Опыт формирования честности у детей по средствам сказки на примере группы детского сада

0
1
Материал опубликован 28 September 2021

Опыт формирования честности у детей по средствам сказки на примере подготовительной группы детского сада

      Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

       Поэтому, изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, "проблемой века", является ключевой проблемой.

     Важную роль в формировании дружеских отношений у детей играет художественная литература, а именно - народная сказка. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем взрослую речь. Поэтому, если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства - сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребенка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок – развивать фантазию и воображение ребенка, а также его творческий потенциал.

      Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребенок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребенка.

     Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов, связанных с особенностями ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Если ребенок неоднократно видел сцены насилия по телевизору, то он не может  это образно воспринимать в сказках. Нужно объяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Жизнь внесет свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадет. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.

     Сказки входят в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.

 Исследовалась подготовительная группа в количестве 25 человек. Средний возраст испытуемых 5-6 лет.

Читала сказку «про честность»  на занятии в группе, а затем индивидуально проводилась беседа с целью выявления особенностей понимания поступков героев, умения их оценивать.

Детям было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. О чем и о ком была сказка?
  2. Кто обманул рыбаков?
  3. Как оценивается поступок купца?
  4. Чему учит эта сказка?
  5. Можно ли поступать так же как купец?


    

      По итогам проведенной беседы можно сделала вывод, что дети понимают смысл сказки. На вопросы отвечают точно и без затруднений.  Следует отметить, что все  дети осмысливают, о том что нужно быть честными и обманывать нельзя. Дети поняли, что купец оказался очень хитрым, коварным; он обманул бедных, честных рыбаков. Ребята сказали, что если бы они могли помочь рыбакам не пойти на поводу злоумышленника, то обязательно сообщили о коварном плане купца.

        Таким образом, у детей сформировано понятие, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Так же дети подметили, что честный рыбак не оставил своих друзей в беде и помог им.

Детям была прочитана еще одна сказка «о честном дровосеке».

После чтения индивидуально проводилась беседа. Детям были предложены следующие вопросы:

  1. О чем сказка?
  2. Как бы ты поступил на месте дровосека?
  3. Почему дровосек не взял чужих денег?



    По результатам,  сделала вывод, что дети поняли содержание сказки. Они все сказали, что дровосек поступил очень хорошо и правильно, что не присвоил себе чужих денег.. Все дети отметили, что если бы оказались на месте дровосека то чужих денег не взяли, а отдали бы на добрые дела.

4 человека обратились бы за помощью к взрослым. Дети понимают, что брать чужое нельзя. Никто из детей не сказал, что я бы оставил деньги себе.

    Значит, у детей уже в таком возрасте заложено нравственное  понятие – честность.

      Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, честности и лжи, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, честность и лож целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.

Комментарии

А где же заявленные приложения?

28 September 2021

Похожие публикации