Урок русского языка в 6 классе на тему «Определение рода у несклоняемых имён существительных»
ГБОУ СОШ №5 имени Карла Мая, г Санкт - Петербург..
УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский – М.: «Просвещение», 2020.
Учебный предмет: Русский язык
Дата проведения: 07.12.2021г.
Учитель: Бардина Марина Ивановна
Тип урока: урок "открытия" нового знания (технология деятельностного подхода)
Тема: "Определение рода у несклоняемых имён существительных ".
Цели урока:
Образовательная цель: способствование формированию и развитию умений и навыков в определении рода несклоняемых имён существительных; формированию представления об особенностях рода несклоняемых имён существительных; создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к русскому языку.
Развивающая цель: развитие логического мышления через умение ставить и анализировать учебную задачу, нахождение способов её решения; формирование умения определять границы между знанием и незнанием, способность к самостоятельному суждению, грамотно работать с информацией;
Воспитательная цель: развитие умения понимать и принимать точку зрения других, быть толерантным, обладать коммуникативной культурой, умением высказывать свою точку зрения, работать в паре и группе; способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, воспитанию положительной мотивации к учению.
Планируемые результаты:
Личностные: устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется)
Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
Метапредметные:
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено;
Познавательные: выполняют задания развивающего характера, преобразовывают информацию, анализируют, сравнивают, делают выводы;
Коммуникативные: учатся слышать и понимать партнёров, правильно выражать свои мысли, контролировать и оценивать свою работу и её результат.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||
1. | Этап мотивации (самоопределе-ние) к учебной деятельности. | Цель: настроить учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность | Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Улыбнитесь друг другу, поделитесь теплом своей души и хорошим настроением с товарищем, ведь нам сегодня предстоит интересная и увлекательная работа. Сегодня мы обратимся к несклоняемым именам существительным . | Эмоциональный настрой на урок; активное слушание, выдвижение предположений. | Личностные: положительно относятся к учебной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; формируют мотивацию к изучению нового материала. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознают учебно – познавательную задачу; контролируют свои действия | |||
2. | Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Цель: предложить задания близкие жизненному опыту учащихся; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний; актуализировать мыслительные операции, для усвоения нового материала | Вы уже знаете, какие имена существительные называются несклоняемыми. Кто хочет о них рассказать? -Можем ли мы прожить хотя бы день без этих существительных? Нет! Составьте устный текст на тему «Как начинается мой день» при этом используйте несклоняемые имена существительные. (Примерный текст: «Утром я встаю, пью кофе и слушаю передачу по радио. Потом я надеваю пальто и быстро шагаю по шоссе в школу») Текст хорош, но каких слов здесь не хватает? (Имён прилагательных) | Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. Строят понятные для собеседника высказывания. Активизируют имевшиеся ранее знания, активно погружаются в тему. Фронтальная работа | Познавательные: анализируют объекты; выдвигают гипотезы; доказывают своё мнение. Регулятивные: фиксируют затруднения, принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: выражают свои мысли, аргументируют своё мнение, учитывают мнение одноклассников. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности | |||
3. | Выявление места и причины затруднения. | Цель: выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности | А какие бы вы испытывали трудности при написании прилагательных с несклоняемыми именами существительными? (Написание окончания) Почему? (Род данных существительных не знают). А теперь давайте сформулируем тему нашего урока. А какую мы перед собой поставим цель? | Обдумывают ответы на вопросы; формулируют тему и цель урока, составляют план урока. Фронтальная работа | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, делают обобщения, выводы. Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу; осознают недостаточность своих знаний; осуществляют познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению. | |||
4. | Открытие новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения. | Цель: зафиксировать причину затруднения у учащихся, организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать фиксацию преодоления затруднения | (Дети заранее распределяются в группы по 4 человека) Перед вами слова: Шоссе, такси, алоэ, шимпанзе, какаду, кенгуру, леди, мадам, мисс, Батуми, Миссисипи, Гоби. Разделите эти слова на группы. Составьте по одному вопросу для каждой группы. Подумайте: по каким критериям вы разделите эти слова. Сколько групп у вас получилось? По каким критериям вы их разделили? Какие слова вошли в первую группу? (Неодушевлённые предметы) Какие слова вошли во вторую группу? (Слова, обозначающие животных, птиц) Какие слова вошли в третью группу? ( Слова, обозначающие лиц женского рода) Какие слова вошли в четвёртую группу? (Географические наименования: названия городов, рек, островов и т. д.) Как вы думаете: если у несклоняемых существительных по внешней форме род определить нельзя, то какой в данном случае может быть показатель рода? (Одушевлённость- неодушевлённость, обозначение лиц женского- мужского рода, грамматический род нарицательного существительного, обозначающего родовое понятие, т.е. по роду слов город, река, озеро) Что было трудным на этом этапе? Как бы вы оценили работу группы? А свою собственную? Работа по учебнику. Стр. 143. (Материал для ознакомления) |
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Групповая работа Учащиеся анализируют и оценивают свою работу и работу одноклассников. | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя и прочитанного материала из учебника; выдвигают гипотезы; самостоятельно создают способы решения проблем; строят логические цепи рассуждений. Личностные: слушают учителя и сверстников. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. | |||
