Статья «Опытно-экспериментальная работа по формированию ученического коллектива во внеклассной воспитательной работе по литературе в 5 классе»

0
0
Материал опубликован 3 December 2022

 

Введение

 

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Исключительное место в этом процессе принадлежит школьному коллективу.

В настоящее время проблема формирования коллектива является актуальной. Именно коллектив выступает основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.

С начала 20-х до 60-х гг. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллективу в силу изменившихся социально - политических условий проявился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе более высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее отрасль – криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирующей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, то есть как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

Проблема коллектива интересовала многих выдающихся педагогов. О роли и значении коллектива писала Н.К.Крупская. Она раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива; рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ – коммун и опытных станций. Одной из таких школ руководил С.Т.Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающего широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллектива внес А.С.Макаренко, который первым всесторонне обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, разработал принципы воспитания в коллективе.

Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте С.А.Сухомлинского. Он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса как единства обучения и идейной жизни воспитанников.

В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова).

Создание и сплочение детских коллективов – важнейшая задача учителей, и прежде всего классных руководителей. Если такой коллектив создан, гораздо легче можно решить любые воспитательные задачи. Ученический коллектив нуждается в педагогическом руководстве, которое осуществляется путем предъявления единых требований, оказания помощи в определении главного направления работы коллектива, в налаживании совместной деятельности.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается у воспитанников через общение со сверстниками, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами. Во всех классах, учитель и классный руководитель нередко выступает в качестве инициатора различных внеклассных воспитательных работ, способствующих сплочению коллектива.

Формирование коллектива осуществляется многими факторами, среди которых и С.Т.Шацкий, и А.С.Макаренко, и В.А.Сухомлинский большое место отводили труду, И.П.Иванов – коллективной творческой деятельности. Однако в жизни школьников значительное место занимает внеклассная воспитательная работа, а данная проблема освещена в педагогической науке недостаточно, все это обусловило выбор темы дипломной работы «Внеклассная воспитательная работа по литературе как средство формирования коллектива подростков».

Объект исследования: процесс становления ученического коллектива.

Предмет исследования: средства внеклассной воспитательной работы в формировании ученического коллектива (на примере учебного предмета литературы).

Цель исследования: определить наиболее оптимальные формы внеклассной воспитательной работы по литературе, способствующие формированию ученического коллектива.

Задачи:

провести теоретический анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формировании ученического коллектива;

определить уровень сформированности ученического коллектива;

выявить основные показатели сформированности коллектива;

разработать систему внеклассных мероприятий по формированию ученического коллектива;

провести систематическую целенаправленную воспитательную работу по формированию коллектива.

Гипотеза: проблема формирования ученического коллектива – одна из наиболее актуальных проблем воспитания. Различные ее аспекты изучались педагогами, психологами, социологами. Однако в современных условиях требуются новые подходы к ее решению. Формирование ученического коллектива будет осуществляться успешнее и эффективнее, если:

- определен уровень сформированности ученического коллектива;

- выявлены основные показатели сформированности коллектива;

- разработана система внеклассных мероприятий по формированию

ученического коллектива;

- организована целенаправленная, систематическая разнообразная деятельность;

- использованы внеклассные воспитательные формы работы.

Перед коллективом необходимо поставить увлекательную цель, вызвать стремление к коллективной деятельности, обеспечивать необходимые для этого условия.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что обоснована проблема формирования ученического коллектива средствами внеклассных воспитательных работ по литературе, выявлены оптимальные способы его формирования, разработана и апробирована программа формирования коллектива средствами внеклассных воспитательных работ по литературе.

Методы исследования. Для проведения опытно – экспериментальной работы использован комплекс методов, адекватных его предмету: организационный метод (сравнительный способ), эмпирический метод (беседа, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, метод обработки полученных результатов (количественный и качественный способы), метод интерпретации.

