Научно-исследовательская работа «Определение теплового эффекта химической реакции нейтрализации»
Определение теплового эффекта химической реакции нейтрализации
Направление – химия, физика
Выполнили: ученики 9 а класса МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска Агейченкова Диана, Козлова Елизавета, Игнатичев Иван
Руководители: учитель химии МБОУ «Гимназия №5» Жирешонкова Л. В., доцент кафедры агрохимии, почвоведения и экологии БГАУ Мартынова Е. В.
Брянск 2018
Содержание
Введение………………………………………….. ……………….………3
Методика и результаты исследования…………… ……………..…….5
Выводы……………………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………..….11
Список использованных источников……………………………..……12
Приложение…………………………………………………….………….12
Введение
Химическая термодинамика – раздел химии, изучающий энергетические эффекты химических реакций. Термохимия – раздел термодинамики, который изучает тепловые явления, сопровождающие химические реакции. Изучение этих явлений имеет большое значение для термодинамических и технологических расчётов. Тепловым эффектом реакции называется количество теплоты, выделяющееся или поглощающееся при необратимом протекании реакции, если продукты реакции и исходные вещества имеют одинаковую температуру.
По знаку теплового эффекта все реакции делятся на экзотермические и эндотермические. Экзотермические – реакции, протекающие с выделением тепла из системы в окружающую среду. Эндотермические – реакции, протекающие с поглощением тепла из окружающей среды.
Тепловой эффект реакции, измеренный при постоянных температуре и давлении, называется теплотой реакции Qр, а величина, описывающая изменение состояния системы и противоположная по знаку – энтальпией реакции ∆H. Энтальпии образования известны для нескольких тысяч веществ. Это позволяет расчётным путём установить энергетические эффекты разных процессов. Для измерения теплоты в системе СИ установлена единица джоуль [2, 7].
Для описания тепловых явлений в химических реакциях используют термохимические уравнения. Термохимические уравнения – химические уравнения с указанием теплового эффекта реакций.
Цель работы: определение теплового эффекта реакции нейтрализации сильной кислоты сильным основанием калориметрическим методом.
Задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
освоить калориметрический метод определения тепловых эффектов химических реакций;
провести исследования по определению тепловых эффектов реакции нейтрализации;
описать этапы работы и сделать выводы.
Методы исследования: изучение литературы, химический и физико-химический эксперимент, обработка результатов, наблюдение.
Объект исследования – взаимодействие сильной кислоты с сильным основанием.
Предмет исследования – тепловой эффект реакции нейтрализации.
Практическая значимость заключается в способности использования основных законов естественнонаучных дисциплин в практической деятельности, применения методов математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования. Результаты нашей работы могут быть использованы на уроках химии и физики.
Мы изучили литературу (учебники Глинка Н.Л., Коровин Н.В. Общая химия, Мануйлов А.В., Родионов В.И. Основы химии, Смолова Л. М. Руководство к практическим занятиям по общей химии и другие) по темам «Тепловые эффекты химических реакций», «Определение теплоты реакций», «Энтальпия», «Термохимические уравнения».
Методика и результаты исследований.
Исследование проходило на базе Брянского государственного аграрного университета.
Реактивы, посуда и оборудование: модуль «Термостат», универсальный контроллер, мерные цилиндры, стаканы, растворы 0,15 моль/л NаOH, KOH 5 моль/л HCl, HNO3, H2SO4, дистиллированная вода. (Приложение 1)
Для определения теплоты нейтрализации мы использовали 0,15 м растворы NaOH, KOH. В стакан налили 100 мл щелочи и установили его в калориметр. Проводим нейтрализацию 5-ти молярные раствор соляной, серной и азотной кислот объёмом 3 мл из пипетки. В течение 4 минут фиксируем температуру «предварительного периода».
Определяем теплоту нейтрализации и разведения q1, приливая к большому объёму щелочи небольшой объём кислоты.
Определяем теплоту разведения кислоты q2, вливая раствор кислоты в воду. Объёмы кислоты и щелочи взяты в таких же объёмах, как при нейтрализации [6, 8].
