Статья на тему «Реализация межпредметных связей на уроках географии, использование исторических фактов при изучении отдельных регионов и стран мира»
Реализация межпредметных связей на уроках географии, использование исторических фактов при изучении отдельных регионов и стран мира
Место межпредметных связей в условиях реализации ФГОС
Из анализа данных словарей можно выбрать несколько вариантов толкования термина «межпредметные связи». Наиболее точное определение дано Г.Ф. Федоровым: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, и интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую функции в их органическом единстве» [6].
Наиболее конкретным определением можно считать следующий пример: «Межпредметные связи в обучении определяются взаимодействием между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое» [4].
На актуальность использования межпредметных связей у учебном процессе указывали в прошлом Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, разбором и классификацией занимались ведущие деятели педагогики XX века. Сегодня комплексное обоснованное использование межпредметных связей, вполне, можно рассматривать и называть «Межпредметной педагогической технологией» с отбором содержания, форм, методов обучения, анализом результатов.
Основной целью образования в условиях реализации ФГОС является развитие и воспитание интеллектуальной, мобильной, нравственной, ценностноориентированной и творческой личности, способной к саморазвитию. Для достижения данной цели новыми стандартами определены метапредметные компетентности, сформированность которых подтверждает достижение основных результатов обучения.
Иногда возникают сложности, связанные с соотнесением понятий «метапредметность» и «межпредметные связи». Первое понятие также имеет несколько смыслов. Чаще всего, оно употребляется в значении «надпредметности». Это определенный объем знаний, который формируется и используется не в процессе формирования какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания, умения, способы деятельности помогают в решении образовательных задач, в различных жизненных ситуациях, являются универсальными. Метапредметный подход способствует формированию у обучающихся целостной картины мира, объединению личностного, общекультурного развития и саморазвития. Помогает создать для каждого обучающегося «ситуацию успеха», что неосознанно ведет к повышению мотивации. Определяет преемственность разных ступеней образования.
Зная толкование понятия «межпредметные связи» становится ясно, что их применение в обучении является одним из эффективных инструментов достижение результатов в условиях реализации ФГОС, не только метапредметных, но и предметных, и личностных.
Межпредметные связи географии
География, как наука, интегрируется со многими предметами школьного курса. По своему содержанию – это наука естественная, обществоведческая, в некоторой степени, гуманитарная. Что позволяет активно использовать межпредметные связи для формирования универсальных учебных действий, особенно, метапредметных.
Использование межпредметных связей помогает реализации нескольких задач:
- Способствует развитию научного стиля мышления.
- Дает возможность изучения материала по разным предметам, как единого целого.
- Помогает формировать целостное представление о явлениях природы, особенностях изучаемой территории во взаимозависимость между ними и событиями, которые к ним связаны.
- Побуждают мыслительную активность, активизируют познавательную деятельность.
- Выявление главных элементов содержания путем построения причинно-следственных связей.
- Повышает доступность усвоения (понимания) материала.
- Использование приемов синтеза и анализа информации, повышает эффективность запоминания.
- Способствует пониманию значения знаний, степени их практичности.
- Позволяет ориентировать изучаемый географический материал согласно специфике профильных классов.
- Расширяет кругозор.
- Формирует нравственные качества, чувства патриотизма.
- Расширяет возможности использования наглядности, технических средств.
- Мотивирует учащихся на поисковую, учебно-исследовательскую деятельность.
- Повышает эмоциональный настрой класса в соответствии с требованиями здоровьесбережения.
Приёмы и формы применения межпредметных связей на уроках географии, тип урока, где они будут использованы, выбирает учитель. Результативность зависит от желания осваивать технологию, от компетентности учителя. Учитель должен обладать обширными знаниями из разных предметных дисциплин, методологически их использовать.
Использование исторических знаний в преподавании географии
Опыт работы автора, вовлечение в обучении географии содержательных блоков из других предметов, показывает, что обучающиеся наиболее активно реагируют на использование во время уроков географии исторических фактов. Даже у слабых учеников проявляется интерес при переходе в изучении географического материала на исторический. Еще в XIX веке французским географом и историком Жак Элизе Реклю было сказано: «История есть география во времени, а география – история в пространстве».
Использование исторического материала на уроках географии возможно в рамках изучения всего школьного курса географии. Автор, обобщая опыт, предлагает варианты использования исторических знаний на уроках в 7-11 классах, в которых работает. Наиболее эффективные результаты были получены с использованием содержательных блоков, связанных с событиями Первой и Второй мировых войн, Великой Отечественной войны, Советско-Финской войны, войны во Вьетнаме, Афганской войны, военных конфликтов на территории стран Африки в XX веке.
Исторические факты можно использовать при изучении нового материала, при проверке и актуализации ранее изученного материала страноведческого характера (7-е и 11-е классы), региональной части курса «География России» в 8-9 классах. Обучающиеся с интересом вовлекаются в обсуждение предлагаемых проблемных ситуаций, активно предполагают, используя карты, варианты их решений. Не боятся ошибаться, так как отвлекаются от основного географического материала урока. Успешно, пусть и опосредованно, определяют главные особенности содержания учебного материала основного урока.
Приемы использования межпредметных связей географии и истории
1. Актуализации ранее усвоенных знаний и умений. Объяснение нового материала с опорой на ранее известный материал из курсов истории.
2. Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам.
3. Создание проблемных ситуаций на межпредметной основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний.
4. Проведение интегрированных уроков.
5. Проведение межпредметных конференций.