База исследования. Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №8 г. Самары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема № 1

 

 

Пути создания воспитательного коллектива школьников.

t1670054724aa.gift1670054724ab.gift1670054724ac.gift1670054724ad.gift1670054724ae.gif

 

 

t1670054724af.gift1670054724ag.gift1670054724ah.gift1670054724ai.gift1670054724aj.gif

 

 

Традиции

Игра

 

 

 

Учебная

деятельность.

 

 

 

 

 

Система перспективных линий:

- близкие

- средние

- далекие

 

 

 

Совместная трудовая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Разнообразные

формы внеклассной работы:

- занятие клубного плана;

- классный час;

- КТД;

- и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Процесс развития коллектива является одним из важнейших объектов исследований в области педагогики. Основополагающей является характеристика коллектива данная А.С.Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; сформулировал принципы его развития: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия; выяснил основные этапы развития коллектива.

Существует несколько подходов к развитию детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А.С Макаренко рассматривают эти стадии своеобразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяется три этапа. На первом этапе А.С. Макаренко считал возможным предъявление к воспитанникам педагогических требований, решительных по форме, ясных по содержанию, с чувственной долей внушаемости.

На этапе, когда требования педагогов поддерживается частью воспитанников (вторая стадия развития коллектива), актив предъявляет требования к товарищам и к самим себе.

На третьей стадии развития требования предъявляет коллектив. Это возможно при сплочении воспитанников в единой деятельности.

Общим итогом предъявляемых требований является создание такой нравственной атмосферы, когда каждый воспитанник предъявляет общественные требования к себе и соответственно им выбирает способы поведения.

Путь от категорического требования организатора до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива А.С.Макаренко считал основным путем развития детского коллектива.

На основании изменения доминирующих целей в работе с коллективом педагоги выделяют следующие три стадии его развития:

На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу (класс, кружок и т.п. объединения) в социально-психологическую общность, где отношения учащихся опосредуются содержанием их совместной деятельности, её целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадения взглядов, оценок, переживаний учащихся. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлечённости учащихся совместной деятельностью, их реакции на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.

На второй стадии развития коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определённых качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив способен требовать от своих членов соблюдения определённых норм поведения. Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознании «Мы коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. Детский коллектив осознаёт не только свою целостность, но принадлежность к более широкому коллективу школы и обществу в целом. У детей начинает формироваться представление о коллективе как ячейке общества. В этих условиях отрицательные влияния микросреды, будучи воспринятыми через призму коллективного сознания, вызывают критическое отношение учащихся. Вместе с тем всё хорошее, что приходит из внешней среды в коллектив, усваивается всеми учащимися и ведет к взаимному обогащению личности каждого.

На этом этапе основная цель педагогов - максимально использовать возможности детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив создаётся. Педагог помогает детскому коллективу совершенствовать его структуру, при которой все входящие в него группы становятся носителями коллективных ценностей.

На третьей стадии своего развития коллектив помогает педагогам в корректировке социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. Возникает атмосфера взаимной доброжелательности, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию [40].

Вычленение в едином процессе развития и управления коллективом трёх стадий условно, ибо, создавая детский коллектив, организуя его жизнедеятельность, педагог одновременно регулирует и возникающие в его сфере отношения. На каждой из трёх стадий развития ученического коллектива характер управления им воспитателями будет различным.

 

Опытно – экспериментальная работа по формированию ученического коллектива во внеклассной воспитательной работе по литературе.

Средства формирования коллектива во внеклассной воспитательной работе по литературе.

Экспериментальная работа проводилась в 5 – м классе МБОУ Школа № 8 г.о. Самары. Выборка учеников составляет 32 человека.

Характеристика выборки показала, что большинство ребят интересуются гуманитарными предметами, а точнее литературой.

Для констатирующего эксперимента мы использовали методику «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» (разработанную М. Г. Казаниной, модифицирована Е.Н.Сипановым), методику «Определение привлекательности группы для воспитанника» Сишора, методику «Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей» Б.А.Федоришина, методику «Что важнее?», метод «Социометрия».

