Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме «Рыцарство»

1
0
Материал опубликован 30 January 2017 в группе

«Технологическая карта урока»

Ф.И.О педагога Арасланов Рамис Рафисович Должность учитель истории

Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Физико-математический лицей» г. Глазова

Предмет история Класс: 6 «Б» Учебник (УМК, программа): Ведюшкин В.А. История. Средние века. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2015.

Тема урока: Рыцарство Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: компьютер, телевизор

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Характеризовать рыцарство как одно из основных сословий средневекового общества; описывать особенности воспитания, образа жизни, военной тактики; анализировать отличительные черты рыцарской культуры.

1 уровень - получают представление о рыцарстве как об одном из основных сословий средневекового общества;

2 уровень - узнают особенности воспитания, занятия и образ жизни рыцарей;

2 уровень - рассматривают основные проявления и особенности рыцарской культуры.

Регулятивные

Формулировать цели и задачи урока; планировать деятельность под руководством учителя; оценивать свою деятельность; формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей.

3 уровень - оценивают правильность выполнения действий;

3 уровень - планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;

3 уровень - вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывают свое предположение.

Познавательные

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; перерабатывать получаемую информацию в необходимую для дальнейшей работы виде: составлять схему, кластер, сложный и тезисный план; адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; выполнять учебный проект на основе изученного материала.

2 уровень - оценивают свои достижения;

3 уровень - отвечают на свои вопросы, поставленные в начале учебного занятия; соотносят изученные понятия с примерами.

Коммуникативные

Слушают и слышат друг друга; обмениваются полученными знаниями с классом; делают выводы по прочитанному тексту; работают в группе; высказывают аргументированное суждение о рыцарской чести.

1 уровень - высказывают свою точку зрения;

2 уровень - овладевают умением вступать в диалог, совместно обсуждают в группе план своих действий по достижению поставленной цели.

Личностные

Понимают роль социально-активной личности в истории; проявляют устойчивый интерес к истории и культуре человечества; осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

2 уровень – принимают и осваивают социальные роли обучающегося;

3 уровень - развитие мотивов учебной деятельности и формируют личностный смысл учения;

3 уровень - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

(1 минута)

Настроить учащихся на работу

Словесный. Слово учителя

Фронтальная

1. Приветствует учащихся.

2.Проверяет готовность к уроку

1. Приветствуют учителя.

2. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Ориентировочный этап (5 минут)

Вызвать познавательный интерес к проблеме

Беседа

Индивидуальная и фронтальная

1.Опрашивает учащихся по ранее изученному материалу.

2.Выдвигает проблему. Мотивирует обу­чающихся к опреде­лению темы и к по­становке познава­тельной цели урока.

1.Отвечают на вопросы учителя, называя 3 главных сословия средневекового общества

2. Определяют тему и цель урока, записывают в тетрадях тему занятия. Записывают в тетрадях проблемный вопрос урока.

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Поисково-исследовательский этап (15 минут)

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с раздаточным материалом, беседа

Фронтальная, индивидуальная парная.

1.Знакомит учащихся с планом урока.

2.Объясняет учащимся происхождения понятия «рыцарь», знакомит учеников с вооружением рыцарей.

3. Организует работу учащихся с источником, демонстрирует слайды, посвященные сюжетам рыцарского воспитания, образа жизни и занятий.

4.Показывает фрагменты видео с рыцарских турниров-реконструкций

5. Знакомит учащихся с элементами рыцарской культуры. Организует работу учащихся по изучению источников.

1. Знакомятся с планом работы на уроке.

2.Записывают в тетрадь определение термина «рыцарь», виды рыцарского вооружения.

3.Читают Приложение 1.«Рыцарское воспитание» и выписывают в тетрадь стадии рыцарского воспитания.

4.Смотрят видеофрагменты с реконструируемых рыцарских турниров.

5.Записывают в тетрадь элементы рыцарской культуры. Анализируют источники: отрывок «Песни о Роланде» и стихотворение Бертрана де Борна «К прекрасной даме» и отвечают на вопрос о том, какие качества ценились среди рыцарей.

Познавательные УУД:

искать и выделять необходимую информацию;

выборочно пересказывать текст;

структурировать знания;

строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

формулировать вопросы

формулировать выводы

Предметные УУД:

узнать особенности рыцарского воспитания и культуры

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Практический этап

(20 минут)

Организовать поиск решения проблем.

Обеспечить применение полученных знаний на практике

Работа в группе по изготовлению проекта рыцарского герба, распределение обязанностей

Групповая

1.Организует самостоятельную работу учащихся в группах по составлению рыцарского герба.

2.Проверка ученических проектов.

1.Работают в 4 группах по составлению рыцарских гербов.

2.Представители каждой группы выступают с полученным проектом.

Предметные УУД: уметь правильно использовать полученные на уроке знания

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать понимать речь других;

договариваться о правилах работы в паре;

устанавливать рабочие отношения.

Регулятивные УУД: работать по предложенному плану, учиться высказывать свое предположение.

Рефлексивно-оценочный этап

(4 минуты)

Осмысление процесса и результата деятельности

Беседа

Фронтальная

1.Организует анализ деятельности учащихся на уроке.

2. Задает домашнее задание: прочитать параграф 10, повторить записи в тетради; задание на выбор: написать небольшое сочинение «Каким должен быть рыцарь 21 века» или подготовить сообщение о рыцарских замках.

1. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили. Отвечают на проблемный вопрос.

2.Записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД: оценивать степень достижения цели. Личностные УУД: развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Дата: 10.10.2016 Подпись педагога: Арасланов Р.Р.

