12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Аниса Сафина358
Россия, Челябинская обл., Магнитогорск

Сафина А.М.

Разработка урока для 5 класса по теме: «Сказуемое».

Класс 5

Предмет русский язык

Тема: «Сказуемое»

Тип урока: Урок общеметодической направленности

Цели: 1) повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о сказуемом как главном члене предложения;

2) в ходе анализа языкового материала выявить основные способы выражения сказуемого;

3) научиться правильно выделять сказуемое в предложении.

Коммуникативные: - управлять своим поведение (контроль, коррекция, оценка деятельности);

Регулятивные: - осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою стабильность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: - объяснять языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главного члена предложения – сказуемого.

Этапы урока

Ход урока

Формулирование УУД

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

Языковая разминка

- Начинаем наш урок. Очередное путешествие в страну Лингвистику. Все жители этой страны живут дружно, по – парам. Посмотрите на эти пары.

- Первой выступает пара Синтаксис и Пунктуация.

? - Каким понятием их можно объединить? (разделы лингвистики)

- За нами дружно следуют Словосочетание и Предложение.

- Объединим и их в одно понятие. Это – единицы языка.

- А третья пара неполная . Мы уже познакомились с подлежащим.

? – А кто же выступает с ним в паре? (сказуемое)

- Сегодня на уроке мы и поговорим о сказуемом.

? – А как по – другому можно назвать – и = ? (грамматическая основа предложения, главные члены предложения).

Коммуникативные УУД:

Владеть монологической речью.

Высказывать предположения на основе наблюдения.

Формулировать вопросы.

Формулирование целей урока.

- Открыли тетради. Запишем число и тему нашего урока.

? – Как вы думаете, что мы должны вспомнить на этом уроке? Чему мы должны научиться? Что узнать?

Регулятивные УУД:

Формулировать тему урока и её цели.

Актуализация прежних знаний по теме.

- Начнём с повторения уже известного вам материала о сказуемом.

Задание: вам нужно ответить на вопросы: ДА или НЕТ.

1)Сказуемое – это главный член предложения? (Да)

2)Сказуемое обозначает предмет речи, то, о чём говориться в предложении? (Нет)

3)Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? (Да)

4)Сказуемое выражается глаголом? (Да)

5)Сказуемое подчёркивается одной чертой? (Нет)

Теперь давайте сформулируем то, что вам известно о сказуемом?

- Отвечайте на мои вопросы:

СКАЗУЕМОЕ это:

Главный член предложения

Обозначает то, что сообщается о подлежащем

Отвечает на ? что делает предмет?

Выражается глаголом

Подчёркивается =

- На какой вопрос отвечают сказуемые, выраженные существительным? (Кто это? Что это?)

? – На какой вопрос отвечают сказуемые, выраженные прилагательными? (Какой предмет? Каков предмет?)

? – Итак, чем же может быть выражено сказуемое?
 

Способы выражения сказуемого

Имя

Существительное

Глагол

Имя прилагательное

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять речевой контроль.

Свободно излагать содержание темы.

Физминутка «Ёлочка»

   

Карточка (работа в тетради)

Задание: Запишем предложения.

Журчит и сверкает под ярким лучом ручей. (сверкать) – 1 спр.

? – Как вы определяете правописание окончаний у глаголов? (по спряжению; но если окончание – безударное, то по н.ф. глагола)

Слышится пение птиц.

? Почему у глагола в окончании – И? (это слово исключение)

!!! Ребята, всё это вы знали из начальной школы.

Коммуникативные УУД:

Строить связное монологическое высказывание.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Исследование языкового материала.

- Продолжим работу над темой урока.

Задание: запишите предложения, выделите грамматическую основу, определите, чем выражено сказуемое.

 

сущ сущ

Книга – наш друг и советчик.

==== ======

 

Что такое?

прил

Леса в этих краях хвойные.

======

Каковы?

Регулятивные УУД:

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тренировочные упражнения

Задание: перед вами текст. Ваша задача подчеркнуть грамматическую основу, определить и надписать, чем выражены _____ и ====

-Много по осени грибов уродилось.

========

Да какие молодцы!

-Под тёмными ёлками боровики стоят.

====

У них кафтаны белые, шляпы на

=====

головах, богатые.

======

Грибы – загляденье!

========

- Под высокими соснами маслята с

сыроежками растут. Они тоже

=====

хороши!

======

Обобщаем:

Сказуемое

Главный член предложения.

Обозначает то, что сообщается о подлежащем.

Выражается глаголом, существительным, прилагательным.

Отвечает на ? Что делает предмет?

Каков он?

Что он такое?

Кто он такой?

 

Познавательные УУД:

Владеть приёмом отбора информации.

Выделять главное.

Анализировать, сравнивать.

 

Задание: перед вами предложение. Найдите _____ и ====

Зелёная ёлочка стоит на опушке леса.

===

- А теперь перестроим предложение:

Только ёлочка на опушке леса стоит

====

зелёная.

======

? Что изменилось?

- Оказывается, сказуемое может быть выражено и несколькими словами.

- Термин «сказуемое» ввел М.В. Ломоносов.

 

Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Посмотрим на цели нашего урока?

Мы должны были:

1) повторить известный вам из курса начальной школы материал о сказуемом как главном члене предложения;

2) в ходе анализа языкового материала выявить основные способы выражения сказуемого;

3) научиться правильно выделять сказуемое в предложении.

Регулятивные УУД:

Соотносить цель и результаты своей деятельности.

Домашнее задание

Выучить правило.

Составить текст из 10 предложений «Зима».

Задание на «5».

Переделайте предложения так, чтобы прилагательное вошло в состав сказуемого.

Задумчивая мама у окна сидит.

(Мама у окна сидит задумчивая).

Холодная зима установилась в этом году.

(В этом году зима установилась холодная).

Довольная девочка пришла из школы.

(Девочка из школы пришла довольная).

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.