Опыт реализации метапредметных технологий на уроках географии и музыки
«Опыт реализации метапредметных технологий на уроках географии и музыки»
Обоснование актуальности темы:
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты во главу угла ставят развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Одним из них является применение метапредметного подхода. Для этого возможно использование разнообразных средств и форм обучения. География и музыка предметы, которые по-своему содержанию предоставляют широкие возможности использования метапредметных связей, формирования метапредметных УУД.
Поэтому нам кажется, актуальным их интеграция. На протяжении нескольких лет мы активно пытаемся проводить такую работу. Интегрированные уроки в нашей школе не редкость. В этом году мы, учитель музыки Мякотина Т. Ю. и учитель географии Родина М. В. поделились своим опытом на областном фестивале учебных проектов и исследовательских работ
Цель: представить опыт работы по интеграции музыки и географии
Мы определили следующиеЗадачи:
Познакомить с примерами интегрированных уроков, мероприятий, проектной деятельностью.
Показать результаты нашей работы
В нашей работе мы используем следующие формы:
Интегрированные уроки
Внеклассные мероприятия
Создание метапредметноймедиатеки
Проектная деятельность
Проиллюстрируем некоторые интегрированные уроки
1 Интегрированный урок:
- «Путешествие по Европе» 7класс
Цель данного урока: комплексное изучение регионов Европы. Каждая группа учащихся представляла проект по выбранному региону: северная, западная, южная, восточная Европа. На уроке затронуты специфические черты природы, населения, хозяйства и их отражение в музыкальном творчестве. Так же, дети подготовили костюмы, вокальные номера на языке этих стран, изготовили макеты музыкальных инструментов. Представили рекламу основных достопримечательностей регионов.
С использованием этой же методики был проведен урок «География стран Азии и творчество русских композиторов».
Еще один метапредметный урок был проведен с привлечением еще и учителей ИЗО и технологии по теме «Африканские мотивы». Разделившись по командам, учащиеся 7 классов соревновались в создании рекламных проектов негроидной и арабской частей Африки. Используя знания географии, были раскрыты особенности природы, населения, хозяйства.
Для представления музыкальной культуры континента учащиеся исполнили вокальные, ….. танцевальные номера. Изготовили макеты музыкальных инструментов, таких как Балафон, КОра, Ней, записали их звучание и рассказали о них. Непосредственно на мероприятии – под руководством учителя изобразительного искусства учащиеся изготовили инсталляциюна стене выставочного зала: «Арабская Африка» и «Негроидная Африка».
Под руководством учителя технологии,быливыполнены«Разработки коллекций современной одежды по африканским мотивам», «Коллекция одежды для арабских танцев», «Изготовление африканской маски». Таким образом, у ребят создалось целостное представление об особенностях регионов Африки.
Примером Внеклассных мероприятий явился:
(- Экологический квест 6класс)
В год экологии, был проведенЭкологический квест, целью которого явилось привлечение внимания к проблемам окружающей среды. Шестиклассники самостоятельно искали ответы на вопросы: как проблемы экологии отражены в науке и искусстве, каковы пути их решения. В процессе всего учащиеся узнали, что впервые экологические темы были раскрыты американскими хипперами в 50-60 годах.
Так же были представлены музыкальные композиции зарубежных и отечественных исполнителей, поднявшие тему защиты Земли и благодарности Природе.
Финалом квеста явилась песня «Красная книга» Слова Б. Дубровина Музыка Д. Тухманова.
Еще одна форма нашей работы – созданиемета предметноймедиатеки по следующим направлениям:
Музыкальные интерпретации природных явлений
Описания природных циклов: времена года, время суток
Образ Родины в музыкальных произведениях
Музыкальные портреты стран и народов
Проиллюстрируем фрагмент…
Без музыки невозможно создание полного представления о стране и ее народах. Краски природы, ритмы танцев, темперамент жителей — все это нашло отражение в музыкальных произведениях.
Например, венгерский танец, потрясающий мелодичностью и ярко выражающий веселый характер народа.
Особенности норвежской музыки, обусловлены суровой красотой природы страны, спокойным и уравновешенным темпераментом жителей Норвегии.
Знаменитый венский вальс И. Штрауса передает дух жизнерадостности, легкости, элегантности и красоты одной из жемчужин Европы города Вены.
В этом году мы впервые вышли и на совместную проектную деятельность с работой «Влияние музыкальных произведений на восприятие и усвоение географических образов». Наши ученики представили его на школьном фестивале, а впоследствии на областном, за что им было присвоено второе место
В результате нашей работы мы пришли к выводу:
Изучения географии через музыку и музыкальные образы - один из путей развития метапредметного мышления, формирования целостного восприятия представлений об окружающем мире. Музыкальные произведения способствуют эффективному восприятию и усвоению географических образов, а знания географических понятий помогает лучше понять музыку, поэтому данный метод надо шире применять для изучения обоих предметов.
О взаимосвязи музыки и географии еще сто лет назад писал знаменитый ученый географ В.П. Семенов Тян-Шанский: «Связь музыки с географическим пейзажем выражена двояко. С одной стороны, пейзаж влияет на характер музыкального творчества, а с другой - музыканты при помощи звуков живописуют географический пейзаж».
Собственный опыт мы распространяем в печатных, интернет- изданиях, проводим мастер-классы. Приняли участие в областном фестивале учебных проектов и исследовательских работ, где заняли второе место. В дальнейшем мы планируем продолжить начатую совместную деятельность.