Урок математики во 2 классе «Конкретный смысл действия умножения»

1
0
Материал опубликован 19 February 2020

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верещакская средняя общеобразовательная школа»







Урок математики во 2 классе по теме:

«Конкретный смысл действия умножения»



t1582115621aa.gif













Составитель:

Вороновская Ольга Викторовна

учитель начальных классов

МБОУ «Верещакская СОШ»



2016 г

Тема: Конкретный смысл действия умножения


Цели:

сформировать представление о новом арифметическом действии – умножении;

раскрыть смысл действия умножения;

познакомить с соответствующей терминологией и символикой;

тренировать вычислительные навыки;

развивать логическое мышление, внимание, память, связанную речь;

воспитывать трудолюбие, стремление к самостоятельному накоплению знаний, любовь и уважение к природе и населяющим ее животным.


Мыслительные операции, необходимые на уроке:

анализ, сравнение, аналогия, обобщение.


Демонстрационный материал: алгоритм записи суммы одинаковых слагаемых новым способом; образец для проверки работы в группах; оформить доску к уроку; карточки к игре «Поиск девятого», рисунки с героями сказки «Колобок», рисунки ваз и цветов с примерами, сигнальные карточки к игре «Светофор».


ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель: - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке.


Проверим, как мы сидим:

- Руки? (На месте)

- Ноги? (На месте)

- Локти? (На месте)

- Спинка? (Прямая)


Мотивация учебной деятельности

Цели: создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; определить содержательные рамки урока.


Учитель: - Зачем вы приходите в школу? (Чтобы узнавать новое, учиться)

Учитель: - Что значит учиться? (Самостоятельно узнавать что-то новое, видеть свои ошибки, осознавать их и учиться исправлять).

Учитель: - Прочитайте слова, записанные на доске.


«Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта»


Учитель: - Как вы понимаете эти слова? (Каждый день приносит нам что-то новое).

Учитель: - Вот и сегодня мы отправимся в путь за новыми знаниями.

- Что вам надо делать, чтобы чему-то научиться? (Мыслить, самостоятельно открывать новое для себя).

Активизация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели: актуализировать вычислительные навыки и мыслительные операции; зафиксировать затруднение, которое состоит в поиске нового (короткого) способа записи суммы одинаковых слагаемых; мотивировать учащихся к пробному действию, его самостоятельному выполнению и обоснованию; организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения; организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.


УСТНЫЙ СЧЕТ

Игра «Поиск девятого»

Учитель: - Испекла однажды бабушка Колобок. Положила она его на лавку остужаться, а он прыг на окно, с окна - на завалинку, с завалинки - на травку, да и покатился по двору, а навстречу ему Петух - бежит, торопится, крыльями машет.

- Что случилось, Петух? - спрашивает Колобок.

-Да вот было у нас 9 цыплят, а осталось только 8. Потеряли мы девятого. Как найти его?

- Задумался Колобок. Помогите ему, ребята.

(Проводится игра «Поиск девятого», на установление закономерности. Дети выбирают нужного цыпленка из 6 предложенных).


t1582115621ab.jpg


Игра «Круговые примеры»

Учитель: - Покатился Колобок дальше, а тут его Заяц чуть с ног не сбил.

- Куда торопишься, Косой?- спрашивает Колобок.

-Да вот от Лисы убегаю, - отвечает Заяц.

- А почему петляешь?

- Следы запутываю.

Учитель: - Нужно сделать числовые выражения круговыми, прочитав их математическим языком (со словами «Сумма» и «Разность»).

«Интересно, - подумал Колобок, - а я смогу это сделать?»

И решил попробовать. Да и запутался. Давайте ребята, выручать Колобка.

(Проводится игра «Круговые примеры»)

Учитель: - На доске карточки с примерами:

t1582115621ac.jpg


«Ух, еле выбрался», - вздохнул Колобок и покатился дальше.


МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Работа со «светофорчиками».

Катится себе, катится, песни распевает, вдруг видит Волка. Сидит он на лужайке, повесил какие-то круги на дерево, а сам цветной полосочкой играет. Волк проговорит что-то тихонечко и опять на полосочку глядит.

- Волк, а Волк, - говорит ему Колобок. - Ты что, как маленький, с кружочками и полосочкой играешь?

- Да, понимаешь, наш учитель Котофей Леопольдович в этих цветных кружочках ответы пишет, а мы должны, решив заданный пример, показать на цветной полоске тот цвет, в котором написан правильный ответ.

- Хочешь попробовать?

- Растерялся Колобок. Вас, ребята, он просит помочь ему.

