Опыт консультационного центра детского сада
НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА
Е.Н. Визгина, педагог-психолог
М.А.Кузнецова, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка», г. Чебоксары
Аннотация. В статье представлены аспекты создания консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации. На основании нововведений описаны основополагающие составляющие деятельности специалистов детского сада, а также обозначены цель, задачи, функции, направления и методы функционирования консультационного центра. Отмечены первые результаты работы по внедрению новой формы психолого-педагогического сопровождения семей на базе дошкольного учреждения.
Ключевые слова: консультационный центр, дошкольная образовательная организация, развитие ребенка дошкольного возраста, квалифицированная помощь семье.
Актуальная педагогическая практика сегодняшнего дня показывает, что психолого-педагогическое сопровождение семей призвано помочь родителям в развитии ребёнка и получении ими квалифицированной помощи специалистов в области дошкольного образования. При этом новые формы ориентированы как на родителей, чьи дети регулярно посещают дошкольную образовательную организацию, так и на тех, чьи дети в детские сады не ходят. Такой формой может стать создание консультационного центра на базе дошкольного учреждения [3].
МБДОУ «Детский сад № 206» г. Чебоксары в 2021 году в рамках Национального проекта «Образование» стало победителем конкурсного отбора на предоставление в 2021 году грантов из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, в рамках реализации мероприятия «Реализация организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании путем актуализации нормативно-методической и методологической базы, а также экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения» ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной пограммы Российской Федерации «Развитие образования».
Идея создания консультационных центров при дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не только непосредственную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.
Перед специалистами дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка» города Чебоксары в 2018 году была поставлена цель работы консультационного центра: - Обеспечение доступности дошкольного образования, поддержка и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.
Разработаны задачи работы консультационного центра, отраженные в Положении о консультационном центре [2]: Оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Оказание содействия в социализации детей. Информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
Функции деятельности консультационного центра:
- информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, выявление социального запроса по населённому центру); - диагностическая; - консультативная; - координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, координация действий педагогов, ведение отчётной документации, взаимодействие с различными структурами населённого центра); - аналитическая (изучение и реальная оценка особенностей социальной среды; анализ проблем оказания помощи детям, не посещающим дошкольное учреждение); - методическая.
Непосредственную работу с семьей осуществляли специалисты консультационного центра (заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра (по согласованию) и другие специалисты по запросу родителей) [1].
Руководителем совместно со специалистами были разработаны и утверждены нормативные документы и локальные акты, которые регламентируют деятельность консультационного центра. В работе использовались следующие методы работы: индивидуальные и групповые консультации для родителей; разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей; организация мастер-классов для родителей; проведение совместных с родителями праздников и досугов; организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте.
Основные направления работы консультационного центра:
Педагогическое направление включает комплексную работу всех участников образовательного процесса. Социально-психологическое направление ориентировано на укрепление психофизического здоровья и предполагает использование эффективных психокоррекционных средств.
Медицинское направление включает: медико-психолого-педагогическое сопровождение; комплекс гигиенических мероприятий; организация правильного питания; профилактически-оздоровительная работа.
В рамках работы консультационного центра родители имели право на получение квалифицированной консультативной помощи, повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам воспитания, психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья воспитанников. Могли высказывать собственное мнение и обмениваться опытом воспитания детей.
На протяжении 2018-2020 гг. родители, обратившиеся в консультационный центр МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка» города Чебоксары, могли получать квалифицированную консультацию от администрации и специалистов дошкольного учреждения по всем интересующим вопросам. Основная задача деятельности специалистов консультационного центра заключалась не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.
Результатом реализации изменений на базе микросоциума сегодня выступают продукты, основными из которых являются описание эффективной модели консультационного центра в дошкольной образовательной организации и авторская программа работы консультационного центра. А конкретные показатели это: количество семей, обратившихся за помощью; банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей; обобщённый методический материал; оценка деятельности родителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Интернет-ресурс: http://ylubka.caduk.ru/p75aa1.html
2. Интернет-ресурс: http://ds-442.nios.ru/p93aa1.html
3. Интернет-ресурс: http://www.pandia.ru/text/77/167/13415.php