Статья «Опыт организации профориентационной работы со школьниками в ГАПОУ СО "Екатеринбургский торгово-экономический техникум"»

2
0
Материал опубликован 17 October 2017 в группе

Файл с текстом работы 


статья ЕТЭТ
DOC / 28.63 Мб

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Екатеринбургский торгово-экономический техникум»

  

Опыт организации профориентационной работы со школьниками в ГАПОУ СО «Екатеринбургский торгово-экономический техникум»

 

Авторы:

Устюжанинова Евгения Олеговна, заведующий отделом маркетинга 

Колпакова Ольга Михайловна, методист отдела маркетинга

 

 Екатеринбург, 2017

 

В современных условиях профессиональное самоопределение, как процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности, – кем стать, к какой социальной группе принадлежать и кем работать – имеет сложный характер. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается, что для развития рынка труда необходимо развитие системы профессиональной ориентации школьников, повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда [1]).

Нам хотелось бы представить опыт профориентационной работы, которая ведется в Екатеринбургском торгово-экономическом техникуме для формирования интереса абитуриентов к специальности «Технология продукции общественного питания» и профессии «Повар, кондитер».

В первую очередь, стоит отметить ставшие уже традиционными профориентационные мероприятия - Дни открытых дверей, проект «Профи-дебют: масштаб - город», профориентационные мероприятия, организуемые Центрами занятости Свердловской области. Основными задачами этих мероприятий является организация интерактивного взаимодействия со школьниками и их родителями, демонстрация материально-технической базы техникума для обучения поваров и технологов, консультирование (групповое и персональное) по вопросам, которые касаются поступления и обучения в техникуме.

Программу мероприятий, которые организуются на площадке техникума (Дни открытых дверей, «Профи дебют»), можно условно поделить на две части. Первая часть - информационная. До начала мероприятия школьникам демонстрируются ролики о специальностях, студентах, ставших победителями и призерами конкурсов, олимпиад профессионального мастерства и проч., внеучебной жизни. Это позволяет составить представление не только о конкретной профессии/специальности, но и формирует образ техникума как учебного заведения, обучаясь в котором студент может быть успешен. Последнее особенно важно не только для школьников, но и их родителей, которые зачастую оказывают определяющее влияние на выбор специальности и места обучения.

Важную роль в первой части программы играет подробное информирование посетителей о правилах приема в техникум, в том числе, о таких проблемных вопросах как медицинские противопоказания, прохождение медицинского осмотра, формирование рейтинга абитуриентов, наличие льгот при поступлении  и обучении и проч. Как показывает практика,  школьники, их родители, а также учителя, зачастую располагают неверной информацией о поступлении в образовательные организации СПО  в целом и на специальность «Технология продукции общественного питания» - в частности. Это обстоятельство в совокупности с негативным отношением к рабочим профессиям и образовательным организациям СПО зачастую приводит к оттоку потенциальных абитуриентов. В связи с этим преодоление порога низкой информированности различных субъектов образовательного процесса представляется важнейшей задачей профориентационной работы.

Важной составляющей информационной открытости для абитуриентов можно считать рекламные материалы, которые распространяются на профориентационных мероприятиях как в техникуме, так и за его пределами. Эти материалы выставлены и на сайте техникума. Помимо традиционной рекламной продукции отделом маркетинга был разработан спецвыпуск газеты «Мир ЕТЭТ», предназначенный для абитуриентов и их родителей, а также памятка по поступлению и обучению в техникуме, составленная по принципу «вопрос-ответ». В ней даны ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые абитуриентами и их родителями.  

В процессе проведения Дней открытых дверей и других профориентационных мероприятий школьники и их родители знакомятся с сайтом техникума, с теми его разделами, которые могут быть интересны абитуриенту (о специальностях техникума, работе приемной комиссии, новостях). Во время приемной кампании абитуриенты отмечают информативность сайта, удобство навигации, своевременность обновления информации. В ряде случаев именно знакомство с сайтом техникума стало решающим фактором при выборе образовательной организации.

Вторая часть программы Дней открытых дверей и «Профи-дебюта» - это непосредственное знакомство со специальностью. Школьники, их родители, учителя имеют возможность посмотреть выставку работ студентов-технологов, мастер-классы по работе с карамелью, мастикой, тестом, а также по карвингу в кулинарной лаборатории, посетить в Международный тренинговый центр кулинарного мастерства (он также используется как площадка для проведения  мастер-классов) и кафе «Сказы», оформленное по мотивам сказов П. П. Бажова.

