Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме «Рыцарство»
«Технологическая карта урока»
Ф.И.О педагога Арасланов Рамис Рафисович Должность учитель истории
Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Физико-математический лицей» г. Глазова
Предмет история Класс: 6 «Б» Учебник (УМК, программа): Ведюшкин В.А. История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2015.
Тема урока: Рыцарство Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: компьютер, телевизор
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Характеризовать рыцарство как одно из основных сословий средневекового общества; описывать особенности воспитания, образа жизни, военной тактики; анализировать отличительные черты рыцарской культуры. |
1 уровень - получают представление о рыцарстве как об одном из основных сословий средневекового общества; 2 уровень - узнают особенности воспитания, занятия и образ жизни рыцарей; 2 уровень - рассматривают основные проявления и особенности рыцарской культуры. |
Регулятивные |
Формулировать цели и задачи урока; планировать деятельность под руководством учителя; оценивать свою деятельность; формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей. |
3 уровень - оценивают правильность выполнения действий; 3 уровень - планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; 3 уровень - вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывают свое предположение. |
Познавательные |
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; перерабатывать получаемую информацию в необходимую для дальнейшей работы виде: составлять схему, кластер, сложный и тезисный план; адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; выполнять учебный проект на основе изученного материала. |
2 уровень - оценивают свои достижения; 3 уровень - отвечают на свои вопросы, поставленные в начале учебного занятия; соотносят изученные понятия с примерами. |
Коммуникативные |
Слушают и слышат друг друга; обмениваются полученными знаниями с классом; делают выводы по прочитанному тексту; работают в группе; высказывают аргументированное суждение о рыцарской чести. |
1 уровень - высказывают свою точку зрения; 2 уровень - овладевают умением вступать в диалог, совместно обсуждают в группе план своих действий по достижению поставленной цели. |
Личностные |
Понимают роль социально-активной личности в истории; проявляют устойчивый интерес к истории и культуре человечества; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
2 уровень – принимают и осваивают социальные роли обучающегося; 3 уровень - развитие мотивов учебной деятельности и формируют личностный смысл учения; 3 уровень - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях. |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодействия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап (1 минута) |
Настроить учащихся на работу |
Словесный. Слово учителя |
Фронтальная |
1. Приветствует учащихся. 2.Проверяет готовность к уроку |
1. Приветствуют учителя. 2. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
Ориентировочный этап (5 минут) |
Вызвать познавательный интерес к проблеме |
Беседа |
Индивидуальная и фронтальная |
1.Опрашивает учащихся по ранее изученному материалу. 2.Выдвигает проблему. Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. |
1.Отвечают на вопросы учителя, называя 3 главных сословия средневекового общества 2. Определяют тему и цель урока, записывают в тетрадях тему занятия. Записывают в тетрадях проблемный вопрос урока. |
Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности |
Поисково-исследовательский этап (15 минут) |
Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения |
Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с раздаточным материалом, беседа |
Фронтальная, индивидуальная парная. |
1.Знакомит учащихся с планом урока. 2.Объясняет учащимся происхождения понятия «рыцарь», знакомит учеников с вооружением рыцарей. 3. Организует работу учащихся с источником, демонстрирует слайды, посвященные сюжетам рыцарского воспитания, образа жизни и занятий. 4.Показывает фрагменты видео с рыцарских турниров-реконструкций 5. Знакомит учащихся с элементами рыцарской культуры. Организует работу учащихся по изучению источников. |
1. Знакомятся с планом работы на уроке. 2.Записывают в тетрадь определение термина «рыцарь», виды рыцарского вооружения. 3.Читают Приложение 1.«Рыцарское воспитание» и выписывают в тетрадь стадии рыцарского воспитания. 4.Смотрят видеофрагменты с реконструируемых рыцарских турниров. 5.Записывают в тетрадь элементы рыцарской культуры. Анализируют источники: отрывок «Песни о Роланде» и стихотворение Бертрана де Борна «К прекрасной даме» и отвечают на вопрос о том, какие качества ценились среди рыцарей. |
Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию; выборочно пересказывать текст; структурировать знания; строить логическую цепь рассуждений, доказывать; формулировать вопросы формулировать выводы Предметные УУД: узнать особенности рыцарского воспитания и культуры Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции |
Практический этап (20 минут) |
Организовать поиск решения проблем. |
Работа в группе по изготовлению проекта рыцарского герба, распределение обязанностей |
Групповая |
1.Организует самостоятельную работу учащихся в группах по составлению рыцарского герба. 2.Проверка ученических проектов. |
1.Работают в 4 группах по составлению рыцарских гербов. 2.Представители каждой группы выступают с полученным проектом. |
Предметные УУД: уметь правильно использовать полученные на уроке знания Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать понимать речь других; договариваться о правилах работы в паре; устанавливать рабочие отношения. Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, учиться высказывать свое предположение. |
Рефлексивно-оценочный этап (4 минуты) |
Осмысление процесса и результата деятельности |
Беседа |
Фронтальная |
1.Организует анализ деятельности учащихся на уроке. 2. Задает домашнее задание: прочитать параграф 10, повторить записи в тетради; задание на выбор: написать небольшое сочинение «Каким должен быть рыцарь 21 века» или подготовить сообщение о рыцарских замках. |
1. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили. Отвечают на проблемный вопрос. 2.Записывают домашнее задание. |
Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Дата: 10.10.2016 Подпись педагога: Арасланов Р.Р.
