Методические рекомендации «Опыт работы: организация прогулки в средней группе»
Опыт работы организация прогулки в средней группе
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к простудным заболеваниям.
Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года меняется, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 3-4 часов. Летом это время значительно увеличивается.
Структура прогулки:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры, игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Предлагаю вашему вниманию прогулку, которую проводила я, с детьми средней группы «Наблюдение за ветром»
Цель: Создать условия для расширения представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.
Задачи:
Учить определять тихую или ветреную погоду осенью, влияние ветра на людей, дать представление о необходимости ветра для жизни человека и растении; Расширять словарный запас, кругозор. В подвижной игре учить действовать по сигналу воспитателя. Воспитывать любознательность, наблюдательность и интерес к неживой природе. Доброжелательное отношение друг к другу.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, я заранее продумала её содержание, вызывала у детей интерес к ней с помощью игрушки. К нам в гости пришла лисичка и поделилась своей проблемой о том, что не может позвать свою подружку погулять, так как не знает есть ли на улице ветер. Ребята с радостью отозвались ей помочь.
Выйдя на улицу дала понятие, что ветер – это движение воздуха, провела наблюдение «Движение воздуха», показывая, что хотя воздух не видим, его можно почувствовать, обмахивая лицо. Вместе с детьми определили есть ли ветер на улице, обращая внимание на покачивания деревьев. Дети сделали вывод, о том, что на улице тихая, безветренная погода. Объяснили лисичке, что она может позвать гулять сою подружку.
Затем я прочла стихотворение Якова Лазаревича Аким «Ветер»
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
И задала вопрос :когда дует ветер это хорошо или плохо? Ребята выдвигали свои предположения из личного опыта, когда ветер это – плохо (вырывает с корнями деревья, ломает дома), когда – хорошо (помогает сушить белье, лужи, разгоняет тучи, крутит мельницу). Для знакомства детей с ролью ветра в жизни растений провела опыт «Летающие семена», где воспитанникам предложила поднять руки как можно выше и одновременно выпустить из рук семена фасоли и семена клена. В ходе, которого ребята определили, что семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
Я предложила поиграть в новую подвижную игру «Ветер и льдинки» с целью: способствовать развитию скорости реакции, совершенствованию бега детей, воспитанию дружеских взаимоотношений. Ребята с интересом играли, по команде воспитателя убегали от ветра и находили свои парочки - льдинки. В ходе игры дети были активны, старались бегать не сталкиваясь друг с другом, четко по команде выполняли красивые фигуры.
Лисичка позвав свою подружку предложила поиграть с ней в подвижную игру «Хитрая лиса» Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле. Ребята активно принимали на себя роль лисы, быстро бегали, если вдруг кто то падал, помогали друг другу подняться, внимательно слушали друг друга. После игры дети попрощались с лисичками.
На прогулке я использовала хозяйственно-бытовой вид труда. Все трудовые поручения соответствовали возрасту детей. Трудовые задания были посильны детям и выполнялись с удовольствием. Дети расчищали дорожки от листьев и подметали пол на веранде. В конце работы обратила внимание на результаты их труда.
Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулку вынесла обручи, мяч, песочные наборы, предлагая ребятам заняться самостоятельными играми. Ребята играли с песком, катались на каруселях, горках, самостоятельно организовывали такие игры как «Прятки», «Футбол».
Во время индивидуальной работы для закрепления основных видов движений предложила девочкам перепрыгивание из обруча в обруч, что способствовало тренировке в перепрыгивании через препятствие, закреплению умений прыгать на месте и с продвижением.
За несколько минут до завершения прогулки предупредила детей об этом. Напомнила собрать игрушки и оборудование.
В конце прогулки организовала малоподвижную игру «Замри» где ребята после команды «Замри» выполняли действие, которое показывала сначала я, потом один из ребят, после команды отомри, танцевали под плавную, успокаивающую музыку, что способствовало успокоению детей.
Провела рефлексию, вспомнив о том, кто сегодня к нам приходил в гости, чем занимались на прогулке.