Урок русского языка в 5 классе «Определение типа склонения имён существительных»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа – интернат»
Юргинского городского округа
Определение типа склонения имён существительных.
Подготовила: Попова И.В.
Юрга
Цели:
1. Закрепить и проверить умения и навыки учащихся в определении типа склонений имён существительных по окончанию и роду в единственном числе, а также в определении склонений существительных, стоящих во множественном числе и косвенных падежах.
2. Развивать мышление, память, кругозор учащихся. Способствовать формированию у детей грамматически правильно оформленной устной и письменной речи.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок.
Дети, отгадайте загадку:
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет?
А настанет холод злой,
Скинет шубу с плеч долой?
(если не смогли ответить, то предлагается ещё одна загадка об этом же)
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
(ЛЕС)
Сегодня мы, ребята, вместе с вами совершим путешествие по летнему лесу.
Здравствуй, лес.
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Звучит запись лесных голосов.
2.Объявление темы. Повторение.
Путешествуя по лесу, мы будем продолжать работу над темой «Определение типа склонений имен существительных»
Ребята, лесовичок преградил нам дорогу в лес.
Лесовичок задаст вопросы, а ребята быстро на них ответят.
Вопросы:
- Дайте определение имени существительному?
-Какими бывают имена существительные?
-Какой постоянный признак есть у имени существительного?
- Как изменяются имена существительные?
-Что такое склонение?
-Сколько у существительного типов склонения?
Лесовичок, дети ответили на твои вопросы, пропусти нас в лес.
3. Словарная работа.
Входим в лес. А какая красивая природа раскинулась вокруг нас! Какое словарное слово вы услышали?
Природа (комментированное письмо).
Москва, Томск –города, а Новосибирская, Кемеровская?- (Область).
Самостоятельная запись, назовите безударную гласную.
Сколько лет со дня образования отмечала наша область в январе? 77 лет
На какой поверхности находится Кемеровская область? (на Западно – Сибирской равнине).
Какое слово является словарным? (равнина).Запишите слово и сверьте со словарем.
Как определить склонение словарных слов?
По роду По окончанию По роду и окончанию |
Дополни схемы:
|
Открывать окошечки по мере ответов учащихся.
Молодцы ребята.
А сейчас определите склонение словарных слов.
4.Знакомство с новым материалом.
Добрый лес, он шутит, поет
И в прохладную тень зовет.
Ребята, определите по форме листьев, которые растут в лесу и их склонение.
Б……. е.. т…
К… р…. Д…
А какое из деревьев не растет в Кемеровской области?
5.
А вы знаете, что для вас
Лес загадки свои припас?
Ребята, разделите лист тетради на три части и запишите отгадки в нижний столбик.
1скл. 2 скл. 3 скл.
На лепестках ромашки написаны загадки. Дети читают загадки.
Словно вихрь бежит спасаясь
От врагов, пугливый ….(заяц).
Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …(ёж).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач).
Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь : «Кошка, брысь»,
Потому что это …(рысь).
Мала, а никому не мила.(мышь).
Всю ночь летает, мышей добывает.
А станет светло, спать тянет в дупло. (сова).
А ещё, ребята, лес приготовил вам два ребуса.
Белка лиса
Прочитайте, пожалуйста, каких обитателей леса вы отнесли к 1 скл., 2 скл., 3 скл.
6.
Ребята, а кто ещё живет в лесу кроме птиц и животных?
насекомые.
Большая картина с насекомыми и надписи около насекомых во мн.ч.
Послушайте шуточное стихотворение о насекомых.
Как –то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтения и наук.
Вот стрекозы, мушки, мошки,
Жучки, бабочки, шмели,
Муравьи, сверчки и пчёлы
На урок к Жуку пришли.
Посмотрите на картину и скажите, в каком числе употреблены существительные? (во мн.ч.).
Можем ли мы определить склонение существительных во мн.ч.?(нет.)
У каждого на парте лежит полоска бумаги, на которой обозначены склонения и номера слов. Вы будете определять склонение и ставить точку напротив номера существительного и склонения (самостоятельно).
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1 скл. . . . . .
2 скл. . . . . .
3 скл.
Жук, стрекоза, мушка, мошка…
А сейчас соедините точки при помощи карандаша.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1 скл. . . . . .
2 скл. . . . . .
3 скл.
Что у вас получилось? (ломаная кривая линия).
Из чего состоит ломаная кривая линия? (из отрезков).
Какие геометрические фигуры получатся, если соединить точки 1 и 5, 5 и 6? (трапеция, треугольник).
Сверьте полученный вами график с моим. У кого получилось тоже самое, поднимите руки. Молодцы , ребята.!
Сделаем грамматический разбор слова на лужайке на индивидуальных карточках. Один ученик работает у доски.
Лужайке – лужайка, собст., ж.р., 1 скл., П.п.,ед.ч., втор.чл.предл.
Проверка.
Дополнительные вопросы.
