12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Демичева Надежда133
Россия, Липецкая обл., п Лев Толстой

МБОУ СОШ им Л. Н. Толстого, ПОС ЛЕВ ТОЛСТОЙ, ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила и провела:

Учитель географии

Демичева Н. С.


 

Цель урока:

1.Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

2.Развивать навыки работы в группе. Развивать творческие способности учащихся, самостоятельно преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации. Расширение кругозора. Привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

I. Образовательные задачи:

Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.

Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

II. Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы .

Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания.

Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

III. Воспитательные задачи:

Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Вид урока: урок решения познавательных задач

Методы и приемы обучения: исследовательский и алгоритмический метод, эвристическая беседа.

 

Ход урока.

I.Организационная часть урока

- Взаимное приветствие;

- Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности.

Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках:

-Назовите какие земные оболочки вы знаете? (гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера)

- Какую земную оболочку мы изучаем сейчас? (атмосфера)

-Назовите состав атмосферы.

-Какие слои выделяют в атмосфере? (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера)

- Что такое атмосфера?

-- Ребята, давайте вспомним, что такое погода? (состояние нижнего слоя воздушной оболочки в данном месте в определенное время)

- А какие вы знаете элементы погоды? (температура, влажность, ветер, облачность, атмосферное давление)

- Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды в посёлке Лев Толстой на сегодня, который я скачала с сайта GISMETEO (Учащиеся работают с раздаточным материалом и с презентацией слайд № 2)

Посмотрите на слайд и определите какие элементы погоды здесь указаны.

1 строка – время суток

2 строка – облачность, осадки

3 строка – температура. Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?

- Вычислите амплитуду изменения температуры в этот день. (11˚)

Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (ветер, направление ветра)

-Ребята, а на последней строке о каком элементе говорится в прогнозе погоды? (АД)

- Какова же будет тема нашего урока? (АД) слайд № 3

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята! Сегодня наш урок посвящён ещё одной характеристике тропосферы - атмосферное давление.

Давайте поставим задачи, которые мы должны решить ходе изучения нового материал. На какие вопросы мы должны найти ответы?

Учащиеся формулируют задачи урока ( фиксируются на доске):

Что такое атмосферное давление?

Как измеряется атмосферное давление?

Как изменяется атмосферное давление с высотой?

Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности?

зачем в прогнозах погоды указывают АД;

Воздух имеет свой вес. Известно, что у поверхности земли 1м² воздуха весит 1кг.300гр. (1300гр)

Вычислите массу воздуха в классе, если известно, что ширина =7 м, длина =12 м, высота =4 м .

Так как воздух имеет вес, то он оказывает давление на земную поверхность.

Итак, для того, чтобы узнать, что такое АД и решить все задачи, поставленные на уроке вам необходимо объединиться в 5 групп метеорологов- синоптиков. Эти слова произошли от греческих слов и имеют следующие толкования: “Метеора” - атмосферные явления; “Синоптик” - способный всё обозреть.

Первая группа готовит ответ на вопрос: Что такое атмосферное давление?

Вторая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл прибор для измерения атмосферного давления и его устройство?

Третья группа отвечает на вопрос: Как измеряется атмосферное давление?

Четвёртая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление с высотой?

Пятая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление от нагревания подстилающей поверхности?

Для работы в группах вам даны карточки (Приложение), в которых поставлена цель работы, план работы, вопросы и географические задачи, на которые вы должны дать ответ, а также оборудование необходимое для выполнения практической работы.

 

Работа над новым материалом.

3.1.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ (в течение 5-6 минут): изучение и выполнение заданий, ответы на вопросы и решение географических задач, описанных в полученных карточках.

Необходимые выводы, к которым должны прийти учащихся в процессе самостоятельной работы в группах:

Первая группа метеорологов (карточка № 1) проводит опыт с картонкой и газетой. В ходе работы участники группы должны сделать следующий вывод: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на окружающие предметы. Учащимися делается запись в тетради. (Приложение)

Вторая группа метеорологов (карточка №2) должна приготовить рассказ об изобретателе прибора барометра для измерения давления Эванджелисте Торричелли примерно следующего содержания: “Ртутный барометр был изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелистом Торричелли. Он наполнил запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления”. Показывают рисунок– ртутный барометр, портрет ученного. (Приложение).

