Проект урока истории «Внутренняя политика Ивана IV (Грозного). Опричнина» (10 класс)
Проект урока.
Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ СОШ №12
Учитель: Гусева А.В.
Класс: 10
Тема учебного занятия: Технология развития критического мышления на уроках курса «Истории» на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».
Учебник: История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб для 10 кл. общеобразоват учреждений / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова.-12 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006.-336с.
Ход урока.
1 этап. Мотивация. Постановка проблемы.
Дискуссия: Что на ваш взгляд двигает власть к началу проведения государственных реформ?
Вопросы, направляющие учащихся в момент дискуссии (вопросы могут быть сформулированы менее прозрачно, в зависимости от уровня подготовки учащихся):
* Может ли наличие кризисного состояния тех или иных сфер жизнедеятельности
общества являться импульсом к реформам?
* Могут ли различного рода противоречия и конфликты социальных групп общества стоять за реформами ?
* Может ли реформа выступать, как социально-экономический и политический вариант трансформации общества, необходимый для предотвращения дестабилизации системы?
Вопрос урока: Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?
2 этап. Работа с понятиями.
Монологическая речь учителя:
Я думаю, что какие бы причины не двигали власть к реформам, всегда существуют социальные слои, более или менее заинтересованные в сохранении прежней системы, и слои, которые стремятся к её изменению, модернизации или даже разрушению. Борьба этих сил и определяет диалектику развития исторической эпохи через реформы или контрреформы. Давайте определимся в значении данных понятий.
Работа со словарем или под диктовку учащиеся записывают в тетрадь:
Реформа – это франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, которое осуществляется мирным путем.
Самостоятельно определяют понятие контрреформа:
Контрреформа – обычно являются следствием реформ. Способ разрешения общественных противоречий, порожденных реформами.
Российские модели реформ имеют ряд особенностей, которые можно выразить схематически:
Первоначальный импульс к реформе имеет внешний или внутренний характер.
Инициатор реформ: Глава государства или главное управленческое звено государства, осознающие необходимость перемен
Раскол общества и начало контрреформ.
Осуществление реформ административным путем в условиях борьбы сторонников и противников преобразований.
Половинчатость реформ
Незавершенность реформ
Социальный взрыв
Иногда эпоха какого-либо правителя включает цикл реформ и контрреформ одновременно, например: XVI век – эпоха Ивана Грозного.
3 этап. Изучение основной проблемы, формирование личной позиции.
Мозговой штурм (Работа в группах): Опираясь на материал учебника, переложите теоретический материал параграфа на схему, указанную выше для этого разделитесь на группы:
Работа в группах:
1 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1, определите начальный импульс к проведению реформ во времена юности Ивана IV.
2 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 2, определите инициатора реформ данного периода.
3 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 1,2, определите сторонников и противников преобразований.
4 группа: Опираясь на материал учебника стр. 203 параграф 25 пункт 3, определите основные направления реформ.
Работа групп проверяется вслух.
Ответы учащихся:
1 группа: начальным импульсом к проведению реформ стали: Распри вельмож-правителей, притеснения с их стороны в отношении крестьянства. Общие недовольства со стороны посадских людей, дворян, значительной части бояр и духовенства. Смена у власти боярских группировок, интриги и казни, расправы и разбои.
2 группа: инициатором реформ данного периода явился сам Иван IV и кружок придворных деятелей «Избранная рада»:Андрей Курбский, Алексей Федорович Адашев, Иван Михайлович Висковатый, Сильвестр, Дмитрий Курлятев и др.
3 группа: сторонником реформ стали: члены «Избранной рады», посадские люди, дворяне, значительная часть бояр и духовенства.
противником реформ явилось: часть боярства и духовенство (монашество)
4 группа: основные направления реформ:
* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления(губная реформа), укрепление военных сил страны (введение постоянных стрелецких войск).
* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.
* 1551г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.
* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.
Сообщения учеников, которые заранее готовятся по заданной тематике (Тексты сообщений см. Приложение №1):
Реформа системы государственных учреждений (приказы)
Военная реформа и ограничение местничества.
Реформы «Избранной рады»
Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.)
Реформа местного управления и отмена системы кормлений
Церковная реформа
(Стоглавый собор 1551г.)
Реформа налогово-финансовой системы
Какое значение, на ваш взгляд, имели реформы «Избранной рады»? В чьих интересах они проводились?
Учащиеся зачитывают вслух варианты ответов.
Работа с материалом статьи.
Опричнина
Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.
А. Л. Юрганов
Что такое опричнина?
Чем опричнина отличается от всех других преобразований Ивана IV?
Какие элементы контрреформаторства вы можете вычленить из опричнины?
Какие известные точки зрения по вопросу «Характер опричнины» существуют в чем их суть? ( в помощь стр. учебника 220 параграф 27 пункт №1). Может быть, у вас есть своя точка зрения по данному вопросу?