Полученные данные заносим в таблицу.
Опыт №1
NаOH + HCl → NaCl + Н2О
Н++ОН-→ Н2О
Таблица 1
Время (т), мин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
NаOH |
24,215 |
24,222 |
24,228 |
24,204 |
26,040 |
25,952 |
25,889 |
25,814 |
Н2О |
23,201 |
23,301 |
23,364 |
23,432 |
23,627 |
23,664 |
23,683 |
23,708 |
Опыт (щелочь и кислота) ∆t1 = t8 – t4 = 1,61
Контроль (вода и кислота) ∆t2 = t8 – t4 = 0,27
Теплоту нейтрализации определяют по формуле
q = (m1c1+m2c2+K) ∆t1 – (m2c2+m3c3+K) ∆t2
где m1, c1 – масса и теплоемкость щелочи;
m2, c2 – масса и теплоемкость кислоты;
m3, c3 – масса и теплоемкость воды;
∆t1, ∆t2 – разность температур при нейтрализации и разведении соответственно.
Полученный тепловой эффект (Дж) пересчитывают на 1 моль кислоты
Q = g 1000/V C
где V – объём кислоты, см3, с – концентрация кислоты, моль/л;
с (NаOH) = 0,15м, р (NаOH) = 1,005 г/см3
с (KOH) = 0,15м, р (KOH) = 1,001 г/см3
с (HCl) = 5м, р (HCl) = 1,082 г/см3
с (HNO3) = 5м, р (HNO3) = 1,16 г/см3
с (H2SO4) = 5м, р (H2SO4) = 1,137 г/см3
V щёлочи = 100 мл, V кислоты = 3 мл.
Расчёты – Приложение 2
Опыт №2
NаOH + HNO3 → NaNO3 + Н2О
Н++ОН-→ Н2О
Таблица 2
Время (т), мин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
NаOH |
23,476 |
23,483 |
23,435 |
23,495 |
25,300 |
25,256 |
25,218 |
25,147 |
Н2О |
22,606 |
22,662 |
22,706 |
22,744 |
22,838 |
22,863 |
22,888 |
22,925 |
Опыт (щелочь и кислота) ∆t1 = t8 – t4 = 1,652
Контроль (вода и кислота) ∆t2 = t8 – t4 = 0,181
Опыт №3
2NаOH + H2SO4 → Na2SO4 + 2Н2О
Н++ОН-→ Н2О
Таблица 3
Время (т), мин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
NаOH |
23,896 |
23,902 |
23,896 |
23,896 |
25,770 |
25,707 |
25,657 |
25,613 |
Н2О |
22,775 |
22,844 |
22,913 |
22,975 |
23,144 |
23,176 |
23,207 |
23,251 |
Опыт (щелочь и кислота) ∆t1 = t8 – t4 = 1,717
Контроль (вода и кислота) ∆t2 = t8 – t4 = 0,276
Опыт №4
KOH + HCl → KCl + Н2О
Н++ОН-→ Н2О
Таблица 4
Время (т), мин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
KOH |
24,146 |
24,140 |
24,146 |
24,153 |
25,601 |
25,563 |
25,519 |
25,494 |
Н2О |
22,869 |
22,925 |
22,982 |
23,112 |
23,232 |
23,263 |
23,295 |
23,313 |
Опыт (щелочь и кислота) ∆t1 = t8 – t4 = 1,391
Контроль (вода и кислота) ∆t2 = t8 – t4 = 0,201
Опыт №5
KOH + HNO3 → KNO3 + Н2О
Н++ОН-→ Н2О
Таблица 5
Время (т), мин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
KOH |
24,197 |
24,190 |
24,190 |
24,165 |
25,508 |
25,488 |
25,486 |
25,499 |
Н2О |
22,856 |
22,932 |
22,988 |
23,099 |
23,144 |
23,182 |
23,213 |
23,221 |
Опыт (щелочь и кислота) ∆t1 = t8 –t4 = 1,334
Контроль (вода и кислота) ∆t2 = t8 – t4 = 0,122
Опыт №6
2KOH + H2SO4 → K2SO4 + 2Н2О
Н++ОН-→ Н2О
Таблица 6
Время (т), мин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
KOH |
24,021 |
24,021 |
24,015 |
24,021 |
25,557 |
25,500 |
25,437 |
25,495 |
Н2О |
23,025 |
23,107 |
23,157 |
23,213 |
23,370 |
23,395 |
23,420 |
23,451 |
Опыт (щелочь и кислота) ∆t1 = t8 – t4 = 1,474
Контроль (вода и кислота) ∆t2 = t8 – t4 = 0,238
Выводы
Мы изучили калориметрический метод определения теплового эффекта реакции нейтрализации сильной кислоты сильным основанием.
