Технологическая карта уроков истории России «Опричнина» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 22 February 2022

Технологическая карта уроков истории России

Учитель Дулаева Ира Руслановна


Тема урока

ОПРИЧНИНА

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока

Разрыв Ивана IV c Избранной Радой

Установление Опричнины

Поход на Новгород и Псков..Борьба с Крымом.Итоги опричнины.

Итоги правления Ивана IV

Личностно значимая проблема

«Опричнина – зло или благо для России?»

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Опричнина, Андрей Курбский, Неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы урока



Время


Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения


Деятельность учителя


Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия


Универсальные

учебные действия

(УУД)


Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности


2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность,. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.


Обясните слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

На сегодняшнем уроке, мы разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Фронтальная

работа


Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения


II. Актуализация знаний

7

Беседа






Вопросы от ученика к ученику

Организует беседу по вопросам:

Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Реформы Избранной рады». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.

Исторический диктант.

1.Священник, деятель Избранной рады.

2.Титул Ивана Грозного.

3.Казак, возглавивший поход против Кучума.

4.Служилые люди, получавшие за службу земельный надел.

5.Сословно-представительный орган при царе

6.Постоянное войско, созданное Иваном Грозным.

7.Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным

8.Сборник законов

9.Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года.

10.Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.




Сильвестр

Царь

Ермак

Дворяне

Земский собор

стрельцы

приказы

Судебник

Стоглав

Самодержавие





Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.



2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

Беседа и рассказ учителя








Работа с учебником
























Работа с учебником




- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии

- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».

- В тетрадь записываются причины террора:

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.

Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).

- Стр. 82 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?

(1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский.

Рассказ учителя.

- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 88)?

- Какие территории вошки в опричнину?

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.

Одновременно было создано опричное войско.

- Как относилось к введению опричнины большинство население страны?

- На стр. 85-86 выделим итоги царствование Ивана Грозного.













Опережающее индивидуальные задание Поход на Новгород и Псков.

.Борьба с Крымом

.Итоги опричнины

Ученики делают записи в тетради, читают текст.





Работа с учебником, выделение причин террора

1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.



Разделение страны на две части:

1.Опричнину, взятую в особое царское владение;

2.Земщину, которой должны были ведать бояре.


Выделяют итоги: 1. Хозяйственный упадок;

2. 1581 г. – указ о заповедных летах;

3. Изменения в высших слоях населения:

а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;

б) люди, сделавши кареру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли.

1. Индивидуальная работа.







2. Работа в группах.






3. Фронтальная работа.








4. Индивидуальная работа.







5. Работа в парах

ь

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.







2. Устные ответы.





3. Устные ответы.







4. Письменные задания.









5. Устные ответы


IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7


Организует работу с учащимися

Что такое опричнина?

Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?»

Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину?

- Какие земли вошли в опричнину?

- Чему способствовала опричнина?

- Каковы итоги опричнины?

- Почему Иван Грозный запретил опричнину?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Нескольким ученикам предложите ответить на вопросы теста( подчеркнуть правильный ответ)


1. При Иване Грозном было введено :

А)опричнина
Б) местничество

В)отмена Юрьева дня




2. Иван III окончательно захватил:

А)Казань

Б)Тверь

В)Новгород


3.Ливонская война велась:

А)с Речью Посполитой

Б) с Тевтонским орденом
В) с племенами ливов

4. Максим Грек был:

А) греческим живописцем
Б) переводчиком и писателем
В) наставником Ивана Грозного


5. Нестяжатели- это:

А) название ереси
Б) административная должность в Московской Руси

В) одно из направлений в церкви


6. Ермак известен:

А) как завоеватель Вятской земли
Б) как первопроходец в Астрахань и Ногайское ханство
В) как покоритель сибирских народов


7. «Домострой»-это:
А) название свода законов
Б)свод норм поведения, традиций и обычаев

В) руководство по строительному делу

8.Каково было название Московского государства в других странах при Иване Грозном:
А) Русь

Б) Россия
В) Московия


Ответы: 1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-в, 7-б, 8-в.

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 10, проанализировать исторические документы

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.