12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Савельева Галина Анатольевна17

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель ГБОУ ООШ с. Яблоновый Овраг Савельева Галина Анатольевна

Учебный предмет: география

Класс:6

Тема урока: оптические явления в атмосфере

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная технология: технология развития критического мышления

Цель урока: Развитие у школьников УУД понимания необходимости географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира через формирование представлений об оптических атмосферных явлениях.

Задачи урока:

образовательные:

развитие УУД поискового чтения и извлечение информации об оптических явлениях в атмосфере и их происхождением;

развитие УУД выработки и координации мнений при совместной работе в группе;

развитие УУД постановки новой цели урока.

развивающие:

обеспечить усвоение учащимися учебных действий (навыков) публичного представления учебного продукта (в контексте развития соответствующих коммуникативных УУД);

воспитательные:

закрепить навыки нравственно-этического оценивания учащимися ситуаций межличностного взаимодействия при работе в малых группах (личностные, коммуникативные УУД);

Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

УМК: География Планета земля. 5-6 класс.Учебник (А. А. Лобжанидзе)

Раздаточный материал:

Приложение 1. Игра: «Верно ли, что…»

Приложение 2. Тексты по оптическим явлениям

Приложение 3.. Метод «Фишбоун», наглядные карточки

п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

1

2

3

4

5

6

1.

Оргмомент урока

Метод стимулирования

Приветствие.

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

оммуникативный вид используемого УУД)

2.

Стадия вызова

Метод создания проблемной ситуации в сфере значимых для учащихся ориентиров

Обращается к учащимся со словами: Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Атмосфера-воздушная оболочка Земли». Мы кое-что уже узнали.

Предлагает вспомнить изученное через игру «Верно ли, что …..» (Приложение 1)

Спрашивает: какой вопрос вызвал у вас затруднение?

Отмечают в качестве причины

в листочках верные утверждения знаком «+» и неверные утверждения знаком «-»

Отвечают на поставленный вопрос, исходя из собственного мнения

УУД ориентации в системе моральных норм и ценностей.

(Личностный вид используемого УУД)

УУД формулирования собственного мнения и позиции.

3.

Постановка темы урока

Беседа с учащимися

Предлагает учащимся самим озвучить интересующие их вопросы и сформулировать тему урока.

Формулируют проблемные вопросы, типа:

-Что такое оптические явления?

-Какие бывают оптические явления?

-Как образуются оптические явления?

Формулируют тему урока

УУД поискового (рефлексивного) (Познавательный вид используемого УУД)

4.

Стадия осмысления

Приём «ИНСЕРТ»

Беседа с учащимися

Предлагает вспомнить существующие источники информации

Предлагает учащимся вспомнить чтение с маркировкой

Кратко характеризует оптические явления

Знакомит учащихся с оптическими явлениями

Предлагает самостоятельно познакомиться с полученными текстами (Приложение 2)

Проводит с учащимися аналитическую беседу по тексту

Предлагает учащимся объединиться в экспертные группы

Напоминает учащимся план работы в группе

Помогает (при необходимости) учащимся с вопросами

Одобряет работу учащихся

Сопровождает выступление обучающихся показом презентации

Высказывают имеющиеся предположения

Уточняют, каким образом работать с текстом

Вспоминают необходимые символы, для ознакомления с текстом («v» - уже знал, «-» - думал иначе, «+» - новое, «?» - не понял, есть вопросы)

Знакомятся с текстом

Обсуждают в группе пересказ

Придумывают своим товарищам вопросы по своей теме

Выступают экспертные группы Задают вопросы учащимся классу на понимание текста

УУД поиска и выделения необходимой информации в тексте.

(Познавательный вид используемого УУД).

ФИЗМИНУТКА «Игра на внимание» (приложение 4)

       

Продолжение выступлений экспертных групп

 

5.

Стадия рефлексии

Логические методы организации познания и обучения

Метод «Фишбоун»

Предлагает разбиться на две группы

Оформляет информацию проблемного содержания в виде схемы «Фишбоун» для систематизации материала (Приложение 3)

Предлагает учащимся самостоятельно обобщить полученную информацию

Предлагает самостоятельно выполнить задание в тетради-тренажере с. 32 №11

Совещаются в группе

Учащиеся в группах формулируют информацию проблемного содержания в виде схемы «Фишбоун» озвучивают другой группе

Выполняют задание в тетради-тренажере.

Взаимопроверка

УУД обобщения смыслового содержания текста.

(Познавательный вид формируемого УУД)

6.

Подведение итога урока

Логические методы организации познания и обучения

Предлагает подвести итог обсуждению,

обращается к учащимся с вопросами:

-Что такое оптические явления?

-Какие бывают оптические явления?

-Как образуются оптические явления?

- Приходилось ли вам наблюдать оптические явления? Какие? Как они возникли?

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке смайликом

Благодарит учащихся за работу на уроке

Даёт указания по домашней работе (п.46, подготовить ответ на 2 вопрос с.119)

Дополняют и конкретизируют свои выводы

Оценивают свою работу на уроке

Благодарят учителя за интересный урок

УУД обобщения смыслового содержания текста.

(Познавательный вид формируемого УУД)

 


 

Приложение 1

Игра «Верно ли, что…»

Атмосфера – смесь газов? да

78% атмосферы составляет азот? да

Земля-единственная планета Солнечной системы, имеющая газовую оболочку, содержащую кислород? да

Основное тепло атмосфера получает от солнечных лучей? нет

Поверхность суши и океана нагревается одинаково? нет

На карте точки с равной температурой соединяют линиями – изотермами? да

Влажность воздуха не зависит от температуры? нет

Перистые облака находятся дальше всего от поверхности земли? да

Атмосферные осадки-это вода, выпавшая на землю из облаков ? да

Огни святого Эльма – оптические явления? да


 


 


 


 

Номер вопроса

Мой ответ

«+» - верно «-» - не верное

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 


 

Приложение 2

Явления, связанные с отражением солнечного света

Радуга.

Все много раз видели, как после дождя или недалеко от бурного водного потока на небе появляется цветной мост — радуга. Радуга – это красивое небесное явление – всегда привлекала внимание человека. В прежние времена, когда люди еще очень мало знали об окружающем их мире, радугу считали «небесным знамением». Так, древние греки думали, сто радуга – это улыбка богини Ириды. Радуга наблюдается в стороне, противоположной Солнцу, на фоне дождевых облаков или дождя. Разноцветная дуга обычно находится от наблюдателя на расстоянии 1-2 км., иногда ее можно наблюдать на расстоянии 2-3 м. на фоне водяных капель, образованных фонтанами или распылителями воды. Радуга обязана своими красками солнечным лучам и капелькам влаги, взвешенным в воздухе. Когда свет попадает на каплю воды, он как бы распадается на различные цвета.

У радуги различают семь основных цветов, плавно переходящих один в другой.
Вид дуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров капелек воды и их количества. Большие капли создают радугу более узкую, с резко выделяющимися цветами, малые – дугу расплывчатую, блеклую и даже белую. Вот почему яркая узкая радуга видна летом после грозового дождя, во время которого падают крупные капли.
Впервые теория радуги была дана в 1637 году Р. Декартом. Он объяснил радугу как явление, связанное с отражением и преломлением света в дождевых каплях.
Образование цветов и их последовательность были объяснены позже, после разгадки сложной природы белого света и его дисперсии в среде. В большинстве случаев капля отражает свет только один раз, но иногда свет отражается от капли дважды. Тогда па небе вспыхивают две радуги. 


Гало.

Белые световые окружности вокруг Солнца или Луны, которые возникают в результате преломления или отражения света находящимися в атмосфере кристаллами льда или снега, называются гало. В атмосфере присутствуют небольшие кристаллы воды, и когда их грани образуют прямой угол с плоскостью, проходящей через Солнце, того, кто наблюдает эффект, и кристаллы, на небе становится виден характерный белый ореол, окружающий Солнце. Так грани отражают лучи света с отклонением на 22°, образуя гало. В холодное время года гало, образованные кристаллами льда и снега на поверхности земли, отражают солнечный свет и рассеивают его в разных направлениях, образуя эффект под названием "бриллиантовая пыль".

Наиболее известным примером большого гало является знаменитое, часто повторяющееся «Брокенское видение». Например, человек, стоящий на холме или горе, за спиной которого восходит или заходит солнце, обнаруживает, что его тень, упавшая на облака, становится неправдоподобно огромной. Это происходит из-за того, что мельчайшие капли тумана особым образом преломляют и отражают солнечный свет. Свое название явление получило по имени вершины Броккен в Германии, на которой, из-за частых туманов, можно регулярно наблюдать этот эффект.
Паргелии.
"Паргелий" в переводе с греческого – "ложное солнце". Это одна из форм гало: на небе наблюдается одно или несколько дополнительных изображений Солнца, расположенных на той же высоте над горизонтом, что и настоящее Солнце. Миллионы кристаллов льда с вертикальной поверхностью, отражающие Солнце, и образуют это красивейшее явление.
Паргелии можно наблюдать в тихую погоду при низком положении Солнца, когда значительное количество призм располагается в воздухе так, что их главные оси вертикальны, и призмы медленно опускаются как маленькие парашютики. В этом случае наиболее яркий преломленный свет поступает в глаз под углом 220 с граней, расположенных вертикально, и создает вертикальные столбы по обе стороны от Солнца по горизонту. Эти столбы могут быть в некоторых местах особо яркими, создавая впечатление ложного Солнца.


 

Миражи

Многие путешественники в пустынях становились свидетелями другого атмосферного явления миража. Посреди пустыни появлялся оазис с пальмами, караван или корабль, движущиеся по небу. Это происходит, когда раскалённый над поверхностью воздух поднимается вверх. Его плотность с высотой начинает возрастать. Тогда изображение дальнего объекта может быть видно выше его реального положения. 
Мираж — атмосферическое явление. Оно объясняется полным отражением лучей на границе двух слоев воздуха, имеющих различные температуры, если луч света падает с очень сильным наклоном на граничную плоскость.


 


 


 

Явления, связанные с электричеством
 

Полярное сияние.

В верхние слои атмосферы Земли часто попадают мельчайшие частички из космоса. Из-за их столкновения с частичками атмосферных газов и пыли возникает полярное сияние — свечение неба со всполохами в полярных широтах Северного и Южного полушарий. Формы и цвета полярного сияния разнообразны. Невозможно передать словами красоту полярных сияний, переливающихся, мерцающих, пламенеющих на фоне темного ночного неба в полярных широтах.
В большинстве случаев полярные сияния имеют зеленый или сине-зеленый оттенок с изредка появляющимися пятнами или каймой розового или красного цвета.

Полярные сияния наблюдают в двух основных формах – в виде лент и в виде облакоподобных пятен. Когда сияние интенсивно, оно приобретает форму лент. Теряя интенсивность, оно превращается в пятна. Однако многие ленты исчезают, не успев разбиться на пятна. Высота сияния составляет несколько сотен километров, толщина не превышает несколько сотен метров, причем оно так нежно и прозрачно, что сквозь него видны звезды.

Продолжительность полярного сияния  может составлять от десятков минут до нескольких суток. 

Молния

Перемещающиеся в кучево-дождевых облаках капли и ледяные кристаллы накапливают электрические заряды. От этого между облаками или между облаком и землёй возникает гигантская искра — молния, которая сопровождается громом. Скопление электричества в атмосфере иногда образует светящийся шар диаметром в десятки сантиметров это шаровая молния. Она перемещается вместе с движением воздуха и может взорваться при соприкосновении с отдельными предметами, особенно металлическими. Проникнув в дом, шаровая молния быстро движется по помещению, оставляя после себя выжженные места. Шаровая молния может вызвать серьёзные ожоги и гибель людей. Точного объяснения природы этого явления пока не существует. 

Огни святого Эльма

Одно из самых красивых и удивительных явлений природы – так называемые огни святого Эльма.

Чаще всего огни святого Эльма можно увидеть в горных местностях, иногда встречается оно в степной зоне или на море.

Появление свечения связано с наличием в воздухе большого количества ионизированных частиц. Обычно их присутствие в воздушной массе крайне незначительно, однако во время грозы их число резко возрастает – до такой степени, что они могут генерировать довольно сильное электромагнитное поле.
На определенном этапе столкновения частиц приводят к образованию свечения в местах, где поле имеет особенно высокую напряженность.

Как правило, это происходит вокруг острых выступающих предметов, которыми чаще всего оказываются мачты кораблей, шпили башен или верхушки высоких деревьев. Эти места служат своеобразными громоотводами, по которым атмосферное электричество «стекает» в землю, сопровождая процесс характерным потрескиванием и запахом озона.

Летчики видят огни святого Эльма наиболее часто: они образуются на концах крыльев или лопастях пропеллеров, если самолету приходится пересекать фронт грозовых туч. Электрические разряды достигают нередко такой силы, что создают помехи для радиосвязи.

До сих пор возможны случаи гибели самолетов из-за потери управляемости, хотя сегодня каждый летательный аппарат обязательно оборудуется устройствами для нейтрализации атмосферных разрядов.


Источник: https://geographyofrussia.com/opticheskie-yavleniya-v-atmosfere /

Приложение 3

радуга

гало

миражи

полярное сияние

молния


 

огни святого Эльма

Отражение солнечного света

Связанные с электричеством


 

 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение №4

Физминутка «Игра на внимание»

Верное утверждение - руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой + хлопок.

1.Возможно увидеть два Солнца.(Гало отражение кристалликами льда)

2.В небе можно наблюдать только одну радугу.(нет ,иногда свет отражается от капли дважды)

3.Огни святого Эльма это мистика? (нет, явление, связанное с электрическим свечением атмосферы в грозовую погоду на шпилях)

4.Причиной полярных сияний служит «солнечный ветер» (да, выбрасываемый Солнцем поток заряженных частиц высоких энергий),.

5.Можно увидеть мираж в нашей местности? (В жаркий день воздух поднимается вверх, его плотность с высотой начинает возрастать, тогда положение дальнего объекта может быть видно выше)


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.