5. | Реализация построенного проекта. | Цель: зафиксировать алгоритм определения рода у несклоняемых имён существительных; организовать усвоение учащимися нового материала (фронтально и в группах) | Подберите к данным именам существительным имена прилагательные. Какой алгоритм работы мы с вами составим? (Определяем, какое это существительное: одушевлённое или неодушевлённое, обозначает лиц женского или мужского пола, а если это имя собственное, то определяем, к какому грамматическому роду нарицательного существительного принадлежит). Обозначьте окончания прилагательных. Примеры словосочетаний: прямое шоссе, маршрутное такси, целебное алоэ, весёлый шимпанзе, красивый какаду, молодой кенгуру, почтенная леди, строгая мадам, скромная мисс, солнечный Батуми, широкая Миссисипи, живописный Капри. | Воспринимают на слух информацию, работают со словарями и справочной литературой; корректируют алгоритм или кластер. Учащиеся несколько примеров делают фронтально, создав образец выполнения, далее работают в парах. Парная и фронтальная работа | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, самостоятельно создают способы решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно – познавательных задач. Регулятивные: контролируют учебные действия, корректируют, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | |||
| Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности; самоорганизация отдыха на уроке. Мы – весёлые мартышки, мы играем громко слишком. Все ногами топаем, все руками хлопаем, Надуваем щёчки, скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, пальчик поднесём к виску И друг другу даже язычки покажем! Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я слово ТРИ, все с гримасами замри РАЗ, ДВА, ТРИ! | |||||||
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Цель: формировать способность к самоконтролю, взаимоконтролю и самооценке, проверить умение учащихся работать по алгоритму, организовать выявление и исправление допущенных ошибок | К данным несклоняемым существительным подберите существительные, обозначающие родовое понятие, определите род несклоняемых существительных: кольраби (капуста- ж. р.), салями (колбаса- ж. р.), инкогнито (лицо – ср. р.), Мали ( государство – ср. р. или страна – ж. р.), авеню (улица – ж. р.) денди ( модный мужчина – м. р.), Баку ( город- м. р.), Конго ( река – ж. р.),Онтарио ( озеро- ср. р.). Обратите внимание: такие слова, как салями, кольраби и авеню обозначают неодушевлённые предметы, но являются исключением, их род обозначается по родовому понятию. Запишите ещё несколько слов – исключений: Кофе (м. р.), пенальти (. р.), хинди язык-м. р.), тюль (м. р.), шампунь (м.р.). В группе существительных, называющих животных и птиц есть тоже исключения: цеце ( муха – ж. р.), иваси ( сельдь – ж. р.). В данной группе мужской род обозначается безотносительно к полу животного, но если контекст указывает на самку, то соответствующие слова употребляются в форме женского рода. Составьте предложения, употребив слова кенгуру и шимпанзе в форме ж. р. Пример: 1. Кенгуру несла в сумке кенгурёнка; 2. Шимпанзе кормила детёныша. Подберите к данным существительным прилагательные, определите род: Пианино, метро, пальто, жюри, кашне, депо, Чили, какао, фасоль. | Учащиеся выполняют упражнение. Речевое проговаривание по цепочке; слушают и обсуждают ответы товарищей, производя по ходу выполнения работы самоконтроль , самооценку и взаимоконтроль. Фронтальная работа | Познавательные: анализируют объекты с целью выделения признаков. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников, планируют свои действия организации работы на уроке. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение работать в парах. Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. | |||
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | А сейчас откройте учебники на стр.143 упр. 273 , прочитайте внимательно задание и, пользуясь построенным алгоритмом, выполните задание, данное в упражнении. | Самостоятельно выполняют задание, пользуясь построенным алгоритмом, работают с учебником. Индивидуальная работа. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя , по воспроизведению в памяти. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Личностные: нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания; способность оценивать свои действия. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |||
8. | Включение нового в систему знаний и повторения с взаимопровер-кой. | Цель: включение нового способа действий в систему знаний. | А сейчас, ребята, откройте орфографические словари, найдите по 2 несклоняемых существительных на каждый род (м.р; ж.р; ср.р.), или приведите свои примеры, запишите их в тетради. А сейчас поменяйтесь своими тетрадями и проверьте работы друг друга. | 1 этап: индивидуальная работа учащихся с использованием справочной литературы (орфографических словарей) 2 этап: учащиеся осуществляют взаимопроверку работ, устраняя допущенные ошибки, оценивая работу одноклассника. Индивидуальная и парная работа. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; объясняют и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |||
9 | Домашнее задание | Цель: включить новый способ действий в систему знаний учащихся, тренировать способность применять новый алгоритм действий | Домашнее задание: 1. Найти в словарях или в сети Интернет и записать лексическое толкование 4 - 5 любых изученных сегодня на уроке новых слов. 2. Упр.274 стр.144. | Выбор дифференцированного домашнего задания. | Регулятивные: умеют делать выбор соответственно своей мотивации. | |||
10. | Рефлексия. | Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; фиксацию степени соответствия | Ребята, какова была цель нашего сегодняшнего урока? Достигли мы этой цели? Какой алгоритм работы с несклоняемыми существительными мы составили, чтобы определять правильно их род? Научились мы работать по этому алгоритму? В тетради на полях напротив классной работы поставьте себе оценку за работу на уроке. Если остались вопросы или есть трудности по данной теме, то на полях поставьте знак вопроса. А сейчас выставим оценки в журнал и в дневники. На следующем уроке мы продолжим работу по данной теме. Урок окончен, до свидания! | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке. Заполняют дневники достижений | Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Регулятивные: оценивают свою работу. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность |
Дмитриенко Вера Николаевна
Марина Ивановна Бардина