Материал учебника по вопросу «Характер опричнины» может быть дополнен информацией из Приложения №1 по данному вопросу. В Приложении № 1 приводятся различные точки зрения известных историков по проблеме: «Характер опричнины».
4 этап. Итог занятия.
Заполнение схемы: (индивидуальная работа)
Реформы и контрреформы Ивана Грозного.
Сферы деятельности:
* Внутренняя политика
* Экономика
* Социальное развитие
Реформы:
Контрреформы:
Результат:
Ответ:
Сферы деятельности:
* Внутренняя политика
* Экономика
* Социальное развитие
Реформы:
* Созыв Земского собора, создание приказов, реформа местного самоуправления
укрепление военных сил страны.
* Улучшение сбора налогов, Судебник 1550г подтвердил право Юрьева дня.
*1551г. принятие Стоглава, который закреплял особенности церковного устройства с позиций самого царя.
* Оформление статуса отдельных социальных групп, сословное представительство в Земском соборе.
Контрреформы:
* Разделение государства на земщину и опричнину, террор беззаконие и деспотизм.
* Произвольные реквизиции, гибель людей.
* Противопоставление «опричного двора» всему обществу, обращение всех подданных в холопов
Результат:
* Расстройство управления, политический кризис, конец династии Рюриковичей, Смута.
* Бегство населения и запустение многих территорий, отмена Юрьева дня в 1581г., экономический кризис.
* Социальный разлад и кризис, маргинализация общества, создание предпосылок для гражданской войны.
Вернемся к вопросу, который был поставлен перед вами в начале урока и ответим на него:
Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?
Примерный ответ: (несоответствие состояло в том, что объективно направленная на унитаризм и централизацию, опричнина создавала элементы разобщенности и децентрализации. В этом проявлялась её контрреформистская направленность, сложность, противоречивость и запутанность, которая и привела к упадку в социальной сфере, экономике, создала политическую нестабильность).
5 этап. Заключение.
Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 25, 27.
2. Проработать материалы документов к параграфу 25.
Приложение 1.
Тексты Сообщений для учащихся: Реформы «Избранной рады».
Реформа системы государственных учреждений (приказы).
В 50-60-гг. XVI века начали складываться государственные учреждения, ведавшие отдельными отраслями управления в Московском царстве – приказы, возглавляемые боярами и дьяками. Посольский приказ ведал внешней политикой России. Разрядный приказ вооруженными силами России. Поместный приказ – наделял землями служивых людей. Разбойный приказ занимался борьбой с разбоями и судом над «лихими» людьми. Большой приход собирал налоги с населения.
Особое место в данной системе отводилось челобитной избе (приказу), которой руководил А. Адашев. Здесь принимались и рассматривались челобитные ( грамоты с прошением, доносом или просьбой) на имя государя. В силу своей специфики данный приказ выступал в качестве высшего контрольного органа в стране.
Принятие нового свода законов (Судебник 1550г.).
Судебник 1550г., заменивший старый кодекс Ивана III, был в лучшей степени систематизирован. Впервые в истории России вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль над деятельностью наместников и волостелей. Наиболее важные дела стали решать в Москве царь и бояре. На местах же за судебными разбирательствами следили старосты и целовальники.
Документ подтверждал Юрьев день (В осенний Юрьев день заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян). К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) неделя до и неделя после Юрьева дня. А также уточнен порядок выплаты «пожилого» (возможность крестьянина перейти от одного землевладельца к другому. Данный налог значительно повысился, чтобы затруднить возможность перехода крестьян от одного феодала к другому.
Кроме того, согласно данному документу была ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов дворянских детей.
Церковная реформа (Стоглавый собор 1551г.).
Стоглавый собор 1551г. решения, которого были записаны в 100 глав текста (ответы на вопросы царя Ивана IV). Единому российскому государству нужна была более централизованная единообразная церковь. Ещё с удельных времен в стране существовали различия в исполнении некоторых религиозных обрядов и чтилось великое множество местных святых. Поэтому по инициативе главы русской церкви митрополита Макария все «местночтимые» святые были признаны общерусскими. Унифицировано также было исполнение религиозных обрядов. Предусматривались по укреплению дисциплины и нравственного облика духовенства. Была выделена отдельная глава о роли церкви в деле просвещения.
Реформа налогово-финансовой системы.
Большинство взиманий и платежей были переведены в денежную форму. Основным видом налога была посошная подать, введенная ещё в период татаро-монгольского владычества, включавшая в себя и поземельный налог. «Соха» представляла собой единицу измерения налога и выражалась через количественное выражение земельных площадей( десятины, чети и выти), которыми владели землевладельцы, церковь и города. Для установления размера налогов служило сошное письмо, предусматривавшее измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определения на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четях (около 0,5 десятин) и была в различных местах неодинакова. Это зависело от местности, качества почвы, принадлежности земель.