Приложение 1. Воспитание рыцаря.
Рыцарское воспитание — система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет — пажи; до 21 года — оруженосцы.
Паж (фр. page) — в средневековой Западной Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги) у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари.
Мальчик дворянского происхождения становился пажом в 7-10 лет. По обычаю, его отсылали на воспитание к опытному рыцарю, сеньору, с которыми родители ребёнка находились в родственной связи либо дружеских отношениях. Прибывшие ко двору сеньора и получившие звание пажа мальчики стреляли из лука, метали копьё, камни, занимались бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой, а также выполняли обязанности слуг: всюду сопровождали своего патрона и его супругу, служили за столом и т. д. Помимо этого пажей обучали семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 14 лет при достаточных успехах паж получал повышение и становился оруженосцем.
Оруженосец — благородный (в этом случае — обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин-сержант.
В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21 года (достижения совершеннолетия), после чего оруженосец посвящался в рыцари.
В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари.
Посвящение в рыцари — символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.
Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке "опоясать мечом" и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: "Будь храбр". Подзатыльник назывался "куле". Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое "чучело".
Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.
Приложение 2. Песнь о Роланде. 11-12 вв.
Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родимый.
Позор и срам мне страшны – не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.
За это восхищались им знатные девицы
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели
Приложение 3. Бертран де Борн «Трубадуркая»*
Я в Лимузен сбирался, чтобы
Красавиц местных воспевать;
Теперь прошу всех дам без злобы
Певца другого поискать;
Теперь пою я самой верной
И превосходнейшей из них;
Поклонник преданный, примерный,
Я не глядел бы на других.
Вы так чисты, так благородны,
Течет в вас царственная кровь;
Свой край я бросил бы свободно,
Чтоб повидаться с вами вновь.
Вы выше всех неизмеримо,
Вас не сравню я ни с одной;
И вы, надев корону Рима,
Ее украсили б собой!
Меня пленил ваш взор чудесный;
Я подчинился вам, любя;
Вы часто на скамье прелестной
Меня сажали близ себя.
И в вашей речи милой, звонкой
Все было просто и свежо.
Вы мне казались каталонкой
Иль дамой города Фанжо.
Когда ваш ротик улыбался,
Сверкал зубов жемчужный ряд...
Я вашим телом любовался;
С ним гармонировал наряд;
Лицо так нежно, так румяно;
Любуясь им, я в рабство впал,
А сам владыкой Хороссана
Себя тогда воображал!
И на земле, и в недрах океана
Все - ниже вас; вы - выше всех похвал.
* английская принцесса Матильда – сестра Ричарда Львиное сердце
Приложение. 4. Правила составления рыцарских гербов.
1. Основа герба – щит:
. треугольный – варяжский, норманнский;
. овальный – итальянский;
. квадратный с округлостью внизу – испанский;
. четырёхугольный с заострением внизу – французский;
. фигурный – немецкий.
2. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и
серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб,
перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный,
четвероскошенный и т. д.
3.В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять
основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная),
зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или
иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при
нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их
обозначение в виде штриховки.)
Символика цветов на гербах:
. красный – «мужество», «страсть»;
. голубой – «величие, красота, ясность»;
. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
. пурпурный – «власть»;
. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».
4.Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его
род. Символика изображений на щитах:
. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
. журавль – бдительность и осторожность;
. лилия – расцвет и успех;
. единорог – непобедимость;
. гриф – неустрашимость и свирепость;
. кошка – независимость;
. волк – злость, жадность;
. кабан – бесстрашие;
. петух – воинственность;
. павлин – хвастовство;
. розы – чистота, святость;
. ключи – открытость.
Примерный перевод рыцарских девизов:
1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
2. Достоинство и благородство.
3. Совесть и дисциплина.
4. Быть, а не казаться.
5. Честь, но не почести.
6. Честь дороже жизни.
7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
8. Побеждаю, но не мщу.
9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
10. Великодушие и справедливость.
11. Учтивость и миролюбие.
12. Блаженство в верности.
13. Достоинство в служении.
14. Служить, но не прислуживаться.
15. Должен - значит, можешь.
16. Соперничаю, но не завидую.
17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
18. Злу — возмездие, добру — награда.
19. Слово крепче камня.
20. Ударом на удар.
21. Победа или смерть.
22. Верой и правдой.
23. Биться шумно, говорить тихо.
24. Один за всех, все за одного.
25. Слово — серебро, молчание — золото"