(Далее идет работа со «светофорчиками»)

На доске 7 цветных кружков, внутри которых написаны числа от 7 до 13. У детей полоски 7 аналогичных цветов ( например: красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, розовый и коричневый).

Учитель называет пример, а дети определяют, в кружке какого цвета написан правильный ответ и показывают полоску того же цвета.

11

- Увеличьте 6 на 5

13


- Найдите сумму 6 и 7

9


- Уменьшите 11 на 2

8




- Чему равна разность 12 и 4?


7


- На сколько 17 больше, чем 10?

10


- На сколько 4 меньше, чем 14?


12


- Первое слагаемое 7, второе-5 Чему равна сумма?


7


- Уменьшаемое 14, вычитаемое -7. Чему равна разность?


Задачи в стихах.

Покатился Колобок дальше и вдруг услышал звук «ж-ж-ж».

Он увидел пчелиный рой. Пчелки пригласили Колобка порезвиться вместе с ними.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПЧЕЛКИ»

Пчелки в домике сидели

И в окошечко глядели,

Порезвиться захотели,

Полетели, полетели.

Полетали, прилетели

И на место тихо сели.

Задачи в стихах

Сколько насекомых в воздухе кружат?

Сколько насекомых в ухо мне жужжат?

2 жука и 2 пчелы, мухи 2, 2 стрекозы, 2 осы, 2 комара.

Называть ответ пора! (2*6)


Сбежала от Федоры посуда:

3 стакана, 3 чашки, 3 блюда.

Кто сосчитать готов

Сколько всего беглецов? (3*3)


Паслись на лугу 5 телят, 5 овец, 5 коров, 5 ягнят.

- Я мал, - говорит пастушок, -

Сосчитать не могу, сколько животных

Всего на лугу? (5*4)


Игра «Составь букет»

Катится Колобок, песни поет, цветами любуется, птиц слушает.

Выкатился на полянку, видит - сидит Медведь и цветы то в одну вазу поставит, то в другую.

- Мишка, что ты делаешь?

- Букет составляю.

- Ну и что тут сложного? Берешь цветы и ставишь в вазу.

Видишь ли, дело в том, что цветы эти не простые, а с примерами.

Мне надо посчитать, сколько всего цветов, а я совсем запутался.

- Да это же совсем не сложно для ребят из 2 класса, - говорит Колобок, - ведь правда, ребята?

Проводится игра «Составь букет»



t1582115621ad.jpg



Учитель: - Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

Записывает один ученик на доске, остальные в тетради.

3+3+3+3+3+3+3=21

Ребята, почему запутался Медведь? (Много одинаковых слагаемых)


Игра «Пересадки»

Учитель: - Составил букеты Медведь и говорит Колобку:

- Хочешь, мы с ребятами тебя научим играть в игру «Пересадки»? Сейчас мы все тебе покажем.

(Проводится игра «Пересадки»)

Перед первой партой ставится стул. Учитель задает вопросы (задачи или примеры)

Ученик, который первый правильно отвечает на поставленный вопрос, пересаживается на стул. Второй ученик, ответивший правильно, пересаживается на место первого ученика, третий - на место второго и так далее.

В конце игры учитель говорит: «один, два, три - свои места займи!»

Учитель: - Что мы повторили? (Задания, где надо находить сумму равных слагаемых)

Учитель: - Почему я выбираю для повторения именно эти задачи? (наверное, это поможет нам узнать что-то новое).

Учитель: - Попробуйте решить еще одну задачу. (Учитель открывает текст задачи для пробного действия, записанный на доске).


ЗАДАЧА. В классе 25 человек. Сколько понадобиться конфет, если каждому дать по 5 конфеты?


Учитель: - Что нового в этой задаче? (Много одинаковых слагаемых).

Что вам трудно сделать?


Выявления места и причин затруднения.


ЦЕЛИ: выявить причину затруднения (неизвестен способ короткой записи суммы одинаковых слагаемых); согласовать тему и цель урока.


Учитель: - Какое задание вы выполняли? (Решали задачу на нахождение суммы одинаковых слагаемых).

Учитель: - В чем возникло затруднение? (очень много одинаковых слагаемых).

Учитель: - Почему возникло затруднение? (Мы не знаем короткого способа записи суммы одинаковых слагаемых)

Учитель: - Вы хотите узнать короткий способ записи суммы одинаковых слагаемых? (Да)

Учитель: - Что же нового мы должны узнать на уроке? (Как называется и что обозначает короткая математическая запись суммы одинаковых слагаемых).

