Публикация «Описание опыта работы учителя»
Помните своё детство, когда-то все мы мечтали стать археологами, строителями, стюардессами, но при этом каждый играл в школу, и примерял к себе роль строгого учителя, но только во взрослой жизни учителями стали не все, ими стали - лучшие. Вот и я стала учителем.
Актуальный вопрос для обсуждения на сегодняшний день - это профессиональный стандарт.
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании такого предмета, как математика, обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этой специальности.
Учитель математики должен:
- Уметь решать элементарные задачи
-устойчиво решать задачи из открытого банка заданий для 9, 11 классов (на своей странице в интернете я предлагаю своим ученикам ссылки на сайты для подготовки к ГИА), уже начаная с 5 класса на уроках решаем с учащимися задачи по подготовке к ГИА по математике.
-применять в своей работе ИКТ компетенции – я использую различные методы и формы обучения на уроках математики: электронные учебники (проект «Алгебра 7 класс»), тренажеры (тренажер по математике к учебнику А.Г.Мерзляка ), презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала.
Профессиональная компетентность учителя – это мотивация к учебе и формирование математической культуры учителя математики.
Учитель должен:
-консультировать учащихся по выбору профессии, где нужна математика( Результатом своей работы считаю тот факт, что выпускники связывают своё дальнейшее обучение с математикой информатикой, например, выпускник 2013 года – обучается в УГАТУ на факультете «Информатики и робототехники», ученица 2018 года выпуска - учится в БашГУ кафедры «Физико-технического института» ПМФ)
-предоставлять учащимся возможность дополнительного образования, для углубленного изучения математики. Этот вопрос я стараюсь решить на своих дополнительных занятиях во внеурочное и каникулярное время;
-владеть особыми методами для работы с детьми, которые отстают в развитии. В классах, с которыми я сейчас работаю – есть дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе. На уроках математики я использую игровые технологии, проблемное обучение, нестандартное начала уроков, например, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, индивидуальных занятиях, консультациях.
-работать с родителями, с учащимися о повышении математической культуры. Ярким примером является проведение открытых уроков для родителей. Применение математических знаний в жизни, например, становится проблема овладения навыками устного счета. Необходимо разъяснять учащимся, что устные вычисления мы постоянно используем в повседневной жизни, например, при совершении покупок. При подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ становится понятным, что без доведенных до автоматизма навыков устного счета не повышается скорость решения заданий ЕГЭ и по математике. Скоростные вычисления создают необходимый запас времени.
Общепедагогические компетенции учителя математики-это
-определение вместе с учащимися достигнутых результатов, выявление трудностей;
-организация олимпиад, математических игр, викторин ( В Содержании профессионального стандарта педагога говорится, что учитель должен Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, проектная работа, олимпиады).
Мои ученики участвуют в школьном и районном этапе Всероссийской олимпиаде школьников, например ученик, ежегодно с 5 по 7 класс, становиться победителем муниципального этапа; ученики являются активными участниками олимпиады на кубок Гагарина по математике и становятся победителями и призёрами школьного и муниципального этапов. В 2018 году ученики 7 класса впервые приняли участие в республиканском математическом турнире.
Прежде чем внедрить в свою профессиональную деятельность новые стандарты я прошла курсовую подготовку по ФГОС, изучила методическую литературу. На своих уроках я использую новые технологии и методики, что позволяет сделать процесс обучения более эффективным.
Как было сказано выше, для актуализации темы урока и для привлечения всех учащихся на уроке, не смотря на уровень развития учащегося, я применяю в своей работе технологию проблемного обучения. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников.
Пример урока алгебры в 7 классе: Умножение многочлена на многочлен.
1. Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель: Нет такой задачи, которую не мог бы решить человек, для этого ему нужно …
Дети отвечают: выполнить математические действия.
Учитель: Какие действия мы можем выполнить?
(На экране)
Можем ли мы выполнить данное умножение?
Дети отвечают: нет, так как мы не знаем, как умножить одночлен на многочлен.
Групповые и парные работы
Применение практических групповых работ, в ходе которых дети отвечают выполняют задания и делают выводы, повышает уровень запоминания и усвоения материала урока.
Групповые и парные технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации.
Исследовательская работа и метод проектов
Большое внимание уделяю проектно-исследовательской деятельности, так как она позволяет наиболее полно выявлять и развивать интелектуальные, творческие способности детей, проявлять им себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать вывод.
Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
*практические задания (измерения, черчения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания, рисования и др.)
*практические задачи – задачи прикладного характера;
*проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
*теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
Пример урока в 5 классе: Прямоугольник. Ось симметрии фигуры. (на экране)
4. «Открытие» нового знания )
Учитель: «Симметрия есть идея, с помощью которой человек пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» немецкий математик Г.Вейль.
Учащиеся осмысливают сказанное.
Эксперимент (работа в группе).
Помощник раздает конверты, в конвертах заготовки.
Ученики работают по группам. Каждая группа выполняет свое задание. После выполнения, один ученик выходит к доске, и рассказывает результат эксперимента и объясняет.
1 конверт: в конверте лист бумаги с фигурой, ножницы.
