12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коршунова Любовь Анатольевна36
воспитатель
Россия, Московская обл., п. Курсаково
2

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. Развитие всех познавательных процессов в раннем возрасте начинается с восприятия. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление  личности  ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. 

Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Нетрадиционное рисование при грамотной организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.

Цель работы: поиск эффективных методов и приемов использования нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- способствовать развитию восприятия у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования;

- создать условия по усвоению детьми сенсорных эталонов;

- помочь родителям осуществить сенсорное развитие в домашних условиях посредством нетрадиционного рисования;

- наладить сотрудничество и общение с родителями, осуществлять их вовлечение в воспитательно-образовательный процесс.





1. Теоретическое обоснование

1.1 Изобразительная деятельность ее особенности и функции


Изобразительная деятельность играет важную роль в раскрытии творческого потенциала дошкольника. Т. С. Комарова отмечает, что «изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, целью которой является отражение жизненных впечатлений человека, показ его отношения к изображаемому».

Все дети любят рисовать. Достаточно дать малышу краски и он обязательно их потрогает пальцем, а если ему показать, как макать кисточку в краску и оставлять след на бумаге, то он с радостью будет проделывать это снова и снова, наслаждаясь яркими цветами, переливом оттенков, возможностью самому менять цвет белого листа бумаги на радужный оттенок. Если малышу предоставить возможность пользоваться красками без ограничительных инструкций со стороны взрослого, то ребенок получит настоящее наслаждение от того, что перепачкает бумагу, руки и все вокруг. Он будет удовлетворен от созерцания буйства красок. Почему такое происходит?

Краски сами по себе и рисование в целом имеют следующие функции:

- релаксационная (посредством рисования человек имеет возможность успокоиться, настроиться на позитивный лад);

- компенсаторная (посредством рисования человек может компенсировать недостаток тех или иных ресурсов, скажем, многие дети с ограниченными возможностями здоровья подолгу рисуют, изображают себя счастливыми, бегущими по лугу, плавающими в море и т.д.);

- когнитивная (рисование развивает познавательные способности ребенка, он учится экспериментировать с красками, цветами, формами, тем самым развиваются его познавательные и сенсорные способности);

- социализирующая (посредством рисования ребенок учится изображать себя в социальном мире, получает опыт взаимодействия с людьми);

- экспрессивная (эта функция позволяет показать отношение ребенку к миру, к человеку, она выдает его чувства и эмоции).

Мною была поставлена цель: способствовать развитию сенсорных способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

В наши задачи входило обучение детей:

- использованию различных материалов для рисования;

- развитие сенсорных представлений о многообразии цветов;

- развитие мелкой моторики;

- развитие воображения детей путем рассматривания своих рисунков и рисунков других детей;

- развитие творчества в использовании и комбинировании различных техник рисования.

Свою работу начала в 2021 году в группе детей младшего дошкольного возраста.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования способствует тому, что многие дети начинают любить рисовать, проявляя выдумку и фантазию.

Процесс рисования является хорошим средством, с помощью которого можно формировать у ребенка позитивное отношение к миру, снижать страхи и тревожность, развивать уверенность в себе, самооценку.

Наша задача состояла в том, чтобы помочь ребенку преодолеть страх перед рисованием, предупредить их появление и обеспечить развитие графических навыков.

В результате проведенной работы получены следующие результаты: у детей расширились знания о нетрадиционных способах рисования, у них наблюдается развитие творческих способностей. Дети овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. Дети научились самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Произошло повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники. Мы наблюдаем активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Мы, взрослые, должны помочь ребенку развить творческие способности, которые пригодятся ему в жизни. Рисование с использованием творческих заданий можно сочетать с обыгрыванием рисунков, придумыванием сказок. Нетрадиционное рисование позволяет сохранять у детей высокую активность, работоспособность, интерес.

Таким образом, изобразительная деятельность и нетрадиционное рисование представляется весьма важной для психического, сенсорного и творческого развития детей младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)

Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов - СПб.: издательство Буковского - 1994. - 60с.

Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997 - 92с.

Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000

Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/ Г.Н. Давыдова, Москва 2007 г.

Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]/ Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004 г.

Ермолаева, М. Практическая психология детского творчества [Текст]/ М. Ермолаева.- М.-МОДЕК.-2005 с.303



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.