Урок математики на тему «Конкретный смысл действия умножения»
Тема: Конкретный смысл действия умножения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
Развивающая: Развивать вычислительные навыки, развивать логические операции сравнения, классификации, анализа, коммуникативные навыки.
УУД
Личностные:
- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные
- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные
– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные
- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.
Этапы урока:
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
3. Определение темы и задач урока.
Цель: Определение способа действий, составление плана.
4. Открытие нового знания.
Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
7. Проверка усвоения материала.
Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
8. Итог урока.
9. Рефлексия.
Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока:
Организационно- мотивационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Всё готово? Всё в порядке?
Книжки , ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись
И друг другу улыбнулись
Всем удачи вам сейчас
За работу! В добрый час!
- Сегодня на уроке вы убедитесь, что в математике есть ещё много интересного, что можно открыть для себя. А открывать новые знания с нами будет Мудрая Сова, которая даёт вам свои советы. Прочитайте их.
Будьте внимательны, думайте быстро, решайте правильно.
- А живёт наша мудрая сова на дереве, которое мы постараемся украсить листочками, лежащими у вас на партах.
Актуализация знаний.
-Сегодня на уроке математики мы вместе с Мудрой Совой отправимся в гости к математическим действиям и знакам.
- Мудрая сова хочет узнать у вас:
- Какие математические действия вы уже знаете?
- Какой знак используется для обозначения сложения?
- А какой для обозначения вычитания?( знаки прикрепляются рядом с совой)
- Мудрая сова хочет убедиться, что вы научились пользоваться этими знаками.
2 человека работают у доски
63…20…7=50 10...9>1
26…30…8=48 10…9=1
5…7…8=20 28…12<30
36…6…6=24 28…12>30
-Возьмите сигнальный круг со знаками « плюс», « минус» и покажите знак, который используется для нахождения:
- суммы чисел
- разности чисел
- для нахождения неизвестного уменьшаемого
- для нахождения неизвестного вычитаемого
- для нахождения неизвестного слагаемого
- для нахождения периметра многоугольника
- какой знак используется, чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого
Проверка заданий на доске – девочки, мальчики
- Мудрая Сова довольна вами и , поэтому, готова вместе с нами совершить математическое открытие, связанное с новым действием. А вы готовы?
- Но прежде Мудрая Сова просит вас решить задачи о её друзьях – животных.
Сколько хвостов у пяти котов?
- Как это узнаем? ( 1+1+1+1+1=5)
Сколько лап у трёх медвежат?
- Сколько лап у одного медвежонка?
- А как узнать сколько у трёх? (4+4+4=12)
- Что общего у этих двух выражений? ( одинаковые слагаемые)
- А теперь ещё задача.
Сколько ушей у ста мышей?
- Как это узнать? ( по 2 надо прибавить 100 раз)
- Попробуем 2+2+2+2 – Удобно ли нам так считать? (очень долго)
- Сложением очень долго, а вычитание подойдёт для решения задачи?
- Значит, нужно какое-то новое математическое действие, которым можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Знаем мы такое действие?
Определение темы и задач урока.
- Мы узнаем как называется это действие, если правильно расположим эти числа в порядке возрастания.
46, 100, 7, 91, 23, 83, 70, 52, 79. (в парах)
- А теперь переверните карточки и узнаете как называется новое математическое действие (читаем хором – умножение)
- Назовите тему нашего урока
- А теперь определите цели урока, продолжив мысль.
На уроке я узнаю- что такое …
- как оно…
- для чего оно мне …
Я буду учиться…
Открытие нового знания.
- Давайте ещё раз посмотрим на наши суммы.- Какие слагаемые в этих суммах?
- Каким действием мы можем заменить сложение – догадались?
- А может быть кто-то знает, каким знаком обозначается умножение?
- А может вы знаете – как записать выражения по- другому?
- Математика- наука точная, поэтому нужно проверить ваши предположения.
- Откройте учебник стр. 48
- Прочитайте тему урока. А теперь правило возле красной линии.
- Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых?
-Как обозначается знак умножения на письме?
- Задайте вопрос классу, который начинается со слова ЧТО?
- А кто попробует задать вопрос, который начинается со слова ЗАЧЕМ? Как вы думаете , зачем придумали это действие?