Приложение 1. Воспитание рыцаря.

Рыцарское воспитание — система воспитания сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет — пажи; до 21 года — оруженосцы.

Паж (фр. page) — в средневековой Западной Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе (в качестве личного слуги) у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари.

Мальчик дворянского происхождения становился пажом в 7-10 лет. По обычаю, его отсылали на воспитание к опытному рыцарю, сеньору, с которыми родители ребёнка находились в родственной связи либо дружеских отношениях. Прибывшие ко двору сеньора и получившие звание пажа мальчики стреляли из лука, метали копьё, камни, занимались бегом, борьбой, плаванием, верховой ездой, а также выполняли обязанности слуг: всюду сопровождали своего патрона и его супругу, служили за столом и т. д. Помимо этого пажей обучали семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 14 лет при достаточных успехах паж получал повышение и становился оруженосцем.

Оруженосец — благородный (в этом случае — обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин-сержант.

В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21 года (достижения совершеннолетия), после чего оруженосец посвящался в рыцари.

В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари — символическая церемония вступления в рыцарство. Посвящение в рыцари знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократической корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов.

Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке "опоясать мечом" и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием - главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: "Будь храбр". Подзатыльник назывался "куле". Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое "чучело".

Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.

Приложение 2. Песнь о Роланде. 11-12 вв.

Не дай господь и ангелы святые,
Чтоб обесчестил я наш край родимый.
Позор и срам мне страшны – не кончина.
Отвагою – вот чем мы Карлу милы.
За это восхищались им знатные девицы
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки и песни на родине пели

Приложение 3. Бертран де Борн «Трубадуркая»*

Я в Лимузен сбирался, чтобы

Красавиц местных воспевать;

Теперь прошу всех дам без злобы

Певца другого поискать;

Теперь пою я самой верной

И превосходнейшей из них;

Поклонник преданный, примерный,

Я не глядел бы на других.

Вы так чисты, так благородны,

Течет в вас царственная кровь;

Свой край я бросил бы свободно,

Чтоб повидаться с вами вновь.

Вы выше всех неизмеримо,

Вас не сравню я ни с одной;

И вы, надев корону Рима,

Ее украсили б собой!

Меня пленил ваш взор чудесный;

Я подчинился вам, любя;

Вы часто на скамье прелестной

Меня сажали близ себя.

И в вашей речи милой, звонкой

Все было просто и свежо.

Вы мне казались каталонкой

Иль дамой города Фанжо.

Когда ваш ротик улыбался,

Сверкал зубов жемчужный ряд...

Я вашим телом любовался;

С ним гармонировал наряд;

Лицо так нежно, так румяно;

Любуясь им, я в рабство впал,

А сам владыкой Хороссана

Себя тогда воображал!

И на земле, и в недрах океана

Все - ниже вас; вы - выше всех похвал.


* английская принцесса Матильда – сестра Ричарда Львиное сердце


Приложение. 4. Правила составления рыцарских гербов.


1. Основа герба – щит:
. треугольный – варяжский, норманнский;
. овальный – итальянский;
. квадратный с округлостью внизу – испанский;
. четырёхугольный с заострением внизу – французский;
. фигурный – немецкий.


2. При составлении гербов применяли финифть (эмаль), металлы (золото и
серебро), меха (горностаевый и беличий).
Щиты были однотонные или с несколькими частями: глава, пояс, столб,
перевязь, крест; пересечённый, рассечённый, скошенный, четырёхчастный,
четвероскошенный и т. д.


3.В геральдике используются цвета двух металлов – золота и серебра, и пять
основных финифтей: лазурь (голубая), червлень (красная), чернь (чёрная),
зелень (зелёная) и пурпур (фиолетовая). Эти цвета служили символами тех или
иных достоинств. (Если невозможно было применить цвета, например, при
нанесении герба на металлическую посуду, использовали условное их
обозначение в виде штриховки.)
Символика цветов на гербах:
. красный – «мужество», «страсть»;
. голубой – «величие, красота, ясность»;
. зелёный – «изобилие, свобода, надежда»;
. пурпурный – «власть»;
. чёрный – «печаль, скромность», «постоянство»;
. серебро – «чистота и скромность», «благородство»;
. золото – «богатство, сила, верность», «знатность».


4.Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и древнее его
род. Символика изображений на щитах:
. лев – отвага, сила, гнев, великодушие;
. журавль – бдительность и осторожность;
. лилия – расцвет и успех;
. единорог – непобедимость;
. гриф – неустрашимость и свирепость;
. кошка – независимость;
. волк – злость, жадность;
. кабан – бесстрашие;
. петух – воинственность;
. павлин – хвастовство;
. розы – чистота, святость;
. ключи – открытость.

Примерный перевод рыцарских девизов:


1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
2. Достоинство и благородство.
3. Совесть и дисциплина.
4. Быть, а не казаться.
5. Честь, но не почести.
6. Честь дороже жизни.
7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
8. Побеждаю, но не мщу.
9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
10. Великодушие и справедливость.
11. Учтивость и миролюбие.
12. Блаженство в верности.
13. Достоинство в служении.
14. Служить, но не прислуживаться.
15. Должен - значит, можешь.
16. Соперничаю, но не завидую.
17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
18. Злу — возмездие, добру — награда.
19. Слово крепче камня.
20. Ударом на удар.
21. Победа или смерть.
22. Верой и правдой.
23. Биться шумно, говорить тихо.
24. Один за всех, все за одного.
25. Слово — серебро, молчание — золото"

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации