12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Арасланов Рамис Рафисович35

«Технологическая карта урока»

Ф.И.О педагога Арасланов Рамис Рафисович Должность учитель истории

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Физико-математический лицей» г. Глазова

Предмет история Класс: 6 «Б» Учебник (УМК, программа): Ведюшкин В.А. История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2015.

Тема урока: Рыцарство Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: компьютер, телевизор

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Характеризовать рыцарство как одно из основных сословий средневекового общества; описывать особенности воспитания, образа жизни, военной тактики; анализировать отличительные черты рыцарской культуры.

1 уровень - получают представление о рыцарстве как об одном из основных сословий средневекового общества;

2 уровень - узнают особенности воспитания, занятия и образ жизни рыцарей;

2 уровень - рассматривают основные проявления и особенности рыцарской культуры.

Регулятивные

Формулировать цели и задачи урока; планировать деятельность под руководством учителя; оценивать свою деятельность; формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей.

3 уровень - оценивают правильность выполнения действий;

3 уровень - планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

3 уровень - вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывают свое предположение.

Познавательные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; перерабатывать получаемую информацию в необходимую для дальнейшей работы виде: составлять схему, кластер, сложный и тезисный план; адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; выполнять учебный проект на основе изученного материала.

2 уровень - оценивают свои достижения;

3 уровень - отвечают на свои вопросы, поставленные в начале учебного занятия; соотносят изученные понятия с примерами.

Коммуникативные

Слушают и слышат друг друга; обмениваются полученными знаниями с классом; делают выводы по прочитанному тексту; работают в группе; высказывают аргументированное суждение о рыцарской чести.

1 уровень - высказывают свою точку зрения;

2 уровень - овладевают умением вступать в диалог, совместно обсуждают в группе план своих действий по достижению поставленной цели.

Личностные

Понимают роль социально-активной личности в истории; проявляют устойчивый интерес к истории и культуре человечества; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

2 уровень – принимают и осваивают социальные роли обучающегося;

3 уровень - развитие мотивов учебной деятельности и формируют личностный смысл учения;

3 уровень - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(1 минута)

Настроить учащихся на работу

Словесный. Слово учителя

Фронтальная

1. Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность к уроку

1. Приветствуют учителя.

2. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Ориентировочный этап (5 минут)

Вызвать познавательный интерес к проблеме

Беседа

Индивидуальная и фронтальная

1.Опрашивает учащихся по ранее изученному материалу.

2.Выдвигает проблему. Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы и к по­становке познава­тельной цели урока.

1.Отвечают на вопросы учителя, называя 3 главных сословия средневекового общества

2. Определяют тему и цель урока, записывают в тетрадях тему занятия. Записывают в тетрадях проблемный вопрос урока.

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Поисково-исследовательский этап (15 минут)

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с раздаточным материалом, беседа

Фронтальная, индивидуальная парная.

1.Знакомит учащихся с планом урока.

2.Объясняет учащимся происхождения понятия «рыцарь», знакомит учеников с вооружением рыцарей.

3. Организует работу учащихся с источником, демонстрирует слайды, посвященные сюжетам рыцарского воспитания, образа жизни и занятий.

4.Показывает фрагменты видео с рыцарских турниров-реконструкций

5. Знакомит учащихся с элементами рыцарской культуры. Организует работу учащихся по изучению источников.

1. Знакомятся с планом работы на уроке.

2.Записывают в тетрадь определение термина «рыцарь», виды рыцарского вооружения.

3.Читают Приложение 1.«Рыцарское воспитание» и выписывают в тетрадь стадии рыцарского воспитания.

4.Смотрят видеофрагменты с реконструируемых рыцарских турниров.

5.Записывают в тетрадь элементы рыцарской культуры. Анализируют источники: отрывок «Песни о Роланде» и стихотворение Бертрана де Борна «К прекрасной даме» и отвечают на вопрос о том, какие качества ценились среди рыцарей.

Познавательные УУД:

искать и выделять необходимую информацию;

выборочно пересказывать текст;

структурировать знания;

строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

формулировать вопросы

формулировать выводы

Предметные УУД:

узнать особенности рыцарского воспитания и культуры

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Практический этап

(20 минут)

Организовать поиск решения проблем.

Обеспечить применение полученных знаний на практике

Работа в группе по изготовлению проекта рыцарского герба, распределение обязанностей

Групповая

1.Организует самостоятельную работу учащихся в группах по составлению рыцарского герба.

2.Проверка ученических проектов.

1.Работают в 4 группах по составлению рыцарских гербов.

2.Представители каждой группы выступают с полученным проектом.

Предметные УУД: уметь правильно использовать полученные на уроке знания

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать понимать речь других;

договариваться о правилах работы в паре;

устанавливать рабочие отношения.

Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, учиться высказывать свое предположение.