Экскурсионная часть программы позволяет косвенно познакомиться не только с материальной базой техникума, но и оценить практику сотрудничества с социальными партнерами, что способствует формированию положительного имиджа образовательной организации в глазах потенциальных абитуриентов и их родителей. Так, при создании Международного тренингового центра кулинарного мастерства (он открылся в январе 2014 года) существенную помощь в создании центра оказали именно наши социальные партнеры: ООО «Рациональ РУС» (г. Москва), представительство IRINOX в России и странах СНГ (г. Москва), ООО «Новый проект» (г. Екатеринбург), Кулинарная школа DELICATESSE (г. Екатеринбург).

Результативность проводимых в техникуме профориентационных мероприятий подтверждает анкетирование абитуриентов: по данным приемной кампании 2017 года среди поступивших на обучение по специальности «Технология продукции общественного питания» - 39% были участниками Дней открытых дверей, 6 % - участниками «Профи-дебюта».

Стоит отметить, что профориентационные мероприятия организуются отделом маркетинга и преподавателями техникума и за его пределами: выезды в школы Екатеринбурга и Свердловской области, распространение информации о техникуме на курсах повышения квалификации (в том числе в городах области).

Несмотря на то, что именно поступающие на специальность «Технология продукции общественного питания» являются более мотивированными на обучение по конкретной специальности и в конкретном учебном заведении, нежели другие абитуриенты, все же возникает ряд проблем, связанных с профориентационной работой:

-       для современных школьников не очень характерна самостоятельность самоопределения в выборе профессии/специальности;

-       абитуриенты не всегда рассчитывают свои способности и возможности, выбирая между профессией «Повар, кондитер» и специальностью «Технология продукции общественного питания»;

-       школьники редко имеют четкое представление о сложностях работы поваров и технологов, поэтому некоторые из них после получения первого практического опыта разочаровываются в выбранной профессии/специальности;

-       сложно преодолеть стереотипы, касающиеся обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования - как со стороны школьников и их родителей, так и со стороны школ. Школы нередко ориентируют выпускников 11 классов на поступление в ВУЗы, поэтому выход именно на эту аудиторию представляется затруднительным.

-       Школьников и их родителей часто отталкивает само название «техникум», которое ассоциируется у них с непопулярными рабочими специальностями.

Также следует отметить, что существует определенная разница между посетителями Дней открытых дверей и остальных профориентационных мероприятий. На Дни открытых дверей, чаще всего, приходят абитуриенты, которые уже определились со своими профессиональными пристрастиями, тогда как аудитория городского проекта «Профи-дебют: масштаб - город» не всегда мотивирована на получение информации о конкретной специальности, что создает определенные трудности при формировании интереса к той или иной сфере профессиональной деятельности.

         Одним из способов решения указанных проблем можно считать привлечение школьников на «свою территорию» - для того, чтобы ближе познакомиться с техникумом и, самое главное, с кулинарными специальностями. С этой целью с 2015 года ежегодно реализуются два профориентационных проекта – «Начальная школа кулинарного мастерства и ресторанного сервиса» и конкурс «Повар XXI века».

Цель организации такого рода мероприятий в ЕТЭТ - создание условий для определения профессиональных склонностей учащихся; формирования культуры профессионального самоопределения школьников. Для большинства востребованных сегодня на рынке труда профессий требуются не столько специальные способности, сколько достаточно сильная мотивация, желание, интерес именно к данной профессии. Такая мотивация может быть сформирована, благодаря участию в различных конкурсах, школах кулинарного мастерства и тому удовлетворению, которое получает подросток во время профессиональных проб, успеха, подтвержденного наградами, дипломами, признанию наличия мастерства, удовольствию от практической деятельности. Отсюда вытекают задачи мероприятий:

- Знакомство учащихся образовательных учреждений с особенностями профессионального рынка труда и образовательных услуг города Екатеринбурга.

- Выявление школьников, имеющих профессиональные склонности к профессиям общественного питания.

- Развитие новых форм социального партнерства общеобразовательных учреждений с учреждениями системы среднего профессионального образования.

- Привлечение внимания широкого круга общественности, всех заинтересованных лиц и организаций к проблеме ориентации школьников на профессии общественного питания.

Идея проекта «Начальная школа кулинарного мастерства» возникла совместно со школой № 64 Ленинского района. Ребята и учителя школы были на дне открытых дверей в ЕТЭТ и загорелись желанием попробовать себя в кулинарном искусстве. Была разработана программа обучения школьников (в основном в программе участвуют ребята из 7-9 классов) основам кулинарного мастерства, ресторанного сервиса и основам профессии. Проект стартовал 14 февраля 2015 года и с тех пор проводится ежегодно.