Методика «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» включает серию упражнений и заданий.

Цель методики: определить стадии развития коллектива класса.

Ход проведения. При проведении одного из классных часов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, об сложившихся в классе отношениях. Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся посредством групповой самооценки должны определить на каком этапе своего развития находится коллектив класса.

Все начинается с интереса (первый этап)

У класса есть общая цель. Например, подружиться всем ребятам - мальчикам и девочкам.

В классе одно (или несколько) общих дел. Например, все готовятся к коллективному дню рождения, на котором предстоит защищать свое время года – когда кто родился. «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» - так будут называться творческие группы, где придется придумывать и действовать вместе мальчикам и девочкам, ведь они родились в одно время года.

Жизнь класса не прерывается. Завершается одно дело, а уже другое ждет своих организаторов и участников.

Класс учится действовать самостоятельно. Планировать, что-либо делать. Все участвуют в делах (но не так, что одни организуют, а другие только слушают и смотрят). Все собираются вместе, и обдумывают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем.

Действует не только актив, но и каждый учащийся. Когда готовятся, создаются специальные группы - советы дел. Например, совет готовит устный журнал «Что? Где? Когда?», другой придумывает и организует «Бюро добрых услуг».

В классе интересно. Отношения друг к другу изменяются к лучшему. Появляются замечательные чувства: мы - коллектив.

Вы узнали себя? Можно считать, что первый этап развития коллектива пройден. Но не надо думать, что жизнь класса теперь настолько налажена, что дальше идти некуда. Достижение первого этапа - это стремительный рывок на пути ко второму.

Все дела творчески - иначе зачем? (второй этап)

У класса достаточно трудная цель - стать настоящим коллективом.

В коллективе - самоуправление. Большинство ребят умеют

самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в

коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало («для кого старался: для других или для себя?»), насколько осознанно поведение («ты не подумал, а ребята должны страдать!»), насколько развито умение совершать хорошие поступки («хотеть хорошего - это ещё мало»).

В составе классного самоуправления побывали почти все ребята.

В классе есть желание действовать, вглядываться в окружающую жизнь и улучшать её.

В творческих группах и объединениях разрабатываются очень сложные дела. Но творчески проходят и самые обычные дежурства по школе и работа на овощебазе.

Придумывать дела - самое интересное занятие. Классу очень нужны таланты, и поэтому увлечения, любимые занятия каждого помогают интересно, творчески жить всем. В классе есть даже свои специалисты по разным вопросам - «поэты», «психологи», «учёные», «техники». Ребята живут по принципу «Все дела творчески - иначе зачем?».

В классе сложилось коллективное мнение - общие оценки по самым разным вопросам. Например: «мальчики должны быть сильными», «получать по истории оценку ниже четвёрки неприлично!».

У класса есть даже свои законы (правила, принципы) - в них отражается то, что считается особенно ценным, их стараются выполнять.

Ребята очень ценят коллектив своего класса. Они говорят: «у нас принято выкладываться без остатка», «каждый чем-то увлечён», «каждый умеет придумывать что-то необыкновенное», «думать, спорить, убеждать, а потом создавать - главное в нашей жизни».

Конечно, в классе порой спорят по очень серьёзным вопросам - решают, что за делами не умеют заметить настроение каждого. Подчас ребята главное видят в том, что «мало» или «много» сделали, «хватило» или «не хватило» творчества. А кому из товарищей стало радостней от их дел - этот вопрос задают себе ещё не все.

«Примерили» ориентиры к своему классу? Соответствуете? Можно считать, что одержана новая победа. Пройден ещё один этап развития коллектива. Это, конечно, большая победа, но самый важный этап ещё впереди.