А для более наглядного примера, я предлагаю вам посмотреть видео «Опыт Торричелли» и прошу вас ответить мне на вопрос «Почему атмосферное давление измеряется в мм.тр.ст.?»

Третья группа метеорологов (карточка №3) должна подготовить выступление по теме “нормальное атмосферное давление” следующего содержания: “Нормальным давлением принято считать давление 720 мм ртутного столба. Оно определяется на уровне моря на 45 параллели при температуре 0 градусов С. В настоящее время атмосферное давление измеряют прибором барометром – анероидом, в котором не применяют ртуть”. Показывают прибор – барометр – анероид, с использованием учебной наглядной таблицы. Называют и показывают карточку-опору с обозначением современной единицы измерения атмосферного давления гектопаскаль (гПа). (Приложение)

Все учащиеся записывают в тетрадях: барометр- анероид, 1013гП - среднее атмосферное давление.

Работа по карте:
- Где самый мощный слой тропосферы? (Над экватором)
-Географическая широта? 00ш.
- Где он наименьший? ( У полюсов, широта 900ш)
- А где он будет иметь “среднюю” величину? (450ш)
- Какой уровень на Земле принимается за 0 м. высоты, начало отсчета высот? (Моря)
- Значит, на поверхности океана на давление не будет влиять высота местности?
- А какой воздух легче теплый или холодный?
- Какой будет сильнее давить?
(Холодный)
- Значит, температура воздуха влияет на силу атмосферного давления?
- А что является границей между положительными и отрицательными температурами?
(00)
- Вот почему давление воздуха измеренное на широте 450ш, на высоте 0м- уровня моря и при t0 – 00 С, т.е. когда ничто не влияет на силу атмосферного давления, считается нормальным и ровно 760мм. рт. ст.

Четвёртая группа метеорологов (карточка №4) работает по рисунку, готовит ответ на вопрос, как изменяется давление с высотой. Делает соответствующий вывод: с высотой масса воздуха легче и температура ниже, отсюда и давление понижается. Дополнительная информация от учителя: На каждые 10,5 м вверх давление понижается на 1 мм рт. ст. В ходе работы над географическими задачами, учащиеся должны дать следующие ответы: “С высотой давление понижается”, “Выше расположен поселок А, в котором атмосферное давление равно 748 мм”.

Пятая группа метеорологов (карточка №5) по таблице показывает и сравнивает, как изменяется атмосферное давление, в связи с изменениями температуры воздуха. По таблице делают вывод: если повышается температура воздуха, то атмосферное давление понижается. (Вывод записывают в тетради).

3.1.4. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУПП (в течение 5-ти минут). Представители от групп делают сообщение по своим вопросам. В процессе выступления все учащийся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости корректирует правильность сообщений, дополняет.

VII. Физкультминутка.

Просим учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед. Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см 2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли - с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) слайд № 15

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Подсчитали, что столб воздуха давит на S=1 см.кв. с такой силой, как гиря в 1 кг 30г.

Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести? Влияет ли атмосферное давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших собственных наблюдений.( Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.

Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье люд

Учитель демонстрирует презентацию слайд № 13

Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет 828 м.

- При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться?

- Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание?

Учащиеся высказывают разные точки зрения (да - нет)

-Демонстрация слайда № 14 «Влияние пониженного АД на человека».

Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать

недомогание в таких зданиях.

- Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования

АД? Слайд № 15(Ответ - на состояние здоровья влияет резкое изменение АД).

Задания для закрепления.

XI. Рефлексия.

1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к задачам урока, которые были зафиксированы на доске).

2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?

Для этого используется программа «Интерактивное голосование». Голосование происходит путем нажатия на кнопки, расположенные в окне программы и соответствующие варианту ответа (одно нажатие – один голос). Результат выводится в виде гистограммы.

X. Домашнее задание:

ξ 25, вопросы презентации Слайд № 23

Составить задачу на тему “Атмосферное давление”.