Собственное или нарицательное?
Одушевленное или неодушевленное?
Кто разобрал слово без ошибок, поднимите руку, молодцы!
Кто допустил одну ошибку- будьте внимательны.
7.
Ребята, а какие изменения произойдут, если на лужайке и на всей земле исчезнут насекомые?
Будут исчезать растения, так как не будут опыляться насекомыми и делать семена.
Лес будет загрязняться, так как исчезнут насекомые-санитары.
Исчезнут некоторые виды птиц и рыб, которые питаются насекомыми и т.д.
Значит, всё в природе взаимосвязано и ко всему живому надо относиться бережно. Ведь, уже исчезло с лица Земли огромное количество птиц, насекомых, растений и др.
Что же может сделать человек, чтобы сохранить природу, редких птиц, насекомых, растения?
Человек создает заповедники.
Редкие виды животных, птиц, рыб, растений занесены в «Красную Книгу» и охраняются государством.
Школьники и взрослые, когда бывают в лесу, должны убирать за собой мусор, тщательно тушить костер, чтобы не загорелся лес.
Дети не должны ломать деревья, кустарники, а весной должны садить новые, вместе со взрослыми.
8. Физминутка.
Встали все, поглядели вверх. Вверху шумят листочками деревья (верхний ярус). Потрясли ладошками. А теперь присядем и станем средним ярусом –кустарниками. Встали, опустили голову вниз и посмотрели себе под ноги. Мы идём по нижнему ярусу –траве, где прячутся грибы и ягоды. А вот на лужайке скачет зайка. Поскачем и мы вместе с ним -1,2. Прыг –влево, скок –вправо. Зайка прыгнул в кусты, а мы присядем за парты.
9.
Как хорошо,когда листвой
Шумят дубы и клёны.
Качает тополь головой
Кудрявой и зеленой.
Дети, лесовичок ещё одно задание предлагает.
Из дефформированного текста составить предложение.
Утренний. Разогнал. Туман . Ветерок |
Ветерок ( сущ. 2 скл И.п.) разогнал (гл.) утренний (прил.) туман. (сущ.3 скл. В.П.).
У доски запись и разбор по членам предложения с определением частей речи и характеристикой предложения: простое, повествовательное, распространенное.
Второе предложение Лесовичок предлагает составить по картинке.
(Лес осветили солнечные лучи. Солнце заглянуло в лесную чащу.)
Самостоятельная запись предложения.
Третье предложение Лесовичок предлагает составить по схеме.
Проснулись певчие птицы в лесу.
Прыгают проворные белки по веткам.
Заблестели прозрачные капли на траве.
Комментированное письмо второго предложения у доски.
Заблестели прозрачные капли (1 скл.) на траве (1 скл.).
10. Разбор по составу.
ЗАБЛЕСТЕЛИ
Физминутка.
Ребята, представьте, что к нам в класс залетел солнечный лучик. Подставьте ему левую, а теперь правую щечку. Подмигните ему левым, а теперь правым глазом. Посмотрите, лучик спрятался в правом углу, а теперь он сел к нам на ладоши. Погреем руки лучиком и отпустим его.
11.Самостоятельная работа с учебником.
Стр.158 упр.252
Задание: Дописать окончания у существительных и определить склонение.
-Как определить склонение у существительных косвенных падежей?
(Леса (2 скл.) защищают поля (2 скл.) от засухи (1 скл.). Они дают древесину (1 скл.) для хозяйства(2 скл.) страны(1 скл.). Леса (2 скл.) защищают воздух (2 скл.) от пыли (3 скл.).
12. Проверка склонения существительных пройдет в форме игры.
1скл. – одну руку поднимаете.
2 скл. – две руки поднимаете.
3 скл. – руки на парте.
- Дети, а каких деревьев посажено больше всего вокруг нашей школ? (тополей).
- А знаете почему? Оказывается, тополь – лучшее дерево пылесос.
13. Работа с пословицами.
Какие пословицы о лесе вы знаете?
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто леса не бережет.
Ребята, я тоже одну пословицу знала, да так разволновалась, что окончание пословицы забыла. Помогите мне, пожалуйста, доскажите пословицу.
Запишите пословицу в тетрадь.
Стихотворение о лесе прочитает Антон, а класс поможет Антону, повторив 3 раза фразу, когда я дам знак.
Берегите русский лес.
Он источник всех чудес,
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели.
Берегите лес!
Берегите лес!
Берегите лес!
14. Подведение итогов.
Чем мы занимались на уроке?
Игра «Найди лишнее».
кедровка |
дрозд |
поползень |
Цапля |
голубь |
голубь |
сокол |
воробей |
снегирь |
чайка |
глухарь |
свиристель |
галка |
синица |
лебедь |
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий, до свидания!
15. Выставление оценок.
За то, что слушали меня внимательно
И помогали мне старательно.
Всем вам спасибо за внимание,
Урок окончен, до свидания!