосека?
- Почему дровосек не взял чужих денег?
По результатам, сделала вывод, что дети поняли содержание сказки. Они все сказали, что дровосек поступил очень хорошо и правильно, что не присвоил себе чужих денег.. Все дети отметили, что если бы оказались на месте дровосека то чужих денег не взяли, а отдали бы на добрые дела.
4 человека обратились бы за помощью к взрослым. Дети понимают, что брать чужое нельзя. Никто из детей не сказал, что я бы оставил деньги себе.
Значит, у детей уже в таком возрасте заложено нравственное понятие – честность.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, честности и лжи, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, честность и лож целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Полянская Оксана Николаевна