Конспект урока математики во 2 классе «Определение умножения. Предметный смысл умножения»

0
0
Материал опубликован 8 April 2018
Технологическая карта урока

Предмет, класс

Математика, 2класс

УМК, автор программы

УМК «Гармония», Истомина Н.Б.

Учитель

Иванова Ю.С., учитель начальных классов МБОУ «Гамалеевская СОШ №2».

Тема урока,

урока в рабочей программе

Определение умножения. Предметный смысл умножения.


 

Тип: открытие новых знаний.

Цель урока

Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение» как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Познакомить учащихся  с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых.

Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.

Развивать навыки сотрудничества и рефлексивно- оценочной деятельности.

Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа.

Толерантное отношение друг к другу.

Формировать интерес к предмету.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

 

Уметь называть компоненты умножения.

Уметь заменять сумму одинаковых слагаемых произведением.

Уметь по-разному читать выражения.

- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные

- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные

Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные

- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока. 

 В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму одинаковых слагаемых. Продолжат формировать вычислительные навыки, понимать учебную задачу и действовать  в соответствии с ней, осуществлять пошаговый контроль своих действий.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Это первый урок изучения данной темы. Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л. Г. Петерсон) - это урок открытия нового знания(ОНЗ).

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

 

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

 

Учебник – с. 52-53

Рабочая тетрадь – с. 41задания 100, 101.

Презентация

 

компьютер


 


 

Организационная структура урока


 

 Название этапа

 

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку. Напоминает правила посадки и работы на уроке.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Все готово? Все в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, и подумайте как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Ребята, какое настроение у вас сейчас?

Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть нового дня, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения.

Посадка. Проверяют  готовность к уроку.

Учащиеся делятся друг другом своей улыбкой.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Устный счёт:

а) Найдите закономерность. Какие числа пропущены? В каком порядке записаны числа?

2, 5, 8, …, 14, 17, .. 

19, 17, 15, …, 11, 9, …,5, …, 1

2. Вычислительные навыки.

-Рассмотрите выражения.

- По какому признаку можно разбить выражения на группы?

-Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых.

9+9+9+9+9

5+5+9+5+8

7+7+7+7

8+7+5+8

8+8+8+8+8+8

9+8+8+8+8

12+12+12+12

18+18+18

Считают устно

Самопроверка

Работа в паре. Обсуждение.

Разбили на две группы, по признаку: в одной группе, выражения, в которых одинаковые слагаемые; во второй – разные.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

Игра « Веришь, не веришь»

У каждого ученика на столе листок

1

2

3

4

5

6

           

- Я буду говорить высказывания если вы верите, то пишите « + », если не верите, то пишите « -», если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.

Верите ли вы,

1.…что в математике 10цифр?

( ДА)

2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? ( ДА)

3. …что 5дм = 10 см? (НЕТ)

4. …что 24 часа – это сутки ?( ДА_)

5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение? (учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, оставляют пустым окошко)

6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)

(учитель просит оставить данную клеточку пустой, к ней вернутся к концу урока)

Проверка по эталону (на 5 вопросе стоит знак ? )

- Что вызвало у вас затруднение?

- Что знаете? Что хотели бы узнать?

(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)

Отвечают на вопросы.

Записывают решение:

Возникают вопросы, как ответить на 5 вопрос.

+,+, -,+, , +.

Учащиеся, сталкиваются с затруднением, они не знают еще определения понятия «умножения».

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.


 

На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.


 


 

Проводит беседу

Чтобы, справиться с данной проблемой, мы сегодня познакомимся с новой темой «Определение умножения. Предметный смысл умножения».

А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Для этого надо продолжить мысль:

Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)

Я узнаю, как оно……………(обозначается)

Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)

Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют идею о необходимости использования нового действия.

5. Реализация построенного проекта.


 

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.


 

Вместе с детьми делает вывод,

показывает знак действия умножения.

Самый главный наш помощник – это учебник.

-Откройте учебники на с.52. Прочитайте правило.

-Кто понял, как мы сможем записать выражения, с которыми столкнулись выше, иначе?

(Можно записать умножением.)

-Как обозначается знак умножение на письме?

(На письме знак умножения обозначается точкой.)

Предлагает записать решение задач по-другому: на первое место пишут число, которое повторяется, на второе место – сколько раз оно повторяется.