Использованная литература:

  1. Учебник Алексеева А.И., Болысова С.И., Николиной В.В. и др.
  2. География. Природа и люди. Серия: Академический школьный учебник ("Полярная звезда"). Изд-во «Просвещение»
  3. Серия «Академический школьный учебник» В. В. Николина География 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя
  4. http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_6metod/index.html
  5. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
  6. http://fcior.edu.ru/card/4814/atmosfernoe-davlenie.html#
  7. Бибекова О. А. «География. Современные образовательные технологии». Волгоград. 2011.
  8. Зинченко Н. Н. «География. Активные формы обучения» Волгоград. 2001.
  9. Научно-методический журнал «География в школе». №8.2008.
  10. Уотт Ф., Уилсон Ф.« Погода и климат». М.: Росмэн, 1997 г.
  11. Элькин Г. Н. Физическая география . Поурочное планирование. 6 класс. С-П 2002 г.

 

Приложение.

Карточка №1 Тема: «Атмосферное давление»

Цель: Дать понятие атмосферному давлению.

Практическая работа: а) Возьмите картонку и положите ее на край стола, по указанной отметке. Что произошло? Взять эту же картонку, положить на край стола, сверху накрыть газетой? Что произошло? Почему картонка не упала?

в) Сделайте вывод: Что такое давление?

г) Откройте страницу 112 учебника, найдите ответ на вопрос: «Что такое Атмосферное давление?»

д) Запишите в тетрадь вопрос: «Что такое Атмосферное давление?», запишите ответ.

Карточка №2 Тема «Об изобретателе прибора для измерения давления Эванжелисте Торричелли»

Цель: Подготовьте рассказ, в ходе своего повествования, используйте имеющиеся рисунки.

Практическая работа: Откройте страницу 116 учебника, Урок 40. Найдите ответы на следующие вопросы:

а) В каком году Э. Торричелли изобрёл прибор для измерения атмосферного давления? Как назвал этот прибор Э. Торричелли? Как он устроен? Изучите строение ртутного барометра по рисунку.

б) Какие выводы при проведении своих опытов сделал Э. Торричелли?

Карточка №3 Тема: «Измерение атмосферного давления»

Цель: подготовить выступление по теме «нормальное атмосферное давление».

Практическая работа: Откройте страницу 112-113 учебника. Найдите ответы на следующие вопросы:

а) Как называется прибор, при помощи которого измеряют давление?

б) Дайте определение понятию - «нормальное атмосферное давление».

в) Назовите современную единицу измерения давления?

Чему равно среднее атмосферное давление на уровне моря?

Карточка №4 Тема: «Изменение атмосферного давления с высотой».

Цель: сформулировать вывод как изменяется давление с высотой.

Практическая работа:

а) Рассмотрите рисунок изменения атмосферного давления с высотой.

б) Дайте ответы на вопросы: Будет ли изменяться атмосферное давление с высотой? Почему в точке 3 столбик ртути будет выше, а в точке 4 ниже?

в) Сделайте вывод, запишите в тетрадь. Подготовьте краткое сообщение для остальных учащихся.

г) используя рисунок, решите географические задачи:

1. Барометр показал, что у подножья горы давление 760 мм рт. ст. Альпинисты должны подняться на высоту 3 км. Как изменится атмосферное давление с высотой? Будет выше или ниже?

2. В одно и тоже время при одинаковых условиях в пункте А атмосферное давление 748 мм рт. ст., а в пункте В - 768 мм рт. ст. Какой поселок расположен выше? Дайте ответ, с использование опорной карточки.

Карточка №5. Тема: «Изменение атмосферного давления в зависимости от нагревания земной поверхности».

Цель: определить зависимость атмосферного давления от нагревания земной поверхности.

Практическая работа:

а) Рассмотреть таблицу наблюдения за погодой в п. Лев Толстой:

Дата

06.04

07.04

08.04

09.04

10.04

температура

+3

+7

+9

+6

+7

Давление (мм рт.ст.)

745

743

740

742

740

б) Проследите изменения атмосферного давления по дням. Как меняется температура воздуха в п. Лев Толстой? Существует ли связь между температурой воздуха и атмосферным давлением?

в) Сделайте вывод: как изменяется атмосферное давление от нагревания земной поверхности?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.