12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Чернышкина Светлана Васильевна36
Россия, Саратовская обл.

Мастер -класс «Открытий много, и тому причина...» по предмету «Окружающий мир»,

3 класс, система развивающего обучения Л.В. Занкова

Фрагмент урока (Iчасть)

Тема: Как образуются снежинки, изморозь.

Для учащихся

Для учителей

-Как образуются снежинки?

- Жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий.

Герхарт Гауптман

Тип урока: урок формирования новых знаний;

Девиз урока:

Самая большая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.

Антуан Сент- Экзюпери

Цели урока:

-образовательная

Для учащихся

Для учителей

- сформировать знания об образовании снежинок, изморози;

- знакомство с методическими основами педагогической инновации;

(продуктивное общение на основе

индивидуализации обучения как

основной метод

технологии развивающего обучения);

-развивающая

Для учащихся

Для учителей

- развитие любознательности,

наблюдательности ребенка,

экспериментальных умений;

умений говорить, рассуждать,

логически и творчески мыслить;

- развитие мировоззрения обучающихся; постижение приемов синтеза и анализа;

своих действий, направленных на развитие ребенка через общение

(умение говорить,

рассуждать, анализировать ситуацию,

логически и творчески мыслить);

-воспитательная

Для учащихся

Для учителей

воспитание эстетических чувств;

любви к родной природе;

- реализация задачи формирования

ключевых компетенций обучающегося - само образовательных, деятельностных,

социально -общественных;

Ход урока:

1.Оргмомент

Учитель:

Слайд (Зимний лес, зимняя сказка)

По деревьям серебристая

Перекинулась фата -

Белоснежная, пушистая,

Кружевная красота!

И себя березка грустная

Не могла узнать сама -

Так украсила искусная

Ветки деревца зима...

Учитель:

угадайте мою загадку!

Белых пчел из синей тучи

Вылетает рой летучий.

Не гудят и не кусают,

На ладошке теплой тают. (Снежинка)

Учитель:

Совершенно верно. А сегодня на уроке мы узнаем, как они образуются.

Тема нашего урока так и называется «Как образуются снежинки.Изморозь.»

2. Актуализация знаний

- что мы получим, если заморозим воду? (кусок льда)

- где можно увидеть мельчайшие кристаллики льда в домашних условиях? (на окнах, в морозильной камере холодильника)

3. Формирование новых знаний

Учитель: В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в очень холодные слои воздуха. Там он превращается в крошечные кристаллики льда. Кристаллики присоединяются друг к другу и образуют 6-ти лучевые симметричные снежинки.

Слайд (Снежинки.)

- как выглядят снежинки?

- сколько у них лучей?

- симметричны ли они?

- все ли снежинки одинаковой формы?

Слайды про снегопад

Учитель:

- как называется падение снежинок с неба? (Снегопад)

- виды снегопада (снежные хлопья - когда снежинки слипаются; снежная крупа- когда обламываются лучики снежинок в мороз;

Учитель: (Слайд про иней)

-почему иногда ветви покрываются как бы снежным пухом? Что это за кружевная красота? (Изморозь). Появление морозных узоров можно наблюдать на окнах домов, на стеклах автобусов. Наверное, вы догадались, что эти затейливые узоры на стекле «рисует» водяной пар. Наблюдая это красивое явление, люди приметили: если побеги морозных узоров идут вверх - быть морозу, если наклонились - к оттепели.

4. Закрепление

Учитель:

- Кто из вас любит смотреть, как падают снежинки?(определение В)

- А кто из вас любит слушать завывание ветра зимой? (находим А.)

-А кто любит рисовать зимние пейзажи?(вычисляем К.)

- Вот сейчас я вам продемонстрирую несколько слайдов, а вы выполните задания (Программирование):

Кинестетики- расскажут то, что видят (Слайды)

Визуалы - послушают музыку и поделятся своими впечатлениями( музыкальная иллюстрация «Метель» Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»);

Аудиалы - рисуют снегопад, снежинки;

5.Итог урока. Физпауза (Бегающая снежинка)

IIчасть урока - мастер-класс

1.Учитель:

- Коллеги! Многолетний опыт моей работы мне подсказал, что надо не противопоставлять традиционную систему обучения и современную развивающую технологию обучения, а нужно- взаимообогащать.

Мой путь другой - индивидуализация обучения и его программирование.

Чем ценна идея ?

Здесь ведущий канал восприятия, заложенный в ребенке генетически, при подключении других подканалов позволяет максимально развивать мыслительную деятельность ученика.

Известно, что восприятие информации первоначально составляет:

аудиалы -10%; визуалы -20%; кинестетики-15%; Ученые доказали, что если объединить эти подканалы, то прием информации возрастает до 80%!

Это методика из традиционной системы образования очень пригодилась при апробировании развивающей технологии обучения.

Из всех ведущих методов развивающей системы обучения я выбрала метод продуктивного общения.

Именно продуктивное общение на уроке с детьми является основой основ всего: и образования, и особенно развития ребенка!

С общения начинается все:

-и постижение внешнего мира;

- и постижение основ нравственности в воспитании;

-закладывается самостоятельность, способность саморазвиваться, самосовершенствоваться, т.е. формируются ключевые компетенции ребенка.

Объединив эти методы, я увидела их эффективность.

Коллеги, вы сами убедились, какие ведущие каналы восприятия информации у вас особенно развиты, когда вы ответили на вопросы: видел, слышал, рисовал.

Моя задача: развивать все каналы восприятия ребенка.

Недавно я прочитала такую притчу: Однажды Акбар начертил отрезок и, обратившись к министрам, спросил:

-Как сделать этот отрезок короче, не прикасаясь к нему?

Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и начертил рядом с ним другой отрезок, но более длинный, тем самым умалив достоинство первого...

Мы должны учить детей умению мыслить, думать, только тогда они смогут развиваться в правильном русле.

Поэтому я часто детям привожу высказывания мудрых людей. (Слайд)

А: Люди учатся, как говорить., а главная наука - как и когда молчать(восточная мудрость);

В: Смотрят все, а видят немногие (Карел Чапек);

К: Кто не умеет говорить - карьеры не сделает (Наполеон).

Учитель:

-Коллеги! Наша жизнь - это почти непрерывная цепь собственных открытий. Научим наших детей делать открытия и сами будем открывать для себя новые и новые страницы образования!

Завершая свой урок, хотелось бы обратиться к теме мастер - класса:

но... я его перефразирую:

Открытий много, а тому причина-

С древних лет

Сурова и проста

Истина, живущая поныне:

Человека на любой вершине

Вновь зовет другая высота.

И наверное, если бы не это -

Вечное желанье высоты -

На земле бы не было поэтов,

Слез и песен,

Крыльев и мечты!

(Стихи И. Тобольского «Высота»)

Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.