Жить для радости людей (третий этап)

Для большинства учащихся класса главная цель - улучшать окружающую жизнь, бороться с недостатками в ней, сохранять героическое прошлое Родины для истории. С этой целью сверяет свою жизнь и поступки каждый.

У класса есть одно или несколько дел, которые приносят по-настоящему большую пользу людям - младшим, взрослым, стране. Ребята не могут обходиться без такой работы. Жить для людей - значит для них «гореть, а не тлеть!».

В классе, по-настоящему дружном, учащиеся искренне, заботливо относятся к каждому, стремятся жить «ради улыбки товарища».

Учащиеся ценят знания, они умеют их добывать и давать оценку событиям, отношениям, людям.

В классном коллективе богатая духовная жизнь - определяются не только близкие, но и далекие цели, ценности и образцы. Этому помогают книги и спектакли, музыка и живопись, собственные размышления и общение со сверстниками и взрослыми.

Ребята умеют работать над собой - воспитывать в себе волю и принципиальность, трудолюбие и ответственность.

Класс и каждый ученик занимаются нравственным самовоспитанием. На этом этапе работы непочатый край. Встречаются большие трудности, испытания, но тем радостнее победы.

Ознакомив учащихся 10-го класса с этими тремя этапами развития
коллектива, им предложили самостоятельно определить этап развития

своего коллектива. Для этого они должны были проделать задания, предложенные в методике. Первое задание организовать в течение 15 минут коллективные дни рождения: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Творческие группы состояли из учащихся, рожденных в определённое время года. Каждая группа действует самостоятельно. Они вместе обдумывают свои идеи. Всем интересно. Отношения друг к другу меняются, появляются замечательные чувства: Мы - коллектив!

Следующее, что учащиеся должны были сделать – это самостоятельно организовать творческие дела в классе. Между ними были длительная дискуссия, и они пришли к выводу, что пока не могут выполнить такую задачу. Вместе с учащимися мы сделали вывод, что пока коллектив 10 – го класса находится на первом этапе развития.

Методика «Определение привлекательности группы для воспитанника» (Сишора).

Цель - исследовать групповую сплоченность детей.

В ходе проведения данной методики ребятам предлагалось после прочтения анкеты ответить на ряд вопросов, касающихся взаимоотношений в группе. Ребятам было предложено 5 вопросов с вариантами ответов на каждый. Необходимо было выбрать тот ответ, который наиболее верно отражает их мнение. После проведения первичной диагностики были получены следующие результаты: на вопрос «Как вы оцениваете свою принадлежность группе?» 9 человек ответили, что считают себя активными, полноправными членами коллектива, 7 человека ответили, что участвуют в большинстве дел коллектива, но часть ребят делают это активнее их, 7 человека ответили, что участвуют в половине дел группы, 1 человек ответил, что не чувствует привязанности к группе и в его делах участвует редко; на вопрос «Хотели бы вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?» 1 человек ответил, что, скорее всего, перешел бы, чем остался бы, 9 человек ответили, что не видят никакой разницы, 10 человека ответили, что скорее всего остались бы в своем классе, 4 человек ответили, что очень хотели бы остаться в своем классе; на вопрос «Какие взаимоотношения воспитанников в вашей группе?» 12 человек ответили, что лучше, чем в других группах, 8 человек ответили, что такие же, как в других группах, 4 человек ответили, что хуже, чем в других группах; на вопрос «Какие взаимоотношения воспитанников вашей группы с педагогом?» 15 человек ответили, что лучше, чем в других группах, 9 человека ответили, что такие же, как в других группах; на вопрос «Какое отношение воспитанников к общему делу?» 9 человек ответили, что лучше, чем в других группах, 12 человек ответили, что такое же, как в других группах, 3 человека ответили, что хуже, чем в других группах.

После проведения анкеты была подсчитана сумма баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5 баллов - самая неблагоприятная - до 19 баллов - самая высокая оценка привлекательности группы. Вычислив, средние значения оценок, можно получить среднегрупповые показатели привлекательности группы. 10 человек набрали количество баллов ниже среднего (с 8 до 13 баллов), а 14 человек набрали высокие баллы (с 14 до 19 баллов).