Рефлексивно-оценочный этап

(4 минуты)

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная

1.Организует анализ деятельности учащихся на уроке.

2. Задает домашнее задание: прочитать параграф 10, повторить записи в тетради; задание на выбор: написать небольшое сочинение «Каким должен быть рыцарь 21 века» или подготовить сообщение о рыцарских замках.

1. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили. Отвечают на проблемный вопрос.

2.Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Дата: 10.10.2016 Подпись педагога: Арасланов Р.Р.

Приложение 1. Воспитание рыцаря.

Рыцарское воспитание — система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет — пажи; до 21 года — оруженосцы.

Паж (фр. page) — в средневековой Западной Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги) у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари.

Мальчик дворянского происхождения становился пажом в 7-10 лет. По обычаю, его отсылали на воспитание к опытному рыцарю, сеньору, с которыми родители ребёнка находились в родственной связи либо дружеских отношениях. Прибывшие ко двору сеньора и получившие звание пажа мальчики стреляли из лука, метали копьё, камни, занимались бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой, а также выполняли обязанности слуг: всюду сопровождали своего патрона и его супругу, служили за столом и т. д. Помимо этого пажей обучали семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 14 лет при достаточных успехах паж получал повышение и становился оруженосцем.

Оруженосец — благородный (в этом случае — обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин-сержант.

В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21 года (достижения совершеннолетия), после чего оруженосец посвящался в рыцари.

В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари — символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.

Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке "опоясать мечом" и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: "Будь храбр". Подзатыльник назывался "куле". Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое "чучело".

Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.

Приложение 2. Песнь о Роланде. 11-12 вв.

Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родимый.
Позор и срам мне страшны – не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.
За это восхищались им знатные девицы
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели

Приложение 3. Бертран де Борн «Трубадуркая»*

Я в Лимузен сбирался, чтобы

Красавиц местных воспевать;

Теперь прошу всех дам без злобы

Певца другого поискать;

Теперь пою я самой верной

И превосходнейшей из них;

Поклонник преданный, примерный,

Я не глядел бы на других.

Вы так чисты, так благородны,

Течет в вас царственная кровь;

Свой край я бросил бы свободно,

Чтоб повидаться с вами вновь.

Вы выше всех неизмеримо,

Вас не сравню я ни с одной;

И вы, надев корону Рима,

Ее украсили б собой!

Меня пленил ваш взор чудесный;

Я подчинился вам, любя;

Вы часто на скамье прелестной

Меня сажали близ себя.

И в вашей речи милой, звонкой

Все было просто и свежо.

Вы мне казались каталонкой

Иль дамой города Фанжо.

Когда ваш ротик улыбался,

Сверкал зубов жемчужный ряд...

Я вашим телом любовался;

С ним гармонировал наряд;

Лицо так нежно, так румяно;

Любуясь им, я в рабство впал,

А сам владыкой Хороссана

Себя тогда воображал!

И на земле, и в недрах океана

Все - ниже вас; вы - выше всех похвал.


* английская принцесса Матильда – сестра Ричарда Львиное сердце


Приложение. 4. Правила составления рыцарских гербов.


1. Основа герба – щит:
. треугольный – варяжский, норманнский;
. овальный – итальянский;
. квадратный с округлостью внизу – испанский;
. четырёхугольный с заострением внизу – французский;
. фигурный – немецкий.


2. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и
серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб,
перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный,
четвероскошенный и т. д.


3.В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять
основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная),
зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или
иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при
нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их
обозначение в виде штриховки.)
Символика цветов на гербах:
. красный – «мужество», «страсть»;
. голубой – «величие, красота, ясность»;
. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
. пурпурный – «власть»;
. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».


4.Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его
род. Символика изображений на щитах:
. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
. журавль – бдительность и осторожность;
. лилия – расцвет и успех;
. единорог – непобедимость;
. гриф – неустрашимость и свирепость;
. кошка – независимость;
. волк – злость, жадность;
. кабан – бесстрашие;
. петух – воинственность;
. павлин – хвастовство;
. розы – чистота, святость;
. ключи – открытость.

Примерный перевод рыцарских девизов:


1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
2. Достоинство и благородство.
3. Совесть и дисциплина.
4. Быть, а не казаться.
5. Честь, но не почести.
6. Честь дороже жизни.
7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
8. Побеждаю, но не мщу.
9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
10. Великодушие и справедливость.
11. Учтивость и миролюбие.
12. Блаженство в верности.
13. Достоинство в служении.
14. Служить, но не прислуживаться.
15. Должен - значит, можешь.
16. Соперничаю, но не завидую.
17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
18. Злу — возмездие, добру — награда.
19. Слово крепче камня.
20. Ударом на удар.
21. Победа или смерть.
22. Верой и правдой.
23. Биться шумно, говорить тихо.
24. Один за всех, все за одного.
25. Слово — серебро, молчание — золото"

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.