Опросник для педагогов «оценка особенностей развития ребенка дошкольного возраста» (1,5–7 лет)
ОПРОСНИК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (1,5-7 ЛЕТ)
Цель: оценка личностных особенностей детей, определение потенциальной «группы риска».
Ф.И. ребенка_____________________________________________
1. Внешний вид. Отношение родителей.
1.1. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду, одежде.
1.2. Ребенка забирают из сада одним из последних.
1.3. Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку.
1.4. Родители не интересуются жизнью группы.
2. Поведение ребенка в группе.
2.1. Не сразу воспринимает требование воспитателя.
2.2. Не выполняет правила распорядка жизни группы.
2.3. Не уверен, боязлив, плаксив без видимых причин.
2.4. Длительно расторможен, болтлив.
3. Игра и общение с детьми и взрослыми.
3.1. Предпочитает играть в одиночестве.
3.2. Конфликтует с детьми, дерется, кричит.
3.3. Не умеет поддерживать игру.
3.4. Плачет. Мало контактен со взрослыми. Ждет родителей.
4. Речевое развитие.
4.1. Речь невнятная. Имеются трудности в звукопроизношении.
4.2. Словарный запас беден.
4.3. Речь грамматически неправильная.
4.4. Малоразговорчив. Имеет трудности при пересказе.
5. Отношение к занятиям и их успешность.
5.1. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном внимании педагога.
5.2. С трудом овладевает необходимым объемом знаний.
5.3. Неусидчив, не доводит дело до конца.
5.4. Мешает педагогу, детям на занятиях.
6. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.
6.1. Недостаточен объем знаний об окружающем мире.
6.2. Путается в понятия: «дни недели», «времена года» и т.п.
6.3. Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно одевается).
6.4. Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего (что из чего следует).
7. Темповые характеристики деятельности.
7.1. Часто сонлив и вял в течении дня.
7.2. Темп работы на занятиях неравномерен.
7.3. Работает медленно.
7.4. Темп работы быстрый, но работает хаотично.
8. Физическое развитие.
8.1. Недостаточное развит физически.
8.2. Быстро устает, становится вялым или, наоборот, расторможен.
8.3. Не посещает детский сад из-за болезни более семи раз в году.
8.4. Плохо ест. Беспокойно спит днем; трудно засыпает.
9. Моторное развитие.
9.1. Плохо развита мелкая моторика.
9.2. Нарушена общая координация. Неуклюж.
9.3. Медлителен в движениях.
9.4. Предпочитает работать левой рукой.
Инструкция: оцените выраженность поведенческих характеристик ребенка. Вам и другим специалистам организовать адекватную работу с ним. Не пропуская ни одного признака поведения, отметьте только одно из трех значений:
0 – данный признак поведения, развития отсутствует;
1 – выражен, но слабо;
2 – выражен ярко, значительно.
Если Вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.
Обработка результатов:
1. Посчитать количество ответов «0» × на 0.
2. Посчитать количество ответов «1» × на 1.
3. Посчитать количество ответов «2» × на 2.
4. Суммировать полученные данные.
Интерпретация результатов: Ребенок может быть отнесен к «группе риска» и направлен на углубленное обследование (психолог, логопед, ПМПК), если общее количество баллов превышает 28.
Источник: М.М. Семаго, Н.Я Семаго журнал «Школьный психолог», 1999, № 39