 

В классе существует микрогруппа девочек и микрогруппа мальчиков.

Затем мы попытались выявить слабые и сильные стороны ученической общности и определить основные направления развития коллектива 5 – го класса.

Сильная сторона классного коллектива заключается в том, что учащиеся пытаются создать дружный коллектив, но самостоятельно не могут этого достигнуть.

Слабые стороны: класс неоднороден по составу, в классе 4 лидера, следовательно, класс поделен (условно) на 4 группы.

Таким образом, перед нами встала задача организовать деятельность, в процессе которой будет формироваться классный коллектив. Коллектив создаётся не путём разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следует два существенных вывода:

а) в качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая и культурно-массовая деятельность учащихся;

б) в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применить специальную методику, направленную на создание сплоченного коллектива.

На основании полученных данных был составлен план работы, в

основу которого легло следующее положение: в качестве важнейших средств формирования коллектива выступает внеклассная воспитательная работа по литературе.

 

 

Список литературы.

 

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М., 1979.

 

Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - Екатеринбург, 1993. - Ч. 2.

 

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития (инновационный курс). Книга 1 – Казань, 1996.

 

Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. - М., 1986.

 

Богданова О.С., Калинина О.Д, Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1987.

 

Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе. / Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.,1982.

 

Войтоловский Л.Н. Очерки коллективной психологии. – М- Пб., 1922.

 

Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

 

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком как? - М., 1995.

 

Гордин Л.Ю. Организация классного коллектива. – М., 1984.

 

Засобина Г.А., Кабыльницкая С.Л. , Савик Н.В. Практикум по педагогике. - М., 1986.

 

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1987.

 

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.

 

Караковский В.А. Любимые мои ученики. - М., 1987.

 

Касторский Ю.Л. Организация и воспитание ученического коллектива. – М., 1959.

 

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. – М., 1974.

 

Красовицкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. – М., 1974.

 

Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М., 1994.

 

Крупская Н.К. Воспитание. – Пед.соч. в 6-ти тт. – М., 1979.

 

Крупская Н.К. К вопросу об изучении истории педагогики// Крупская Н.К. Изб. произведения. – М., 1957, с. 543-546.

 

Лай В.Д. Школа детства. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. – Пб., 1911.

 

Леонтьев А.Н.. Круглый стол «Формирование образования и воспитания в России», 1997, №5.

 

Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М., 2001.

 

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.

 

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. – Соч., т. 5. 1956.

 

Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – Соч. в 7-ми тт. – 4. М., 1960.

 

Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – Соч. в 7-ми тт., – М., 1960.

 

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. В 7-ми тт., – М., 1960.

 

Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, 1999.

 

Матьян О.Н. Учебно–воспитательные цели современной английской педагогики.// Сов. Педагогика, 1989 № 5, с. 4-27.

 

Методика воспитательной работы / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1989.

 

Морозова О.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы. - М., 2000.

 

Наторн П. Социальная педагогика. – СПб., 1911.

 

Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. – М., 1998.

 

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978.

 

Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе.- М., 1988.

 

Новое в воспитательной работе школы / Сост. Н.Е. Шуркова, В.Н. Шнырева. - М., 1991.

 

Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1995.

 

Педагогика. Педагогическая теория, системы, технологии./ Под ред. Смирнова С.А.. – М., 2001.

 

Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; Под ред. Ю.К.Бабанского.-2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988.

 

Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. Под. ред. Пидкасистого. – М., 1996.

 

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

 

Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., РПА, 1967.

 

Психологические механизмы регуляции социального поведения. – М., 1979.

 

Резанов А.С. Армия и толпа. – Варшава., 1910.

 

Российская педагогическая энциклопедия/ Под. ред. Днепрова Э.Д. и т.д. В 2-х т. – М., 1999.

