Статья на тему «Из опыта работы инклюзивного детского сада»

3
0
Материал опубликован 16 January 2020

XXI век можно назвать временем переосмысления человеком своего места и роли в мире. Наблюдается тенденция развития таких процессов как осмысление толерантности к людям с ОВЗ и развитие инклюзивного образования. В последние годы в России ведется активная политика по внедрению инклюзивного образования, которое находится под пристальным надзором общества и активно входит в нашу культуру.

В рамках инновационной образовательной модели «Инклюзивный детский сад» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29» функционируют наряду с общеобразовательными группами ресурсная группа для детей с РАС, лекотека и 2 компенсирующих группы для детей с ТНР. На протяжении трех лет специалистами детского сада ведется работа по всестороннему развитию детей с ОВЗ. Стоит отметить, что на всяком пути реализации проекта, педагогическому коллективу приходится сталкиваться с различными сложностями и трудностями при достижении поставленных целей и задач.

Свою работу по организации инклюзивного образования мы поделили на три направления:

- постоянное совершенствование навыков педагогов по работе с детьми с ОВЗ;

- правильное выстраивание взаимодействия нормотипичных детей и их родителей с детьми с ОВЗ;

- работа с родителями особенных детей.

В интересах совершенствования у педагогов навыков по работе с детьми с ОВЗ проводятся:

- постоянный мониторинг и изучение проблем (профессиональных затруднений);

- курсовая переподготовка и обучение педагогов;

- семинары, беседы и консультации по вопросам социальных и психологических аспектов в ведении ребенка с ОВЗ с узкопрофильными специалистами.

Такого рода мероприятия помогают формированию у педагогов понимание процессов инклюзивного образования, и оберегают от сравнения воспитанников друг с другом.

Проблема социальной адаптации детей с ОВЗ может быть успешно решена только в тесном взаимодействии благополучной среды для всех воспитанников, в которую входят кроме педагогов еще и родители.

Однако не все родители нормотипичных детей готовы принять совместное развитие их детей с особыми детьми. Многие боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ каким-то образом повредит их ребенку. Данное обстоятельство негативно отражается  на воспитательном процессе как детей с ОВЗ так и нормотипичных детей, поскольку именно в семье ребенок получает первые знания о взаимодействии с людьми, учится с ними уважительному и терпеливому общению, и для приобретения толерантного поведения большое значение имеет пример родителей.

Педагогический коллектив ведет свою просветительскую работу с родителями воспитанников по формированию у них толерантного отношения к детям с ОВЗ. Работа ведется посредством разных форм взаимодействия:

-беседы («Повернемся лицом к лицу», «Мы вместе»);

- тематические родительские собрания;

- индивидуальные и групповые консультации;

- совместное проведение досугов и праздников.

Вовлечения родителей в процесс воспитания позволила добиться понимания родителей детей с ОВЗ родителями нормотипичных детей. 

Результаты инклюзивного образования в полной мере зависят от культуры отношений всех участников образовательного процесса. Огромную роль в этом процессе играет формирование у родителей детей с особыми потребностями знаний и навыков для общения со своими детьми. Зачастую возникает ситуации, когда, родители таких детей либо не видят перспектив развития своего ребенка, либо же наоборот, завышают достижимый уровень развития ребенка, не соотнося с его реальными возможностями.

В ДОУ для таких родителей ведется поддержка узконаправленных специалистов, которые работают с их детьми. Работа ведется по следующим направлениям:

- проводят знакомство с этапами и закономерностями психофизического развития ребенка;

- разъясняют значимость занятий для психофизического и интеллектуального развития ребенка;

- формируют практические навыки и умения в сфере межличностного общения (мама - ребенок);

- формируют положительное отношение к каждому даже незначительному успеху ребенка;

- обучают адекватному оцениванию возможностей своего ребенка.

В интересах чего был разработан цикл мероприятий в котором ведется направленная работа для вовлечения родителей в творческий процесс и игровое взаимодействие с их детьми для способствования эмоционального общения с детьми и развитию взаимодействия друг с другом.

Вначале своей работы специалисты сталкивались с рядом проблем:

- многие особые дети систематически ослаблены, и не всегда могут принимать участие во всех видах деятельности;

- родители таких детей, в силу доли недоверия к окружающим считают своих детей неполноценными, они замкнуты в общении.

Однако, положительный настрой педагогов, нашего ДОУ, изменили отношение воспитанников и их родителей к проводимой работе. Сейчас с уверенностью можно сказать, что у многих родителей потребность к формированию навыка устанавливать доверительные отношения со своими детьми была удовлетворена. Удалось разрушить барьер при установлении контакта между детьми и родителями других групп. У наших воспитанников стала проявляться нравственная концепция и они учатся слушать друг друга.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что коллектив ДОУ, воспитанники и их родители, это большая дружная семья. И не смотря на все проблемы опыт показывает, что создание таких инклюзивных садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего детства, развитию их самостоятельности и независимости, а так же, подталкивает общество к толерантному отношению к таким людям. Учит детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей. Позволяет прививать уважение ко всем людям без исключения. При инклюзивном образовании выигрывают все дети, а не только дети с ОВЗ.

 

Список использованных источников

1 Богданова, Т.Г. Проблемы психологического сопровождения инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Ребенок с ОВЗ в современном инклюзивном образовательном пространстве: проблемы, пути помощи, перспективы. — Пермь: ПГГПУ, 2014, — с. 8-15.

2 Кудрявцева, Е.О., Дорохова, Т.С. Создание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении // Совушка. 2019. N1

3 Тюрин, А. В. История появления и развития инклюзивного образования // Точки над Е. — 2015. — № 1 — с. 94-134.

4 Ткачева, В.В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 2. — с. 81-86.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.