12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Воеводина Елена Евгеньевна18

Тема: Конкретный смысл действия умножения.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: 

Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.

Задачи урока:

Предметные: Познакомить учащихся  с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.

Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.

УУД

Личностные:

- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.

Регулятивные

- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.

Познавательные

Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.

Коммуникативные

- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.

 

Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.

Этапы урока:

 

1. Организационно- мотивационный момент.

Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.

3. Определение темы и задач урока.

Цель: Определение способа действий, составление плана.

4. Открытие нового знания.

Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.

5. Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.

7. Проверка усвоения материала.

Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

8. Итог урока.

9. Рефлексия.

Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Ход урока:

Организационно- мотивационный момент.

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок

Всё готово? Всё в порядке?

Книжки , ручки и тетрадки?

Сели прямо, не согнулись

И друг другу улыбнулись

Всем удачи вам сейчас

За работу! В добрый час!

 

- Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. А открывать новые знания с нами будет Мудрая Сова, которая даёт вам свои советы. Прочитайте их.

Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.

- А живёт наша мудрая сова на дереве, которое мы постараемся украсить листочками, лежащими у вас на партах.

 

Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке математики мы вместе с Мудрой Совой отправимся в гости к математическим действиям и знакам.

- Мудрая сова хочет узнать у вас:

- Какие математические действия вы уже знаете?

- Какой знак используется для обозначения сложения?

- А какой для обозначения вычитания?( знаки прикрепляются рядом с совой)

- Мудрая сова хочет убедиться, что вы научились пользоваться этими знаками.

2 человека работают у доски

63…20…7=50 10...9 >1

26…30…8=48 10…9=1

5…7…8=20 28…12<30

36…6…6=24 28…12>30

 

-Возьмите сигнальный круг со знаками « плюс», « минус» и покажите знак, который используется для нахождения:

- суммы чисел

- разности чисел

- для нахождения неизвестного уменьшаемого

- для нахождения неизвестного вычитаемого

- для нахождения неизвестного слагаемого

- для нахождения периметра многоугольника

- какой знак используется, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого

Проверка заданий на доске – девочки, мальчики

 

- Мудрая Сова довольна вами и , поэтому, готова вместе с нами совершить математическое открытие, связанное с новым действием. А вы готовы?

- Но прежде Мудрая Сова просит вас решить задачи о её друзьях – животных.

Сколько хвостов у пяти котов?

- Как это узнаем? ( 1+1+1+1+1=5)

 

Сколько лап у трёх медвежат?

- Сколько лап у одного медвежонка?

- А как узнать сколько у трёх? (4+4+4=12)

- Что общего у этих двух выражений? ( одинаковые слагаемые)

- А теперь ещё задача.

 

Сколько ушей у ста мышей?

- Как это узнать? ( по 2 надо прибавить 100 раз)

- Попробуем 2+2+2+2 – Удобно ли нам так считать? (очень долго)

- Сложением очень долго, а вычитание подойдёт для решения задачи?

- Значит, нужно какое-то новое математическое действие, которым можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Знаем мы такое действие?
 

Определение темы и задач урока.

- Мы узнаем как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.

46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)

- А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение)

- Назовите тему нашего урока

- А теперь определите цели урока, продолжив мысль.

На уроке я узнаю- что такое …

- как оно…

- для чего оно мне …

Я буду учиться

 

Открытие нового знания.

- Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?

- Каким действием мы можем заменить сложение – догадались?

- А может быть кто-то знает, каким знаком обозначается умножение?

- А может вы знаете – как записать выражения по- другому?

- Математика- наука точная, поэтому нужно проверить ваши предположения.

- Откройте учебник стр. 48

- Прочитайте тему урока. А теперь правило возле красной линии.

- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

-Как обозначается знак умножения на письме?

- Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?

- А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?

- Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте-

Я- знак умножения

Для облегчения сложения

- Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.

1+1+1+1+1=5

- Какое слагаемое брали? Сколько раз?

- Как записать с помощью умножения?

- Прочитаем получившееся выражение по- разному

( аналогично записываем остальные выражения)

- Что показывает первое число в записи? – Второе число?

- Видите, как быстро и легко.

- А кто знает, каким ещё другим знаком, кроме точки пользуются для записи умножения? (х)

- Ребята приготовили сообщение об истории этих знаков.

- Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение –мультипликация. От этого слова произошло название мультфильм.

- Знак умножения- косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 году.

- Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак- точку, чтобы не путать его с буквой Х.

 

Физминутка.

подняться, потянуться

согнуться, разогнуться

в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4- руки шире

5-руками помахать

6- за парту тихо сесть

7-8 – лень отбросим

 

Первичное закрепление.

Работа по учебнику № 1.

- Рассмотрите рисунок.

- Что обозначает первая запись? (треугольники сгруппировали по 5. Получилось 3 группы. Сложили группы и получили результат.)

- Что обозначает вторая запись?( по 5 взяли 3 раза применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)

- Мудрая сова предлагает вам, опираясь на новые знания заменить суммы умножением. (ученик – у доски)

8+8+8+8=

6+6+6+6+6=

32+32+32=

2+7+2+7= -Почему не можем заменить?

- Какой вывод можем сделать?
 

Работа в группах.

- У вас на партах лежат конверты. В них пазлы – это листья с нашего дерева. Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложения и умножения.

- Переверните листочки. Если у вас сложились половинки одного цвета, вы выполнили задание правильно.

- Проверим. Если правильно- зелёный листок, есть ошибки- жёлтый.

- Покажите как выполнили задание ?
 

Работа с геометрическим материалом.

- Мудрая Сова любит играть в игру «Найди лишнее». Давайте и мы поиграем в эту игру. Найдите 3 ответа.( треугольник, четырёхугольник, квадрат, , прямоугольник)

- Мудрая сова просит вас начертить квадрат со стороной 3 см и найти его периметр. ( самостоятельно) Проверка

- А можно по-другому узнать периметр этого квадрата? Можно применить для этого новое действие – умножение? Почему?

-Обсудите в парах и найдите периметр квадрата с помощью умножения.

- Проверим. Покажите, как вы выполнили это задание. Вот видите насколько это быстрее и удобнее.

- Ребята, а в жизни когда может пригодиться умножение?

( В магазине когда нужно купить несколько пачек чего-то, продавцам, строителям-

- Умножение нужно всем людям, независимо от возраста, образования, места работы.

 

Проверка усвоения материала. Самостоятельная дифференцированная работа.

- Ну а сейчас Мудрая Сова хочет проверить как вы поняли новую тему.

На партах у вас по две карточки. На карточке с синим кружком – задание полегче, на карточке с красным кружком – посложнее. Выберите задание по своим силам и выполните его.

- Проверим. (проверка по эталону)

- Кто выполнил задание без ошибок – поднимите зелёный листочек,

С 1-2 ошибками- жёлтый, много ошибок- красный..

 

Итог урока.

- Наш урок подходит к концу. Все работали дружно и хорошо.

- Какие открытия мы сделали на уроке?

- Что такое умножение?

- Для чего нам нужно умножение?

- Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?
 

Рефлексия.

- А теперь мне бы хотелось узнать – с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было интересно, вы довольны собой – возьмите зелёный листочек. Если что- то не получилось- жёлтый.

- А теперь давайте подарим этот листочек нашему дереву, чтобы Мудрой Сове на нём жилось ещё лучше.

10. Домашнее задание.

Стр. 48 № 5

По желанию- составить 4 числовых выражения на сложение и умножение.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.