В итоге главным объектом обложения стала земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг, которые описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность.
Кроме обычных прямых податей и оброка широко практиковались целевые налоги – ямские деньги (для функционирования системы государственной связи), стрелецкая подать (для создания регулярных воинских частей), полоняничные деньги (для выкупа русских людей из плена). Раскладка и взимание податей проводилась земскими общинами посредством выборных окладчиков. Иван Грозный умножил государственные доходы лучшим порядком и собиранием налогов.
5. Реформа местного управления и отмена системы кормлений.
В условиях неразвитого государственного аппарата до середины XVI века существовала система так называемых кормлений, когда наместники, волостители существовали за счет населения территорий. Теперь кормления отменялись, а в качестве компенсации за утраченный кормленый доход, вводился новый налог – «кормленый откуп», который распределялся между служилыми людьми.
Власть на местах в результате избной и земской реформы после отмены кормлений переходила к выборным представителям локальных социальных групп. В тех местах, где было развито феодальное землевладение, это были выборные от дворян – губные старосты (губа – территориальная единица XVIв.). Черносошные, т.е. свободные крестьяне и посадские люди избирали своих выборных – земских старост. На них возлагалась административно-судебные функции. И, несмотря на то, что эта реформа в основном проводилась на севере страны, где отсутствовало поместное и вотчинное землевладение, её значение крайне велико в плане становления сословно-выборного представительства.
6. Военная реформа и ограничение местничества.
В 1550г. было создано постоянное стрелецкое войско из числа свободных сословий. Они
несли воинскую службу, занимаясь одновременно ремеслами и торговлей.
Военная реформа четка разделила Служивых людей на две категории. Служивые люди - лица, находившихся на государственной службе в Русском государстве. С середины 16 века делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, а так же служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки), набиравшихся из крестьян и посадских людей. Служилые люди получали денежное и хлебное жалованье, и освобождались от государственных налогов и повинностей. Большинство служилых людей по отечеству состояло из дворян и владело землей при условии несения службы. К служилым людям по отечеству относилась и боярско-княжеская знать. Высшую группу этой категории служилых людей составляли думные чины — бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки — должностные лица, принимавшие участие в заседаниях Боярской думы. Рангом ниже располагались путные бояре (конюший, ловчий, стольничий, чашничий), стоявшие во главе путей — отдельных ведомств дворцового хозяйства. К следующей группе относились чины московские — дворяне, служившие при дворе московских великих князей и царей и в приказах. Низшей группой служилых людей по отечеству были чины уездные, состоявшие из городовых дворян и детей боярских, составлявших основную массу дворянского ополчения. Места (должности) служилых людей по отечеству, как правило, переходили от отца к сыну.
С отменой кормлений в 1555-1556гг. было принято «Уложение о службе», установившее точный порядок службы для землевладельцев (вотчинников и помещиков). Были установлены земельные нормы, в соответствии с которыми предполагалось комплектовать дворянское ополчение. Минимальная норма – 100 четвертей (170 гектаров) земли. Владелец, начиная с данной и большей площади, обязан был выйти сам вместе со своими служилыми «конно, людно, оружно».
В XVIв. Феодалы в Московском государстве получали административные и военные назначения не по личным качествам и заслугам, а в зависимости от знатности рода и важности должностей, которые занимали предки. Это было серьёзным тормозом в условиях процесса формирования централизованных государственно-властных структур.
Дискуссии историков по вопросу: «Характер опричнины».
С.М. Соловьев как представитель «государственной школы» историков осуждал зверства опричнины и видел в них закономерное проявление борьбы новых государственных начал против старых отживших родовых.
С.Ф. Платонов сформулировал концепцию антибоярской направленности опричнины. По мнению ученого, бояре-землевладельцы были главным тормозом в централизации страны и именно против был нацелен опричный террор, конфискация их земель и раздача вотчин опричникам-дворянам.
А.А. Зимин и В.Б. Кобрин считали, что опричнина носила ярко выраженный антиудельный и антикрестьянский характер. Были уничтожены элементы самостоятельности и независимости от центральной власти. К их числу относились:
* Ликвидация последнего удельного княжества в составе Московского царства – Старицкого. В результате опричных погромов были разорены земли Великого Новгорода, в результате чего город потерял элементы прежней независимости.
* Подрыв самостоятельности церкви в результате террора в отношении духовенства (низложение и заточение в монастырь митрополита Филиппа Колычева, казни архиепископов Гермогена, Леонида и др.).
А.Я. Хорошкевич в её представлении опричнина – это временная мера, предпринятая царем с целью создания альтернативного, в противовес боярскому, войска с карательными функциями ради популяризации в стране любой ценой Ливонской войны и подавления любых проявлений инакомыслия и недовольства в России.
Аверкиева Елена Александровна