*перегиб листа, вырезание нарисованной на одной стороне фигуры треугольника;
*разглаживание линии сгиба и демонстрация всем, что получилось
*как расположились фигуры относительно линии сгиба (симметрично)
*как называется линия перегиба (линия симметрии)
2 конверт: Определение. Существует прямая, проходящая, через середины противоположных сторон прямоугольника. Такая прямая называется осью симметрии фигуры. Если свернуть фигуру пополам и она совпадет при наложении, такая прямая называется осью симметрии фигуры.
В конверте: квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, круг.
*сколько осей симметрии у прямоугольника? 2
*сколько осей симметрии у квадрата? 4
*сколько осей симметрии у равностороннего треугольник? 3
3 конверт: Какие картинки имеют симметрию? (необходимо разбить на группы и объяснить, почему так разбили).
Примеры разработки проектов детьми: Проект «Меры длины, веса, площади», Проект «Геометрические фигуры» можно применять для изучения видов треугольников; Проект «Дроби», применение фруктов (апельсин), равных кругов из картона для изучения темы дроби, сложение и вычитание дробей, сравнение дробей.
Для мотивации изучения математики учащимся предлагаются проекты: рефераты «Исторические личности», «Старинные меры длины» и др., разработка математических ребусов, кроссвордов.
Информационные технологии
Развитие ученика в школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для восприятия является учебный материал. Поэтому на современном этапе организации образовательного процесса педагог не может обойтись на уроке без информационно-коммуникационных технологий. На уроках и внеклассных мероприятиях я использую аудио и видеозаписи и презентации, тренажеры (на экране).
Технология развития критического мышления
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
В данной технологии принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Учащиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором каждый ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений.
Структура технологии развития критического мышления состоит из трех стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия. На каждой из стадий урока использую свои методические приемы.
Прием «Составление кластера»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
После того, как обучающиеся составили кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме.
Прием таблица - знаю, хочу узнать, узнал
Этот приём графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать свои знания по изучаемому вопросу.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе.
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
знаю | Хочу узнать | узнал |
Заполняют в начале урока, на основе ответов по пройденному материалу. | Формулируются новые вопросы, ответы на которые хотели бы получить. | На этапе рефлексии учащиеся делают выводы и записывают, то, что узнали. |
Пример урока алгебры в 7 классе «Многочлены»: на доске 3x2 z; ab; 5x2+y3; a3b; 5.
знаю | Хочу узнать | узнал |
3x2 z; ab, a3b; 5 - одночлены | | |
А почему вы выбрали именно эти выражения? – одночлены
Какое выражение вам не известно? - 5x2+y3. Почему?
знаю | Хочу узнать | узнал |
3x2 z; ab, a3b; 5 - одночлены | 5x2+y3 | |
Это выражение, состоящее из одночленов и они складываются.
И в конце урока, на этапе рефлексии опять возвращаемся к нашей таблице.
Что мы узнали сегодня на уроке? - многочлены
знаю | Хочу узнать | узнал |
3x2 z; ab, a3b; 5- одночлены | 5x2+y3 | 5x2+y3 - многочлен |
Прием «Лист самооценки», «Лист взаимооценки».
С помощью оценочных листов ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант.
Потребность в самоконтроле и тщательной проверке результатов своих действий, умение критически относится к собственной деятельности – являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся из прохождения курса математики.
Пример:
Оценочный лист
Фамилия, имя ученика ___________________________________
№ п/п | Задания урока | Отметка о выполнении |
1 | Работа с карточками | _______ |
2 | Разложить на множители | _______ |
3 | Высказывание | _______ |
4 | Исследовательская работа | Итого по 4 заданию:_______ |
а | | |
б | | |
в | | |
| Среднее значение | |
| Оценка | |
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Тема урока математики в 6 классе: Дроби и деление натуральных чисел.
3. Актуализация опорных знаний.
Вспомним определения правильных и неправильных дробей. И поиграем в игру «Хлопушка». Я читаю дроби, а если вы услышали среди них неправильную дробь, то ваша задача хлопнуть.
Пример урока на закрепление темы:
Каждая команда получает карточку 1, которую необходимо заполнить и сдать в жюри.
К арточка
1. Заполните пустые клетки квадрата, вписав 1, 2, 3, 4 так, чтобы по горизонтали и по вертикали не было одинаковых цифр.
2. Вставьте пропущенное число:
а) 1; 3; 6; 10; … .
б) 3; 5; 9; 17; … .
3. В каких местах необходимо поставить скобки:
21 : 8 – 5 • 2 + 6 : 3 = 16
4. Решите анаграмму:
а) РИПЕТРЕМ
б) БОДЬР
Результат использования инновационных педагогических технологий:
• качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
• развитие познавательных интересов и творческой активности;
• повышение уверенности в собственных силах;
• развитие исследовательских способностей;
• развитие «чувства локтя», коммуникабельности;
• обеспечение механизма развития критического мышления, умения искать пути решения поставленной задачи;
• развитие умения мыслить абстрактно;
• повышение умения адекватно оценивать себя;
• усиление мотивации на успешную учебную деятельность.
Все перечисленные методики и технологии и многие другие помогают в моей работе и направлены на достижение не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
Моя система работы дает свои результаты: при 100% успеваемости качество знаний по предмету остается стабильным.
Могу с гордостью сказать: да, я - учитель! Я не только даю им знания, я учу их быть хорошими людьми. Добрыми, чуткими, смелыми, любящими… И мне это удается. Я очень горжусь своей профессией.