Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Формировать умение определять склонение имен существительных по начальной форме.
Задачи:Учить школьников определять склонение имен существительных, определять начальную форму существительного.
Способствовать коррекции мышления, памяти, развитию связной устной и письменной речи, обогащать и активизировать словарь учащихся, стимулировать познавательный интерес.
Воспитывать навыки каллиграфии при выполнении письменных работ.
Оборудование: учебник, доска, тетрадь, таблицы.
- Организационный момент
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Сегодня мы продолжаем изучение существительных. Прошу всех подключить ваши процессоры . Интересно, синонимом какого слова мы можем считать слово процессор? И знаете ли вы это слово?
Процессор - мозг компьютера известное выражение. Что собой представляет современный процессор? Эта замечательная штука, которая способна обрабатывать огромное количество информации в любое время, круглосуточно. Процессор работает, как и наш мозг.
- Повторение
Ребята,
Нашу работу начнем со словарной работы. Ребята, что означает словарные слова?
- Словарная работа.
Первое задание: словарная работа. Словарная-от слова словарь, а что означает слово словарь?
Словарь – книга, содержащая перечень слов, обычно с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.
- Ребята что означают словарные слова?
Словарные слова русского языка - это такие слова, правописание которых не подпадает целиком или частично под правила русского языка. Соответственно, правописание этих слов нужно просто знать, т. е. выучить.
Обратите внимание на 86 страницу вашего учебника. Там вам дано слово-
Температура
- Что обозначает это слово?
- Разделите слово на слоги.
Составьте предложение с данным словом.
У Сережи высокая температура.
Ребята, где мы можем проверить написание словарных слов (в словаре)
- Актуализация знаний
Определите, какой частью речи является словарное слово?
-существительное.
Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?
А чтобы узнать, мы с вами поиграем в знатоки.
1-Что называют именем существительным? (часть речи, обозначает предмет)
2-Назовите постоянные признаки имен существительных.
(одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные, род, склонение)
3.Имена существительные изменяются по родам? ( нет)
4-Как изменяются имена существительные? (по числам, по падежам)
5 Что такое изменение по падежам? (склонение по падежам)
6.Сколько падежей в русском языке?
7.Сколько типов склонений имеют имена существительные?(три)
8.Какие существительные относятся к 1 склонению(-а,-я жен.р,муж.р.)
9.Что значит, поставить существительное в начальную форму?-
а вот на этот вопросы, мы ответ мы найдем вместе. И так:
Тема нашего урока – определение склонения имен существительных по начальной форме.
(Объяснения темы)
Еще раз скажите, что такое начальная форма?
Правило в облаке слов
Начальная форма - это форма, от которой образуются все остальные формы слова. Поэтому начальная форма для имени существительного - это единственное число, Именительный падеж.
Открываем учебник.
Чтение правила на стр. 86 (по презентации , дополняем определение)
А проверить ваши знания нам помогут картины. Перед вами две картинки, вы должны подобрать слова которые относятся к этой картине и по значению , и по первому склонению.(Кухня, вилок, в кружке, чашкам, ножи, блюдцам) (Музыка, скрипкам,Флейте, в нотах, барабану, палочки, пианине)
Вывод: Чтобы определить склонение имени сущ. надо поставить его в начальную форму.
Физкультурная пауза (Встали ребята, давай представим, что вы художники, у вас в руках кисточка и вы рисуете картину. Пейзаж покажите какого размера ваша картина. А сейчас нарисуйте солнце. Теперь траву, а сейчас дерево, облака, цветочки..Давайте еще раз повторим алгоритм определения склонения имен существительных
Поставить в начальную форму;
Определить род;
Выделить окончание.
- Первичное закрепление
Выполнение упражнения 110, стр. 87
(На доске записаны эти слова)
(Работаем на доске)
-Прочитайте слова, из какой они сказки?
-Как догадались?
-Что нужно сделать?
-Что такое начальная форма?
- Динамическая пауза презентация
Игра «Верно, неверно»
Это верно, что все существительные 1 склонения:
книга, дядя, страна;
тетя, у окна, стена;
Верно, что все существительные не 1-го склонения:
под партой, с лисой, у собаки.
Вывод: как определить склонение существительных.
А давайте вспомним наше словарное слово –температура. К какому склонение относится это слово?
Правильно- 1 скл.
- Итог урока
Чему учились на уроке?
Домашнее задание
Стр. 86, упр. 109, выписать существительные в начальной форме, определить род, склонение.