 

А теперь нам предстоит узнать, как же называются компоненты при умножении.

Предлагает отгадать слова, обозначающее название компонентов действия умножения:

Отгадайте ребус:

(множитель)


 

О

(произведение)

Слушают, задают вопросы, предлагают варианты выхода из этой ситуации

Записывают решения по-новому:


 

9×5

7×4

8×6

12×4

18×3


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Составляют слово «множитель»


 


 


 


 

Отгадывают слова.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся по цепочке читают данные выражения по разному, объясняя, что обозначает каждое число в записи.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


 

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

-А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.(Вернёмся к устному счёту)

2+2+2+2+2=2.5=10

5+5+5+5+5=5.5=25

-Что обозначает первое число в выражении? (Слагаемое)

-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)

Работа В ТПО с.41 №101

Организует работу в парах.


 

Создаёт условия для применения нового способа действия.


 

Задаёт вопросы

-Каждый раз могли сделать запись короче и заменить сложение умножением?

- Что же такое умножение?

Учитель корректирует выводы детей и направляет на формулировку правил.

Работа над задачей:

Попробуйте составить задачу по рисунку (на доске рисунок)

Что вы видите?

В четыре корзины положили по 7 яблок в каждую. Сколько яблок в корзинах?

Запишите самое простое решение. (7+7+7+7 = 28(я)).

Проверим по слайду.

Замените сумму одинаковых слагаемых произведением двух чисел.(7x 4 = 28 (я)).

Проверим.

Оба решения должны читаться одинаково. (По 7 взяли 4раза).

Вывод: Умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Умножение позволяет укоротить запись, сделать ее более компактной.


 

Дети тренируются представлять сумму в виде произведения .

Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию

Записывают решения

Делают выводы, формулируют правило

Несколько учеников повторяют сформулированный вывод.

Фронтальная работа, один ученик на доске, работа выполняется с коллективными пояснениями.

Физминутка

«Мозговая гимнастика»

Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы); дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону; пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслаблении шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки»

(Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания); нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений»

(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

« Моргания»

(полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30см, смотреть на палец в течение 4-6с, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 раза.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


 

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.


 

Даёт возможность выбрать  задания разного уровня сложности:

Карточка.

Красный: исправь ошибки (поставь правильно знак)

2+2+2=2*4

8+8+8> 8*5

7*3< 7+7

Синий: замени умножение сложением         

6*3=…

5*4=…

2*2=…

Зеленый: продолжи запись:

2+2+2=2*…

3+3+3+3=3*…

6*2=6+…

Записывают решение, проверка в парах. Два человека выполняют на индивидуальных досках, проводят проверку друг друга. Затем коллективное обсуждение, как выполнили.

8. Включение в систему знаний и повторение.


 

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.


 

Работа В ТПО с.41 №100 – соединение выражений с рисунками.

Делают выводы.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


 

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.


 

Вернитесь в свою табличку, к 5 вопросу.

- Так что же такое умножение?

- Так верно ли было данное определение?

Закройте учебники и тетради, отложите их на край стола.

Давайте вспомним, какие мы поставили цели на урок.

-Удалось ли нам их достигнуть?

- Все ли мы узнали?

- На все ли вопросы ответили?

- Что у вас получалось лучше всего?

- Почему?

- Что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось?

- Где вам пригодятся эти данные?


 

Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке

- Оцените свою работу на уроке.


 

Продолжите предложения:

Я узнал...

Меня удивило...

Я научился...

Мне пригодится...

Я смогу...


 

Учащиеся дают определение, умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

да

Слушают

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке.

Ответы учащихся.

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

Учащиеся оценивают свои знания, используя лесенку успеха, тем самым выбираю себе д/з (разноуровневое):

1,2 ступень – повторение правила уч. С.52, разбор приведенных примеров в уч.

3 ступень - Тренировка в чтении выражений. уч.с.53 №178.

4 ступень – замени, где возможно, сложение умножением.

5+5+5+5=

2+2+2+2+2+2=

12+21=

15+15 +15=

42+42=

3+3+3+9=

5 ступень – решение задачи

Карточка

Задание: решите задачу, запишите решение в тетрадь

В ларьке было 5 ящиков помидоров, по 3 кг в каждом. Сколько кг помидоров было в ларьке?

Записывают информацию о домашнем задании


 


 

18

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.