Разработка урока по русскому языку «Определение», 5 класс
Пояснительная записка к презентации
Тема урока: Определение
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: смешанный
Цели урока: Познакомить учащихся с определением, как второстепенным членом предложения и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент |
Приветствие учащихся. |
Приветствие друг друга. Принцип психологического комфорта |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности |
1. Работа со словами, «конструирование» предложения (Слайд) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? «Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые. Давайте вспомним все, что мы проходили на предыдущих уроках, итак: Что же вы знаете о дополнении? Фронтальный опрос по вопросам таблицы: (Слайд)
|
Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех
Показывают знания по предыдущей теме |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний |
Работа по теме урока (изучение нового материала, развитие речи) На доске (слайд)
- Прочитайте сочинения ученика. - Понравилось ли оно вам? - А чего не хватает? - Как вы думаете, как же можно сделать это сочинение более красивым? Именно этому мы и будем сегодня учиться. На доске стихотворение Сергея Есенина «Белая береза» (Слайд). Белая береза Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)
Признак предмета или явления
(Слайд )
- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.
(Слайд) |
Выполнение задания, учащие читают текст и отвечают на поставленные вопросы
Ученики слушают стихотворение
Заполнение таблицы |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка |
Потрудились — отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем. (Потянуться.) Руки в стороны, вперед, (Повернуться вправо-влево.) (Наклоны влево-вправо, присесть.) (Прыжки на месте.) Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
Учащиеся повторяют все за учителем |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5.Целеполагание и мотивирование
|
- Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения, которые называют признаки изображенных предметов. (Слайд) |
На экране появляются изображения учащиеся устно подбирают к ним определения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6. выполнение упражнение на закрепление |
Работа с учебником (упр.181 1 часть – 1 вариант, 2 часть – 2 вариант); взаимопроверка |
Выполнение задания в рабочей тетради по вариантам |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации
|
Ребята, а есть среди вас те, кто любят зиму? Давайте послушаем, как описывает ее А.С. Пушкин: (текст изображен на слайде презентации) В тот год осенняя погода
|
Написать мини сочинение (4-5) предложений с использованием второстепенных членов предложения на тему «Вид из окна» Зачитать 1-2 работы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
8. Подведение итогов |
Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? На какой вопрос отвечает? Какой частью речи выражено? |
Учащие отвечают на вопросы, задают вопросы, которые хотели бы обсудить на последующих уроках |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия |
Оценить уровень понимания темы и свои впечатления от урока с помощью смайликов |
Оценивание (смайлики выдаются каждому ребенку: веселый, нейтральный, грустный) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
10. Домашнее задание |
Упр. 186, 187 |
Записывают домашнее задание в дневник |
Список использованной литературы:
Есенин С.А. Стихотворения, Русское слово, 2012
Ладыженская Т.А. УМК для 5 класса образовательных учреждений, Просвещение, 2014
Пушкин А.С. Избранные стихотворения и сочинения, Классик стиль, 2002