Учитель: - Это и будет целью нашего урока- научиться записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых независимо от их количества.

Это новое арифметическое действие. Таким образом, тема нашего урока - «УМНОЖЕНИЕ».


Построения проекта выхода из затруднения.


ЦЕЛИ: определить способ обозначения нового арифметического действия; сформулировать алгоритм короткой записи суммы одинаковых слагаемых; научиться читать разными способами.


Учитель: - Назовите цель нашей дальнейшей работы. (Научиться записывать сумму одинаковых слагаемых коротким способом.)

Учитель: - Обведите в тетради3 раза по 2 клеточки.

- Сколько всего клеточек вы обвели? (6)

- Как узнали? (2+2+2=6)

- Запишем эту сумму. Какие слагаемые в этой сумме? (Одинаковые).

- Сколько их? (3)

- Примеры на сложение одинаковых слагаемых можно заменить примерами на умножение.

(Записываем на доске и в тетрадях)

2*3=6

Точка - знак умножения.

Я – знак умножения

Для облегчения сложения.


- Число 2 показывает, какое слагаемое брали; число 3 показывает, сколько одинаковых слагаемых.

- Читается этот пример так: по 2 взять 3 раза, получится 6, или так: 2 умножить на 3, получиться 6. (Дети читают запись разными способами).

РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ

«Конкретный смысл действия умножения»

2+2+2+2=8

2*4=8


РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ С ВИШНЯМИ

(на стенде «Сегодня на уроке»)

6+6+6=18

6*3=18

(Ученики совместно с учителем формулируют алгоритм записи суммы одинаковых слагаемых новым способом).


АЛГОРИТМ ЗАПИСИ СУММЫ ОДИНАКОВЫХ СЛАГАЕМЫХ

(НОВЫМ СПОСОБОМ)

(Вывешиваем на доску)

Пишу одинаковое слагаемое.

Ставлю знак умножения.

Считаю, сколько одинаковых слагаемых в сумме.

Записываю это число после знака умножения.


Учитель: - На что надо обратить внимание при записи? (какие слагаемые мы складываем и сколько их).


Реализация построенного проекта.


Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; зафиксировать новое знание в речи и с помощью алгоритма; организовать уточнение общего характера нового знания.


Учитель: - Теперь вы легко справитесь с заданием, которое вызвало у вас затруднение в устном счете. Запишите выражение, пользуясь алгоритмом. (Ученики записывают решение задачи о конфетах, пользуясь алгоритмом).

4*25=100

Учитель: - Что вам помогло снять затруднение? (Алгоритм)

- Итак, мы нашли новый способ записи суммы одинаковых слагаемых).

- Где можно его использовать? (Для короткой записи сумм одинаковых слагаемых).


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Цели: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.


Учитель: - Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться в записи выражений новым способом).

- Давайте все вместе проговорим алгоритм.


РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

- Пока играли, решали, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой. Катится по тропинке, вдруг из-за елки - Лиса. В зубах у нее учебник и тетрадь по математике.

- Слушай, колобок, - говорит Лиса, - выполнишь в учебнике №1 на странице 40 - домой вернешься, нет - съем тебя. Быстро, а то я в школу опаздываю.


- Обратимся к нашему помощнику - к учебнику. Откройте стр. 40 №1

- Сколько треугольников в каждой группе? (5)

- Сколько групп? (3)

-Как узнали, сколько всего треугольников? (5+5+5=15)

- Какие слагаемые в сумме? (Одинаковые)

- Как по-другому записали эту сумму? (5*3=15)

- Прочитайте эту запись по-разному.


(Если дети устали, можно провести)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ

У медведя дом большой (Руки вверх, потянуться)

А у зайца - маленький. (Руки вниз, присесть)

Наш медведь пошел домой, (Ходьба на месте «вперевалочку»)

А за ним и заинька. (Прыжки на месте)

Мы зверяток провожаем (Маршируют)

И урок наш продолжаем (Садятся за парты).


Учитель: - Запишите, используя новое действие - умножение, следующую

сумму: 32+32+32

(Учащиеся записывают выражение 32*3, ориентируясь на алгоритм)

- Как вы думаете, где возможна ошибка при записи выражения?

(Учитель записывает выражения 23+23+23+23, 17+17+17+17+17)

- Запишите выражения короче, работая в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой.


Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действий с самопроверкой; тренировать способность к самоконтролю.


Учитель: - Научились ли вы записывать новым способом сумму одинаковых слагаемых?

- Что надо сделать, чтобы это проверить? (Выполнить самостоятельную работу).

