12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Галимуллина Ильгамия Рашитовна48
Россия, Татарстан респ., с.Пижмар

Разработка урока русского языка по теме "Определение". 5-й класс

Галимуллина Ильгамия Рашитовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Пижмаринская ООШ»

Тема урока

Определение.

Тип урока

«Открытие» нового знания.

Педагогическая цель урока

Формирование понятия «определение».

Результат

Находить  определения в тексте.

Определять, какой частью речи они выражены.

Употреблять определения в речи.

Ресурсы

1. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (Т. А. Ладыженская, 
2. М. Т. Баранов, Л.А.Тростенцова). Москва, «Просвещение», 2015 г.
3. Мультимедийное оборудование.
4. Ромашка с лепестками, карточки с текстами, алгоритм.

Основные понятия темы

Синтаксис, словосочетание, второстепенные члены предложения, определение.

Межпредметные связи

Литература.

Используемые методы,  технологии

Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке к уроку; технологии деятельностного метода обучения; применение продуктивных (частично-поискового, проблемного) и репродуктивного (объяснительно-иллюстративного) методов.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, парная.

Формирование УУД:
Предметные УУД:

 

Метапредметные УУД:

регулятивные: 
определять и формулировать цели деятельности; понимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; составлять план действий по решению проблемы  и его реализовывать; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

познавательные: приобретать новые знания  из различных источников и разными способами; формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; 
формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы  на вопросы.

личностные:  уважительное отношение к русскому языку;
формирование мотивации к обучению и коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; стремление к речевому самосовершенствованию

Коммуникативные УУД:

развивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать правила работы в группах, в парах, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности. (2 мин)

Цель:

Учитель проверяет подготовку учащихся к уроку, порядок на парте. 
Проблемный диалог. 
– Здравствуйте! Я рада видеть вас и надеюсь, что наше общение сегодня на уроке принесет вам новые открытия.

– Почему именно это высказывание мне захотелось показать вам?

– А как вы думаете, в какой области русского языка мы сделаем открытия?

– Почему?

– А о каких именно?

– Назовите их.
– Как вы думаете, какие члены предложения нас могут интересовать сегодня  на уроке?
– С чего нам необходимо начать работу на уроке? 
– Предложите план ваших действий.

– Желаю вам успешной работы.

Настраиваются на работу.

 

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

 

 

Чтение высказывания  учеником.

– Сегодня на уроке мы приобретём знания, которые добудем сами (самостоятельно).

– В разделе «Синтаксис».

Обучающиеся рассматривают карту самооценки «Созвездие успеха».

 

 

 

Знание только тогда знание, если оно приобретено усилиями своей мысли.
Л.Н.Толстой.
 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем. (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
(4 мин) 
Цель:
подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

Опрос

1)- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают?

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает.

2) Синтаксический разбор предложения.

Запись числа и темы урока.

– Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Обучающиеся

отвечают, тем самым повторяют  изученные понятия из раздела «Синтаксис». Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

2) После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.

2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.

1) - Грамматическая основа предложения – это …

- Подлежащее – это …

- Сказуемое – это…

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Что такое дополнение?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

2) Осеннее солнце скупо осветило теплыми лучами лесную поляну.

Актуализировать имеющийся опыт учащихся для введения нового знания (Регулятивные, познавательные УУД)

Совершенствовать навыки работы в группе (Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения (4 мин.)

Цель:организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

– Проверим, насколько правильно вы справились с заданием.

-Почему не получилось?

-Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог.


– Нет. Не все.
(Обучающиеся дают разные ответы)
Оценивают свои знания по теме. 
– Тема урока определение.

– Научимся опознавать в предложении определение, подчеркивать их;  определять, какой частью речи они выражены, на какие вопросы они отвечают..

 1) Проблемная ситуация.

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

2) Объявление темы урока

3) Постановка учебных задач.


 

Совершенствовать умение находить и, назвать тему и цели урока (Регулятивные, познавательные УУД), уметь доказывать свою точку зрения, использовать имеющийся опыт (Личностные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (7 мин.)

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

–  Ваша задача, работая в парах, составить алгоритм нахождения определений в тексте. 


– Помогут  вам в этом текст и знания, полученные  ранее. 
– Если у вас возникнут затруднения, можете воспользоваться любой справочной литературой (учебник, таблицы).

(текст)

Обучающиеся выбирают способ построения нового знания.
Строят алгоритм выполнения действия:
по вопросам распознают определение.

На основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы, выделяют ключевые понятия.

1) Дорожки устилали золотые осенние листья .

2) Тётя относилась к Наташе с материнской любовью .

3) Мы ели свежий вишнёвый кисель .

4) Хирургические инструменты положили кипятить .

5) Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.

Алгоритм нахождения обстоятельств в тексте:

Найду в предложении слова, которые обозначают ____________.

Поставлю от них вопросы: _______________.

Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

Если есть, значит – это ________________.

Подчеркну определение ___________.

Подпишу, какой частью речи выражено ____________________.

Учиться находить выход из проблемной ситуации, искать разные пути решения (Регулятивные и познавательные УУД), оценивать собственные знания и видеть перспективу работы (Личностные УУД)

V. Реализация построенного проекта (3 мин)

Цели: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

– Что у нас получилось?
– Проверим алгоритм по эталону.
– Оцените свою работу.

На основе результатов работы обучающихся учитель подводит к распознаванию определения и его характеритике.

Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма, называяопределения, определяя, какой  частью речи они  выражены.

– Работают в карте результативности.

Алгоритм нахождения определений в тексте:

1.Найду в предложении слова, которые обозначают признак.

2.Поставлю от них вопросы:  какой?чей?

3.Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.

4.Если есть, значит – это определение.

5.Подчеркну определение (волнистая черта)

6.Подпишу, какой частью речи выражено (прилагательное).

Уметь решать типовые задания на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма;
проводить   сравнение по заданным критериям(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи(6 мин.)

Цели:проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов в первичном осмыслении изученного материала, проведение коррекции.

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 

Физкультминутка(1 мин)

– Посмотрим, насколько наш алгоритм действенен и практичен.

– Предлагаю, найти определения в тексте, действуя по алгоритму, записать  их в тетрадь

– Проверим работу каждой группы.

– Оцените свою  работу и работу ребят группы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

– Я читаю предложения. 
– Если в нем встречается определение, вы наклоняетесь вперёд, назад, вправо, влево.
– Если в нем встречается дополнение– хлопаете.

– Оцените свою работу.

 

Обучающиеся выполняют проверку.

Самостоятельно составляют устный ответ на основе собственного опыта, дополняют ответы и оценивают их.

Задание: Прочитайте текст, озаглавьте его. Найдите в этих предложениях определения, действуя по алгоритму.

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

(По И. Соколову-Микитову)

Весенним днём, весенним днём

На прогулку мы идём.

Ради шутки, ради смеха

Спросим мы лесное эхо:

«Ты на дереве каком?»

Отвечает эхо: «ОМ».

«Ты под кустиком каким?»

Отвечает эхо: «ИМ».

«Расскажи ты это всем!»

Отвечает эхо: «Ем!»

Развивать умение 
логически строить цепь собственных суждений; формировать умение взаимодействовать по ходу выполнения задания; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы
(Коммуникативные УУД), самоопределение личности (Личностные УУД)

Личностные: бережное отношение к природе.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

Цель:
– проверить умение  работать с информацией;
– организовать выполнение задания с взаимопроверкой; самооценка.

Организует самостоятельную работу по учебнику и индивидуальную работу в тетрадях.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий, обменявшись тетрадями, осуществляют проверку правильности  выполнения работы по эталону.

на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится. Разберите последнее предложение по членам.

Развивать умение осознанно строить 
речевое высказывание
(Познавательные и коммуникативные УУД)
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

 VIII. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

Цели:
– развивать умение выявлять границы применимости нового знания.

Задание творческого характера.

Проверку осуществляем по цепочке.

– Оцените свою работу.

Обучающиеся записывают предложения.

Задание: составьте  и запишите со словом пожарный три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем –определением).

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.)

Цели:
– зафиксировать новое содержание урока;
 организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

– Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим наш урок?
– Какую цель мы поставили в начале урока?
– Вы достигли поставленной цели?

– Были ли у вас затруднения? Какие?

– Удалось ли создать Созвездие успеха?

– Как бы оценили свою работу?

– Подвести итоги.

Соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия.

Карта самооценки «Созвездие успеха».

2 балла – допущено свыше 5 ошибок.
3 балла – допущено от 3 до 4 ошибок.
4 балла – допущено от 1до 2 ошибок.
5 баллов – ошибок в работе нет. 
Оценка ученика за урок_______
Оценка учителя______________

   Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). 
Уметь соотносить цель и результаты деятельности;
Производить самооценку результатов деятельности
(Познавательные УУД) 
Уметь формулировать свои мысли высказывать,
обосновывать свою точку зрения
(КоммуникативныеУУД:

X. Домашнее задание. (1 мин.)

Цели:

– обеспечить  понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Комментирует домашнее задание.

Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

     


 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1.Учебник русского языка для 5 класса под ред. Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского и др.- Москва, «Просвещение», 2015 г.

2.zanimatika.narod.ru

3.festival.1september.ru

4.http://pedsovet.su

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.