Мы определили тепловой эффект реакции, он приблизительно составил 55,9 кДж/моль (при температуре 298 К), что соответствует справочным данным. Проведенные опыты показали, что при взаимодействии одинаковых количеств (1 моль) сильной кислоты с сильным основанием в водных растворах выделяется примерно одинаковое количество теплоты. Теплота реакции нейтрализации постоянна, так как при взаимодействии сильных кислот и оснований, которые полностью диссоциируют в водных растворах, протекает реакция: Н++ОН-→ Н2О (ж) [9].
Мы рассчитали относительную ошибку опыта по формуле
П = Qтеор. – Qэксп./ Qтеор..100%.
Результаты были занесены в таблицу.
Взаимодействующие реагенты |
NаOH + HCl |
NаOH + HNO3 |
NаOH + H2SO4 |
KOH + HCl |
KOH + HNO3 |
KOH + H2SO4 |
Q, кДж |
54,715 |
60,144 |
58,903 |
48,42 |
49,4 |
50,36 |
П, % |
2,12 |
7,6 |
5,37 |
13,38 |
11,6 |
9,9 |
Заключение
В ходе выполнения данной работы были проанализированы различные учебники по теории и практическим занятиям по химии.
Во время выполнения работы были получены или улучшены следующие практические и исследовательские навыки: умение формулировать цели и задачи, выбирать методики и работать в соответствии с ними, подбирать соответствующие реактивы, собирать приборы, определять тепловой эффект реакции калориметрическим методом, наблюдать и фиксировать происходящее, оформлять результаты. Мы поняли, что в научных исследованиях тесно связаны все естественнонаучные дисциплины.
В ходе эксперимента были применены знания, полученные при изучении химии, математики, физики, информатики, мы определяли тепловой эффект калориметрическим методом, проводили математическую обработку результатов анализа, представляли данные в графическом виде.
Поставленная цель была достигнута, а задачи выполнены. Результаты работы считаем успешными.
В дальнейшем планируется продолжить изучение общих закономерностей химических процессов в разделе «Химическая кинетика. Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
Список использованных источников
Глинка Н.Л. Общая химия. − Москва. Химия, 2003. − 728 с.
Под редакцией д.х.н., профессора С.Ф. Дунаева. Практическое пособие по общей и неорганической химии. – Москва. МГУ. 2002.
Коровин Н.В. Общая химия. − Москва. Высшая школа, 1998. − 557 с.
Мануйлов А.В., Родионов В.И. Основы химии. Новосибирский государственный университет. – Москва. Издательство «Центрополиграф», 2016. – 416 с.
Савельев Г.Г., Смолова Л.М. Общая химия. – Томск. Издательство Томского политехнического университета, 2005. − 206 с.
Смолова Л. М. Руководство к практическим занятиям по общей химии: учебное пособие. –Томск. Издательство Томского политехнического университета, 2010. – 152 с.
http://www.chem.msu.su/rus/teaching/general/praktika/part2.html
https://studfiles.net/preview/1770798/page:21/
http://chem-bsu.narod.ru/umk_chem_webCD/lwork/lr3.htm
Приложение 1. Реактивы, посуда и оборудование.
[6].
схема калориметра.
модуль «Термостат»
Приложение 2. Расчёты.
Приложение 3. Фотоотчёт.