В процессе обучения ребята научились готовить необычные и несложные в приготовлении блюда, например на занятии «Макарономания (итальянская кухня)» детьми были приготовлены канеллони, фетучини, сладкая паста с фруктами. Ежегодно в программу добавляются новые элементы. Так, с 2016 года ребята осваивают не только поварские навыки, но и изучают элементарные способы сервировки, приготовления и подачи кофе, смешивания коктейлей. Отсюда – изменившееся название проекта «Начальная школа кулинарного мастерства и ресторанного сервиса».

Ребята знакомятся не только с профессией повара и официанта, но и приобретают новых друзей в лице студентов ЕТЭТ, которые рассказывают о студенческой жизни, практике в ресторанах города, олимпиадах профессионального мастерства и конкурсах.  Стоит отметить, что студенты (в основном старших курсов) выступают и как наставники, которые обучают школьников азам кулинарного мастерства.

По завершении проекта проводится выпускной с практическим мастер-классом от учащихся, с приглашением гостей из числа родителей и учителей школ. По окончанию обучения ребятам вручаются сертификаты, которые будут дополнять их профессиональное портфолио и могут стать определяющими при поступлении и выборе профессии. Стоит отметить, что обучение в Школе не только помогает осознать свою предрасположенность к профессии, но и определиться с выбором учебного заведения. Иногда школьники, закончившие кулинарную школу осознают, что работа в сфере общественного питания им не подходит, но, в силу того, что им понравилась атмосфера техникума, они  поступают к нам же на другую специальность.

Еще одним важным профориентационным проектом стал конкурс «Повар XXI века». Проект городского уровня проводится совместно МБУ «Екатеринбургский центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог»» и рассчитан на работу со школьниками г. Екатеринбурга. В соответствии с Положением конкурс имеет следующие целевые ориентиры:

-  создание условий для определения профессиональных склонностей учащихся;

- формирование культуры профессионального самоопределения школьников;

-  развитие профориентационной работы в образовательных учреждениях города Екатеринбурга;

- популяризация рабочих профессий.

Конкурс является тематическим. Для первого конкурса, который состоялся в феврале 2015 года, была выбрана тема «Читаем со вкусом. Сказы Бажова на блюдечке», и это не случайно. Особое отношение Екатеринбургского торгово-экономического техникума к историко-культурному наследию Урала и творчеству Павла Петровича Бажова  определено не только 90-летней историей существования образовательного учреждения, но территориальной близостью к Дому-музею П.П.Бажова. В 2016, 2017 годах тематика конкурса была связана с важными датами в истории кулинарии и сферы сервиса: «Питайся правильно – будешь здоров. Международный год зернобобовых 2016», «Кухни народов мира. Международный год туризма 2017».

В 2017 году конкурс по времени был приурочен к проведению на площадке техникума Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенциям «Поварское дело» и «Ресторанный сервис». В связи с этим более насыщенной стала и программа конкурса.  Школьники рассказали о приготовленных ими блюдах,  приняли участие в викторине на знание кулинарных традиций разных стран, увидели  площадки чемпионата WorldSkills Russia, мастер-классы по карвингу и работе с мастикой, а также посетили кулинарный мастер-класс в Международном тренинговом Центре кулинарного мастерства с дегустацией пирогов.

Таким образом, в процессе проведения конкурса ребята могут продемонстрировать собственное творчество, попробовать себя в профессии, понаблюдать за тем, как работают профессионалы и студенты и, в конечном счете, получить максимум разнообразных впечатлений от пребывания в техникуме.

 Сами конкурсные мероприятия обычно проходят в два этапа: на заочном этапе отбираются лучшие из присланных на конкурс проектов, на очном этапе команда в составе 3-5 человек защищает свои проекты. Главным условием является не просто презентация блюда, но и обоснование рецептуры, демонстрация процесса приготовления.

По результатам конкурса команде-победителю присуждается Гран-при, но для создания положительной мотивации участникам конкурс присуждаются дипломы в отдельных номинациях, например, «Кулинарная находка»,  «Лучшая презентация», «Творческий подход в оформлении блюда» и проч.

При проведении конкурса мы стараемся привлекать в качестве членов жюри не только преподавателей, сотрудников центра «Диалог», но и студентов старших курсов, обучающихся по специальности «Технология продукции общественного питания». Студенты грамотно и на понятном ребятам языке поясняют допущенные ошибки, дают профессиональные советы. И это тоже является несомненным плюсом: школьники, учителя могут оценить уровень профессионализма студентов и качество обучения в техникуме.

Мы считаем, что активная профориентационная работа должна быть организована на более ранних возрастных этапах, чем, например, в старших классах, в так называемый предпрофильный период подготовки. Это позволит школьникам в будущем сделать осознанный выбор профессии и стать настоящими профессионалами своего дела.

 

Литература: 

1.     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.).

 

Комментарии
Комментариев пока нет.