Опричнина

0
1
Материал опубликован 16 February



Предмет: история

Тип урока: открытие нового знания

Класс: 7

Цель : познакомить с причинами разрыва царя с участниками Избранной рады; разобрать причины опричнины и ее последствия для экономики страны.

Задачи:

Воспитывающая: формирование познавательного интереса к изучаемой теме.

Развивающая: развивать умение анализировать и делать выводы. Формировать умение работать с иллюстрациями учебника, картами и текстом.

Обучающая: научить учащихся давать определения понятиям и терминам.

Планируемые результаты:

Предметные: давать определения понятий: земщина, опричнина;  показывать на карте территории, вошедшие в состав опричнины; раскрывать причинно-следственные связи, цели и результаты деятельности исторических личностей.

Метапредметные УУД:  владение устной речью; соотносить свои действия с планируемым результатом;  применять исследовательские умения при решении поисковых задач.

Личностные УУД: формировать интерес к истории России, оценивать роль личности в истории.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник по редакцией А.В.Торкунова «История России».

Основные понятия: опричнина, земщина, опричники, Александровская слобода.

Ход урока

1.Организационный момент

( приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)

2. Актуализация знаний

На прошлом уроке мы изучали тему «Внешняя политика Ивана IV».

Давайте проверим ваши знания.

- Работа по карте. Покажите:

1) Территории присоединенные при правлении Ивана Грозного

2) Поход Ермака

3) Земли, утраченные в ходе Ливонской войны. карте  Слайд 1

Давайте вспомним внутреннюю политику Ивана Грозного.

Карточка « Мы любим даты» (1547,1550,1551,1556,1558-1583)

Карточка «Кто в маске?» (А.Ф.Адашев, А.М .Курбский, митрополит Макарий, Стефан Баторий)

3.Постановка учебной задачи

Краткий летописец, XVII в.: «В лето 7074-го (1566) году. Великий государь царь и великий князь Иван Васильевичь Московский и всеа Росии самодержец учинил у себя на Москве опришлину»

Что учинил царь? Что означает слово «опричнина»?

Проблема урока: «Опричнина – зло или благо для России?» слайд 2

А вы знаете что такое опричнина?

Ребята, назовите тему нашего урока?

( Постановка цели и задач урока)

Тема урока «Опричнина»

- Что такое опричнина?

- Какова её сущность, цели, средства осуществления и результаты?

Ответы учащихся.

 На экране: Опричнина – (от слова «опричь» – кроме) – особый, царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным опричным управлением слайд 3

4.Изучение нового материала

Иван Грозный считал бояр предателями ( он подозревал их в отравлении жены)за что и расправился с участниками «Избранной рады».Неожиданно в 1564 Иван Грозный с семьей уезжает из столицы в Александровскую слободу. Люди не знали причину отъезда царя. Спустя месяц Иван Грозный отправил в Москву две грамоты, в одном он объявил о своем отречении от престола, по причине гнева на бояр. А во второй грамоте говорилось?

Узнаем прочитав текст на стр.83 Ответы учащихся

Иван IV предъявил требования, при исполнении которых он соглашался вернуться в Москву.

Назовите требования ?

-предоставить право казнить « изменников»

-учредить в государстве особый порядок, то есть разделить территорию государства на 2 части:

1) опричнину- земли, взятые под власть царя

2) земщину- земли, которыми должны управлять бояре.

Давайте вместе определим цели опричнины ?

Цели опричнины: слайд 4

стремление царя к единовластию

сосредоточение главных сил на продолжении начатой в 1558 г. Ливонской войны.

ликвидация остатков феодальной раздробленности

- Исходя из целей опричнины, выясните ее причины. Ответы учащихся.

Причины опричнины: слайд 5

противоборство царя с его окружением, вызванное становлением самодержавия, оттеснением от власти княжеско-боярской знати

неудовлетворенность царя результатом проводимой внешней политики (ходом Ливонской войны)

В опричнину вошли наиболее развитые районы,здесь создавалось особое войско, воинов называли опричниками.

В 1570 г. царь с опричным войском пошёл в поход на Новгород. Он получил донос на новгородцев.

А что же было в этом доносе? Перехвачена новгородская грамота. Слайд 6

Это мы можем узнать прочитав стр 84

По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы. Прибыв в Новгород, царь с сыном Иваном начал суд над новгородцами, подозреваемыми в измене.  Убийства продолжались около шести недель.

Опричнина и Ливонская война ослабили Московское государство. Опричники не смогли дать отпор войску крымского хана Девлет-Гирею который в 1571году сжёг Москву , и поэтому осенью 1572 году Иван Грозный отменяет опричнину. После её отмены Иван Грозный казнил большую часть самих опричников.

Годы опричнины : 1565-1572 слайд7

5. Закрепление.

Теперь ребята мы с Вами можем ответить на вопрос поставленный в начале урока.


Только ли к отрицательным последствиям привела опричнина?

 Каковы, на ваш взгляд, были последствия опричнины? Ответы учащихся

- Как Вы считаете, выполнены цели опричнины?

- Какими методами шел Иван Грозный к намеченной цели?

После всего сказанного учащимися делается вывод.


Вывод: Опричнина способствовала усилению центральной власти, была направлена против пережитков удельного времени. Но этот путь был разорительным и гибельным для страны и не являлся прогрессивным.

Запись в тетради: Последствия опричнины. Слайд 8

Давайте посмотрим насколько вы усвоили тему «Опричнина»

Перед вами листочки, возьмите их и выполните тест.

6.Рефлексия

7.Подведение итогов

Выставление оценок

8.Домашнее задание параграф 10.Подготовить сообщение « Итоги правления Ивана Грозного»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы увидеть презентацию, на которую вы ссылаетесь... Не нашла ссылки

16 February