Выбирая методологические приемы следует учитывать индивидуальные, возрастные особенности аудитории, общий уровень знаний. При подготовке планировать предстоящий урок, его структуру, соответствие приемов и результатов использования привлекаемого материала изучаемой теме. Материал основного урока и время, затраченное на его изучение должны быть приоритетными.
Примеры использования исторических фактов на уроках географии
Вариантов использования исторических фактов достаточно много, их спектр зависит от компетентности учителя. Чтобы используемые приемы межпредметной технологии носили познавательный характер, обучающимся перед их использованием необходимо представить краткую историческую справку, устно, или с использованием фото- и видеоматериалов. Почти все исторические факты военной географии в 7-9 классах носят опережающий характер, они еще не изучались на уроках истории. На уроках в 10-11 классах, наоборот, можно привлекать изученный ранее исторический материал. Роль учителя носит направляющий характер, учитель корректирует и обобщает предложенные варианты решения проблемных ситуаций.
7 класс, тема «Страны Юго-Восточной Азии». При изучении особенностей природы учащимся предлагается историческая справка войны во Вьетнаме, ее предпосылки, основы военной тактики (использование системы ПВО), характер заболеваний военнослужащих (пневмония, лихорадки, кожные воспаления). Проблемный вопрос: «Какие природные особенности изучаемой территории способствовали или препятствовали ведению военных операций?». Используя карты атласа, привлекая ранее изученный географический материал, обучающиеся называют особенности климата, рельефа, природных зон.
7 класс, тема «Страны Центральной Азии» - аналогичные постановка ситуации вопрос по событиям Афганской войны.
7 класс, тема «Страны Северной Африки». Вопрос: «Почему способы использование систем противовоздушной обороны, успешно показавшей себя во Вьетнаме, не дали результата не территории Египта во время арабо-израйльского конфлика? (особенности природной зоны).
8-9 классы, темы «Русская равнина», «Центральная Россия», «Северо-Запад», «Европейский Север», «Поволжье», «Европейский Юг». События Великой Отечественной войны: Курская и Сталинградская битвы, оборона Заполярья, Севастополя, Блокада Ленинграда, битва за Кавказ. Советско-Финская война 1939-1940 г.
Вопросы для обсуждения, решения проблемных ситуаций:
1. Почему стратегически было оправданным использование танковой техники в качестве основной силы в Курской битве? (особенности рельефа, природной зоны).
2. «Какие природные особенности территории (Среднерусская возвышенность) способствовали или препятствовали ведению тактических военных операций Курской битвы?» (особенности природной зоны степей, холмистость рельефа, температурный режим в летние месяцы).
3. «Какие природные особенности территории способствовали или препятствовали ведению тактических военных операций Сталинградской битвы?» (особенности природной зоны степей, холмистость рельефа, температурный режим в осенне-зимние месяцы, гидрологический режим реки Волга и др.).
4. Предположить, какие стратегические и тактические приемы ведения военных операций можно использовать в условиях изучаемой территории, обосновать свой выбор. Например: использование танковой техники в событиях Курской битвы; снайперы Советско-Финской войны, бетонные доты Заполярья, авиация в Заполярье и на Кавказе, альпинисты и военные егеря на Кавказе и др.
5. Какие цели преследовало немецкое командование, планируя направления Армий «Центр», «Север» и «Юг»? Для решения вопросов необходима актуализация знаний особенностей экономико-географического, геополитического положений, природно-ресурсной базы изучаемых территорий (согласно темы урока).
10-11 классы. В зависимости от профиля класса, учитель может выбирать используемый исторический материал по степени его актуальности профильному направлению, уровню сложности. Планировать разные способы действий обучающихся с опорой на ранее изученный материал другого предмета.
В теме «Многообразие стран современного мира», в региональной части курса «Экономической и социальной географии мира» можно использовать для обсуждения знания учащихся итогов Первой и Второй мировых войн в формировании политической карты мира, геополитических предпосылок военных конфликтов, геополитических причины участия советской и российской армий в региональных военных конфликтах. Привлечение знаний этих тематических блоков наиболее значимо в работе с классами социально-гуманитарного и социально-экономического профилей.
Заключение
Значение межпредметных связей в обучении известно не первое столетие, но в последние годы, в связи с переходом на новое содержание образования, актуальность их использования особенно возросла. Применение межпредметных связей обеспечивает системно-деятельностный подход, способствует эффективности учебно-воспитательного процесса.
Возможность и результативность применения технологии напрямую зависит от компетентности учителя. Основной частной задачей использования межпредметных связей в обучении можно считать активизацию умственной деятельность обучающихся, что способствуют быстрому установлению внутренних связей вновь приобретаемых знаний со знаниями других предметов, уже имевшимися, переход от известного к неизвестному. В широком смысле, без межпредметности в обучении невозможно достижение главной цели – модель выпускника современной школы. Выпускник современной школы – это гармонично развитая интеллектуальная, ценностноориентированная, творческая личность, владеющая разными способами действий в решении любых проблемных ситуаций, стремящаяся к саморазвитию, способная к целостному восприятию окружающей действительности.
Универсальность технологии межпредметного урока заключается в том, что используется эпизодический материал других предметов, не нарушающий структуру урока, сохраняются самодостаточность каждого предмета и урока в соответствии с программой, целями и задачами.
Литература:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140
2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения.-Вологда, 1988.
3. Гурьев А.И. Межпредметные связи – теория и пактика // Наука и образование – Горно-Алтайск, 1998 - № 2. – 204 с.
4. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПР. С.М. Вишнякова. 1999.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897)
6. Фёдорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Л., 1983.