 

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.

 

Савин Н.В. Педагогика. Учеб. Пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. – М., «Просвещение», 1978.

 

Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000. – 312 с.

 

Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997.

 

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 1999.

 

Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива, - М., 1987.

 

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников.- М., 1980.

 

Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. – Т.5. - М., 1950.

 

Фромм Э. Революция надежды. В. Кн.: Психоанализ и этика. – М., 1993.

 

Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций для университетов и пединститутов. – Минск: Изд-во БГУ, 1979.

 

Харламов И.Ф. Педагогика. Учебное пособие. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.. 2000.

 

Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. – Минск., 1972.

 

Цукерман Г.А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. - М., 1992.

 

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. – М., 1964.

 

Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней. // Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 2-х т.т.1. – М., 1964, с. 286-305.

 

Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 1990.

 

Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

 

Шмаков С.А. Культура – досуг - ребенок. – М., 1994.

 

Шнирман А.Л. Коллектив и развитие личности школьника. – «Ученые записки ЛГПИ»: 1962.

 

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учеб­ном процессе. - М., 1986.

 

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Методика «Определение привлекательности группы для воспитанника» Сишора.

1. Как вы оцениваете свою принадлежность группе?

Считаю себя активным.

Участвую в большинстве дел группы, но часть ребят делают это активнее меня.

Участвую примерно в половине дел группы.

Не чувствую привязанности к группе и в его делах участвую редко.

Делами группы не интересуюсь и участвовать в них не желаю.

2. Хотели бы вы перейти в другой класс, если бы
предоставилась такая возможность?

Очень хотел бы.

Скорее всего перешел бы, чем остался.

Не вижу никакой разницы.

Скорее всего остался бы в своем клубе.

3. Взаимоотношения воспитанников в вашей группе.

Лучше, чем в других группах.

Такие же, как в других группах.

Хуже, чем в других группах.

4. Взаимоотношения воспитанников вашей группы с педагогом.

Лучше, чем в других группах.

Такие же, как в других группах.

Хуже, чем в других группах.

5. Отношение воспитанников к общему делу.

Лучше, чем в других группах.

Такое же, как в других группах.

Хуже, чем в других группах.

 

Приложение 2.

«Тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей» Б.А.Федоришина.

Много ли у вас друзей, с которыми постоянно общаетесь?

Часто ли удается убедить большинство своих товарищей в правоте вашего мнения?

Долго ли вас беспокоит обида, причиненная кем-то из товарищей?

Всегда ли вам тяжело ориентироваться в создавшейся трудной ситуации?

Стремитесь ли вы к установлению новых знакомств?

Нравится ли вам заниматься общественной работой?

Верно ли, что вам приятнее проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?

Если возникли препятствия в осуществлении каких-либо намерений, то легко ли вы отступаете от них?

Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10.Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами

разные игры и развлечения?

11.Трудно ли вы вовлекаетесь в новые компании?

12.Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые можно

сделать сегодня?

13.Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми людьми? 14.Стремитесь ли вы добиваться того, чтобы товарищи действовали, в

соответствии, с вашим мнением?

15.Трудно ли осваиваетесь в новом коллективе?

16.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за

невыполнения своих обещаний и обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с

новым человеком?

18.Часто ли в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 19.Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 20.Правда ли, что обычно вы плохо ориентируетесь в незнакомой для себя

Обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

22.Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое

дело?

23.Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения,

если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым

человеком?

24.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 25.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов,

затрагивающих интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых

людей?

28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты? 29.Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести

оживление в малознакомую компанию?

30.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим

количеством людей?

31 .Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?

32.Верно ли что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение,

если оно не было сразу принято товарищами? 33.Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?

34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для

своих товарищей?

35.Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно спокойно и уверенно, когда приходится выступать перед большой аудиторией?

Зб.Часто ли вы опаздываете на запланированные встречи?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания товарищей?

40. Прав да ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации