Разработка урока русского языка по теме «Определение», 5 класс
Разработка урока русского языка по теме "Определение". 5-й класс
Галимуллина Ильгамия Рашитовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Пижмаринская ООШ»
Тема урока |
Определение. |
Тип урока |
«Открытие» нового знания. |
Педагогическая цель урока |
Формирование понятия «определение». |
Результат |
Находить определения в тексте. |
Определять, какой частью речи они выражены. |
|
Употреблять определения в речи. |
|
Ресурсы |
1. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (Т. А. Ладыженская, |
Основные понятия темы |
Синтаксис, словосочетание, второстепенные члены предложения, определение. |
Межпредметные связи |
Литература. |
Используемые методы, технологии |
Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к уроку; технологии деятельностного метода обучения; применение продуктивных (частично-поискового, проблемного) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов. |
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная, групповая, парная. |
Формирование УУД: |
|
Метапредметные УУД: |
регулятивные: |
познавательные: приобретать новые знания из различных источников и разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; |
|
личностные: уважительное отношение к русскому языку; |
|
Коммуникативные УУД: |
развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) Цель: |
Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте. – Почему именно это высказывание мне захотелось показать вам? – А как вы думаете, в какой области русского языка мы сделаем открытия? – Почему? – А о каких именно? – Назовите их. – Желаю вам успешной работы. |
Настраиваются на работу.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Чтение высказывания учеником. – Сегодня на уроке мы приобретём знания, которые добудем сами (самостоятельно). – В разделе «Синтаксис». Обучающиеся рассматривают карту самооценки «Созвездие успеха». |
Знание только тогда знание, если оно приобретено усилиями своей мысли. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. (Коммуникативные УУД). |
||||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. |
Опрос 1)- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают? Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. 2) Синтаксический разбор предложения. |
Запись числа и темы урока. – Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”. Обучающиеся отвечают, тем самым повторяют изученные понятия из раздела «Синтаксис». Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки) 2) После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях. 2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение. |
1) - Грамматическая основа предложения – это … - Подлежащее – это … - Сказуемое – это… - Какие члены предложения называются второстепенными? - Что такое дополнение? - Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных? - Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных? 2) Осеннее солнце скупо осветило теплыми лучами лесную поляну. |
Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (Регулятивные, познавательные УУД) Совершенствовать навыки работы в группе (Коммуникативные УУД) |
||||
III. Выявление места и причины затруднения (4 мин.) Цель:организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
– Проверим, насколько правильно вы справились с заданием. -Почему не получилось? -Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. - А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать. После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. |
– Научимся опознавать в предложении определение, подчеркивать их; определять, какой частью речи они выражены, на какие вопросы они отвечают.. |
1) Проблемная ситуация. А теперь подчеркните в данном предложении определение. 2) Объявление темы урока 3) Постановка учебных задач.
|
Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (Регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (Личностные УУД) |
||||
IV. Построение проекта выхода из затруднения (7 мин.) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
– Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения определений в тексте.
(текст) |
Обучающиеся выбирают способ построения нового знания. На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы, выделяют ключевые понятия. |
1) Дорожки устилали золотые осенние листья . 2) Тётя относилась к Наташе с материнской любовью . 3) Мы ели свежий вишнёвый кисель . 4) Хирургические инструменты положили кипятить . 5) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна. Алгоритм нахождения обстоятельств в тексте: Найду в предложении слова, которые обозначают ____________. Поставлю от них вопросы: _______________. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. Если есть, значит – это ________________. Подчеркну определение ___________. Подпишу, какой частью речи выражено ____________________. |
Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (Регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД) |
||||
V. Реализация построенного проекта (3 мин) Цели: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. |
– Что у нас получилось? На основе результатов работы обучающихся учитель подводит к распознаванию определения и его характеритике. |
Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма, называяопределения, определяя, какой частью речи они выражены. – Работают в карте результативности. |
Алгоритм нахождения определений в тексте: 1.Найду в предложении слова, которые обозначают признак. 2.Поставлю от них вопросы: какой?чей? 3.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы. 4.Если есть, значит – это определение. 5.Подчеркну определение (волнистая черта) 6.Подпишу, какой частью речи выражено (прилагательное). |
Уметь решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма; |
||||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(6 мин.) Цели:проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала, проведение коррекции.
Физкультминутка(1 мин) |
– Посмотрим, насколько наш алгоритм действенен и практичен. – Проверим работу каждой группы. – Оцените свою работу и работу ребят группы.
– Я читаю предложения. – Оцените свою работу. |
Обучающиеся выполняют проверку. Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы и оценивают их. |
Задание: Прочитайте текст, озаглавьте его. Найдите в этих предложениях определения, действуя по алгоритму. Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги. Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок. Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. Хорош запах весеннего леса! Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать. (По И. Соколову-Микитову) Весенним днём, весенним днём На прогулку мы идём. Ради шутки, ради смеха Спросим мы лесное эхо: «Ты на дереве каком?» Отвечает эхо: «ОМ». «Ты под кустиком каким?» Отвечает эхо: «ИМ». «Расскажи ты это всем!» Отвечает эхо: «Ем!» |
Развивать умение Личностные: бережное отношение к природе. |
||||
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.) Цель: |
Организует самостоятельную работу по учебнику и индивидуальную работу в тетрадях. |
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий, обменявшись тетрадями, осуществляют проверку правильности выполнения работы по эталону. |
на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится. Разберите последнее предложение по членам. |
Развивать умение осознанно строить |
||||
VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.) Цели: |
Задание творческого характера. Проверку осуществляем по цепочке. – Оцените свою работу. |
Обучающиеся записывают предложения. |
Задание: составьте и запишите со словом пожарный три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем –определением). |
|||||
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.) Цели: |
– Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим наш урок? – Были ли у вас затруднения? Какие? – Удалось ли создать Созвездие успеха? – Как бы оценили свою работу? |
– Подвести итоги. Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия. |
Карта самооценки «Созвездие успеха». 2 балла – допущено свыше 5 ошибок. |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |
||||
X. Домашнее задание. (1 мин.) Цели: – обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Комментирует домашнее задание. |
Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). |
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1.Учебник русского языка для 5 класса под ред. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.- Москва, «Просвещение», 2015 г.
2.zanimatika.narod.ru
3.festival.1september.ru