- Возьмите на парте карточки с одинаковыми рисунками.

- Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно, пользуясь алгоритмом.

(После самостоятельной работы ученики сверяют ее результаты с образцом, записанным на доске).


Образец для самопроверки самостоятельной работы:

7+7+7+7=7*4

12+12+12=12*3

9+9+9+9+9=9*5

48+48=48*2


Учитель: - Какие трудности возникли при выполнении?

- Как вы действовали? (По шагам алгоритма)

- Кто допусти ошибки?

- В каком месте и по каким причинам?

- Кто не допустил ошибок?

- Поставьте на полях «+» и помогите тем, у кого есть затруднения.


Включение в систему знаний и повторений.


Цели: включить используемые способы действий в систему знаний учащихся; организовать решение задач на повторение.


Учитель: - Где нам пригодится новое знание? (При решении примеров, задач).


(Учитель раздает карточки с задачами.)


1 ЗАДАЧА: Масса первого камня а кг, а второго - на в кг меньше.

Какова масса второго камня?


2 ЗАДАЧА: Масса гуся а кг, а масса индюка на в кг больше. Какова

масса гуся и индюка вместе?

3 ЗАДАЧА: В одном пакете а кг картофеля. Сколько картофеля в 5

таких пакетах?


Учитель: - Решите задачи. Где надо, примените новый способ действия.

Ученики работают в группах. В случае затруднения учитель помогает вопросами.

Самопроверка организуется педагогом по образцу, подготовленному им на доске.


Образец для самопроверки:


а-в а+(а+в) а*5


Работа в парах.


Учитель: - Посмотрите, у вас на парте лежит один конверт. Скажите, пожалуйста, как мы будем работать? (В парах)

- Вспомните правила работы в парах. (Дети проговаривают правила работы в парах)


Разноуровневые задания при изучении геометрического материала


1-Я ГРУППА ЗАДАНИЙ


*



*


Начертите прямоугольник с вершинами в этих точках, выделяя пары противоположных сторон прямоугольника разными цветными карандашами.


*



*

Начертите квадрат с вершинами в этих точках. Найдите и запишите длину сторон квадрата. Найдите периметр квадрата разными способами.


Р=2+2+2+2=8 (см) Р=2*4=8 (см)


2 –Я ГРУППА ЗАДАНИЙ


- Отметь точку (на клетчатой разлиновке). Отсчитай 6 клеток вправо и поставь вторую точку. От второй точки отсчитай 6 клеток вниз и поставь третью точку. Четвертую точку поставь так, чтобы мог получиться квадрат. Начерти квадрат. Найди и запиши длину сторон квадрата. Найди периметр квадрата разными способами.

Р=3+3+3+3=12 (см) Р=3*4=12 (см)


3-Я ГРУППА ЗАДАНИЙ

Начертите квадрат со стороной 4 см.Найди периметр квадрата разными способами.

Р=4+4+4+4=16(см) Р=4*4=16(см)


ПРОВЕРКА

1-я группа заданий проверяется вместе с учителем;

2-я группа заданий предполагает самостоятельную проверку по лекалам или с доски;

3-я группа заданий проходит коллективную проверку. (В группе)


Домашнее задание


- Прикатился колобок домой, а бабушка хоть и обрадовалась, но все же решила немного проучить Колобка за непослушание и дала ему задания для самостоятельной работы.


Работа по карточкам.

- На карточках записаны выражения числовые, а рядом - названия цветов карандашей. Здесь же изображены рисунки сказочных зверей, разделенные на части. На частях записаны числа - ответы.


- Учащиеся выполняют вычисления, находят значение выражения на рисунке и раскрашивают его часть цветом, название которого записано рядом.


Рефлексия учебной деятельности.


Цели: зафиксировать в речи новый способ действия, изученный на уроке; оценивать работу на уроке; обсудить домашнее задание.


Учитель: - Вот и закончилась наша сказка. Кто может сказать, что в течение урока он занимался учебной деятельностью?

- Кто может доказать это?

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Научиться записывать удобным способом суммы одинаковых слагаемых)

- Расскажите алгоритм записи выражений нового типа.

- У кого были трудности при открытии нового способа? В чем?

- У кого были трудности при выполнении самостоятельной работы? В чем?

- Справились ли вы с трудностями?

- Что мы должны помнить? Вспомните девиз сегодняшнего урока.


(Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта)


- Оцените свою работу

- Ученики составляют ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК на доске. Каждый ребенок берет лепесток такого цвета, который соответствует его настроению.


Всем большое спасибо за работу.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.