- Вот что о себе говорит сам знак умножения- прочитайте-
Я- знак умножения
Для облегчения сложения
- Давайте докажем, что умножение облегчает сложение. Заменим данные суммы умножением.
1+1+1+1+1=5
- Какое слагаемое брали? Сколько раз?
- Как записать с помощью умножения?
- Прочитаем получившееся выражение по- разному
( аналогично записываем остальные выражения)
- Что показывает первое число в записи? – Второе число?
- Видите, как быстро и легко.
- А кто знает, каким ещё другим знаком, кроме точки пользуются для записи умножения? (х)
- Ребята приготовили сообщение об истории этих знаков.
- Для обозначения действия умножения европейские математики 16 века употребляли букву М, которая была начальной в латинском слове, обозначавшем увеличение, умножение –мультипликация. От этого слова произошло название мультфильм.
- Знак умножения- косой крестик впервые ввёл английский математик Вильям Оутред в 1631 году.
- Немного позднее немецкий математик Лейбниц ввёл знак- точку, чтобы не путать его с буквой Х.
Физминутка.
подняться, потянуться
согнуться, разогнуться
в ладоши три хлопка, головою три кивка
на 4- руки шире
5-руками помахать
6- за парту тихо сесть
7-8 – лень отбросим
Первичное закрепление.
Работа по учебнику № 1.
- Рассмотрите рисунок.
- Что обозначает первая запись? (треугольники сгруппировали по 5. Получилось 3 группы. Сложили группы и получили результат.)
- Что обозначает вторая запись?( по 5 взяли 3 раза применили новый способ записи суммы одинаковых слагаемых.)
- Мудрая сова предлагает вам, опираясь на новые знания заменить суммы умножением. (ученик – у доски)
8+8+8+8=
6+6+6+6+6=
32+32+32=
2+7+2+7= -Почему не можем заменить?
- Какой вывод можем сделать?
Работа в группах.
- У вас на партах лежат конверты. В них пазлы – это листья с нашего дерева. Составьте пазлы так, чтобы у вас получились равенства сложения и умножения.
- Переверните листочки. Если у вас сложились половинки одного цвета, вы выполнили задание правильно.
- Проверим. Если правильно- зелёный листок, есть ошибки- жёлтый.
- Покажите как выполнили задание ?
Работа с геометрическим материалом.
- Мудрая Сова любит играть в игру «Найди лишнее». Давайте и мы поиграем в эту игру. Найдите 3 ответа.( треугольник, четырёхугольник, квадрат, , прямоугольник)
- Мудрая сова просит вас начертить квадрат со стороной 3 см и найти его периметр. ( самостоятельно) Проверка
- А можно по-другому узнать периметр этого квадрата? Можно применить для этого новое действие – умножение? Почему?
-Обсудите в парах и найдите периметр квадрата с помощью умножения.
- Проверим. Покажите, как вы выполнили это задание. Вот видите насколько это быстрее и удобнее.
- Ребята, а в жизни когда может пригодиться умножение?
( В магазине когда нужно купить несколько пачек чего-то, продавцам, строителям-
- Умножение нужно всем людям, независимо от возраста, образования, места работы.
Проверка усвоения материала. Самостоятельная дифференцированная работа.
- Ну а сейчас Мудрая Сова хочет проверить как вы поняли новую тему.
На партах у вас по две карточки. На карточке с синим кружком – задание полегче, на карточке с красным кружком – посложнее. Выберите задание по своим силам и выполните его.
- Проверим. (проверка по эталону)
- Кто выполнил задание без ошибок – поднимите зелёный листочек,
С 1-2 ошибками- жёлтый, много ошибок- красный..
Итог урока.
- Наш урок подходит к концу. Все работали дружно и хорошо.
- Какие открытия мы сделали на уроке?
- Что такое умножение?
- Для чего нам нужно умножение?
- Всегда ли мы можем заменить сложение умножением?
Рефлексия.
- А теперь мне бы хотелось узнать – с каким настроением вы заканчиваете урок. Если вам было интересно, вы довольны собой – возьмите зелёный листочек. Если что- то не получилось- жёлтый.
- А теперь давайте подарим этот листочек нашему дереву, чтобы Мудрой Сове на нём жилось ещё лучше.
10. Домашнее задание.
Стр. 48 № 5
По желанию- составить 4 числовых выражения на сложение и умножение.